АУДИТ ЦИФРОВОГО МАРКЕТИНГА - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

АУДИТ ЦИФРОВОГО МАРКЕТИНГА

Заика А.В. 1
1Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В эпоху постиндустриального общества, характерного для многих стран Запада, большое значение имеет современная информационная глобализация между государствами и людьми, в частности. В современной России также хорошо прослеживается тенденция перехода к цифровой экономике. Именно благодаря переходу к информационному обществу сформировался так называемый didgital-маркетинг цифровой маркетинг, представляющий собой процесс продвижения товаров и услуг в Интернет-среде. Как и любая другая коммерческая деятельность, didgital-маркетинг нуждается в проведении аудита. В пп.6 п. 7 ст. 1 федерального закона «Об аудиторской деятельности» №307 содержится информация о том, что аудиторские организации вправе оказывать такую услугу, как автоматизацию бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий.  [1]

Существует международный стандарт Cobit, содержащий четыре десятка международных стандартов, в котором описаны методы управления информационными технологиями в области IT-аудита. [2]

Во-первых, если руководство компании не уверено в полной безукоризненности и безошибочности функционирования работы, это первый сигнал того, что необходимо обратиться за квалифицированной помощью, прибегнув к аудиторским услугам. Во-вторых, аудиторские услуги могут сыграть превентивную функцию путем выявления возможных штрафов, нарушений, действий со стороны Интернет-хакеров, а также выявления слабых, уязвимых мест в работе didgital-маркетинга и пути их предотвращения. Аудит требует изучения всех аспектов didgital-маркетинга – контент-маркетинга, маркетинга в социальных сетях (англ. Social media marketing, сокращенно - SMM), оптимизация сайта и др.

Аудит контент-маркетинга заключается в диагностике тех опубликованных статей, которые вызвали наибольшую заинтересованность у потребителей, что можно использовать для расширения охвата посетителей. Необходимо принять во внимание устаревший контент, и даже если компания желает его сохранить для целей ранжирования, необходимо его отредактировать и вставить «свежие» ссылки. При изучении деятельности компании аудиторам необходимо иметь в виду следующие основные моменты. Во-первых, какие маркетинговые каналы использует компания и эффективны ли они. Во-вторых, список партнеров, контрагентов фирмы, благодаря чему можно выявить количество переданных на аутсорсинг услуг, а вследствие этого определить целесообразность нахождения того или иного работника в штате сотрудников. В-третьих, аудиторам стоит обратить внимание на то, как именно происходит утверждение бюджета; насколько обоснованы целевые показатели на следующий период, на чем они основываются; как проводится процедура согласования дополнительных расходов вне рамок утвержденного бюджета.

Стратегия маркетинга в социальных сетях хоть и имеет определенные четкие цели относительно направления продвижения того или иного товара, но зачастую они становятся бессмысленными с течением времени. Например, «Я хочу 3 миллиона подписчиков за 2 месяца». Это возможно, но маловероятно. Само создание практичных и реальных целей важный показатель для успешной деятельности. Однако в целом необходимо проанализировать следующие аспекты деятельности компании: как изменился объем трафика на веб-сайте, если да – то насколько; чему отдает предпочтение организация – постоянным или вновь зашедшим посетителям, в идеале, приоритет должен отдаваться синтезу двух этих показателей; проанализировать продолжительность нахождения потенциальных покупателей на сайте, оценить количество лидов, полученных через социальные сети и в целом процесс проводимой лидогенерации. Аудитор также может проанализировать дату последней публикации информации о товаре/услуге в социальных сетях, данные по размещению рекламы компании, которая чаще всего размещается или напрямую, или через маркетинговые агентства. Важно просмотреть все рекламные компании и оценить затраты на их деятельность.

Аудит SEO (аудит поисковой оптимизации) ставит целью выявить продвижение в рейтинге сайта, наиболее эффективные и наименее эффективные ключевые слова, выявление страниц, требующих доработок.Например, интернет-магазин может увеличить целевой трафик, если исправит товарные страницы, которые поисковик воспринимает как дубль из-за некорректного оформления или низкого качества. Международный стандарт МСА-260 «Информационное взаимодействие с лицами, отвечающими за корпоративное управление» предусматривает обоюдное сотрудничество между аудитором и аудируемым лицом. Пункт А34 международного стандарта аудита МСА-500 «Аудиторские доказательства» гласит, что аудиторам могут потребоваться специальные знания в областях, отличных аудита, например, технические данные [3]. Поэтому в рамках интернет-маркетинга необходимо поставить задачу SEO-специалисту собрать самые популярные запросы, по которым клиенты искали продукцию или компанию, а также посмотреть количество этих запросов в Яндексе и Google.

Основатель одного из лучших учебных блогов по SEO Брайан Дин представил интересную статистическую информацию, согласно которой только 0,78 % пользователей, осуществляющих поиск в Google, открывают результаты на второй странице. Именно поэтому очень важно повышать качество сайта, так как от этого зависит место, на котором он окажется в результатах поиска по определённому запросу.Аудит поможет выявить страницы, которые требуют доработок, и на его основе можно составить список необходимых правок для сайта. 

Прямой канал общения между компанией и ее клиентами, как правило, включает в себя следующие инструменты информационной коммуникации: письма по электронной почте, sms-сообщения, директ – разновидность мессенджера, где можно обмениваться фото/видео, текстовыми сообщениями, а также продавать и покупать. Благодаря сервису «Google Аналитика» аудитор может посмотреть детальную статистику по посещению сайта, а также данные по продажам, вследствие чего данный сервис способен занять существенную долю в электронной коммерции. В рамках проводимых аудиторских процедур можно проверить: содержание сообщений (в случае различного вида технических ошибок может быть отправлено sms, например, с некорректной датой); как часто используется анализ недоставленных сообщений и корректировка данных о клиенте в базе, если оплата осуществляется за отосланные, а не доставленные сообщения; расценки используемых платформ для рассылки сообщений. Используются ли разные тарифы за рекламные и информационные (например, «заказ собран», «заказ отправлен», «заказ ждет Вас в пункте самовывоза») сообщения [4].

В п. 7 ст. 1 федерального закона «Об аудиторской деятельности» №307 сказано, что аудиторские организации могут оказывать прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги, к которым и относится вышеописанные действия аудиторов по цифровому маркетингу. В обзоре Министерства Финансов РФ «Крупнейшие аудиторские организации на рынке аудиторских услуг в 2019 году» представлены основные показатели деятельности аудиторских организаций, в том числе распределение их доходов по РФ в целом, по г. Москве, а также по остальным регионам за 201, 2019 годы [5]. Данные представлены в таблице.

Таблица 1 - Распределение доходов крупнейших аудиторских организаций по Российской Федерации (в %)

 

Россия – всего

Москва

Другие регионы

2018

2019

2018

2019

2018

2019

Доля доходов от проведения аудита в общих доходах за год

50,9

52,1

52,3

53,1

35,9

40,6

Доля доходов от оказания сопутствующих аудиту услуг в общих доходах за год

4,0

4,1

4,4

4,5

0,2

0,2

Доля доходов от оказания прочих услуг в общих доходах за год

45,1

43,8

43,3

42,4

63,9

59,2

Изучив показатели, представленные в таблице, можно сделать вывод, что доходы от оказания прочих услуг занимают существенную долю в общих доходах: 43,8% в 2019 году в целом по России, 42,4% в 2019 году по г. Москве и 59.2% в других субъектах РФ. Можно заметить, что присутствуют колебания доли доходов от оказания прочих услуг по сравнению с 2018 годом в сторону уменьшения на 2-3% как по России, так и по регионам. Отметим, что что в других регионах России доходы от оказания прочих услуг составляют более половины (63,9% в 2018 г. и 59,2% в 2019 г.) всех общих доходов аудиторских организаций.

Благодаря цифровому аудиту своевременно и более полно обследовать деятельность хозяйствующих субъектов, а также проанализировать их состояние, эффективность работы и выявить уязвимости в деятельности компании по направлению didgital-маркетинг. Относительная новизна данного направления определяет специфичные, присущие ему инструменты и методы для проведения аудита, в том числе SEO – поисковая оптимизация и директ.

Список литературы:

Обзор Министерства Финансов России «Основные показатели рынка аудиторских услуг в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/audit/audit_stat/MainIndex/?id_39=131697-krupneishie_auditorskie_organizatsii_na_rynke_auditorskikh_uslug_v_2019_godu

1. Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "Об аудиторской деятельности" [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_83311/5662200f71fec9b8ab1a6e0615896613d3852b5a/ (дата обращения: 03.03.21).

2. Стандарт «COBIT 4.1 Executive Summary». COBIT 4.1 Executive Summary. ITGI. [Электронныйресурс]. – URL: http://www.isaca.org/Knowledge-Center/cobit/ Documents/COBIT4.pdf

3. Международный стандарт аудита МСА-500 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.ifac.org/system/files/publications/files/2015-IAASB-Handbook-Vol-1-Russian.pdf

4. Корягин А.А, Ряховский В.В. Проведение аудита расходов по направлению Digital Marketing [Электронный ресурс]. – URL: https://www.audit-it.ru/articles/audit/a1011009/1029243.html#sdfootnote2sym

5. Обзор Министерства Финансов России «Основные показатели рынка аудиторских услуг в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – URL: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/audit/audit_stat/MainIndex/?id_39=131697-krupneishie_auditorskie_organizatsii_na_rynke_auditorskikh_uslug_v_2019_godu

Просмотров работы: 5