В современном мире при появлении и развитии предпринимательской деятельности все чаще возникает вопрос и необходимость в ведении финансовой отчетности, которая требует постоянного контроля и анализа деятельности. В данной ситуации помогает проведение аудиторской проверки. Аудит представляет собой независимую проверку, которая выражает мнение о бухгалтерской отчетности проверяемой организации.
Собственники организации (акционеры, учредители, пайщики) не всегда в состоянии оценить реальную ситуацию, которая складывается в компании на данном этапе, также решение сложных задач, постоянный контроль за осуществляемой деятельностью, отражение операций в отчетности требуют большого количества времени. В таком случае возникает потребность в осуществлении проверки. Проведение аудита на предприятии может быть как обязательным, так и проводимым по инициативе самой организации. В обоих случаях оно имеет достаточно важное и необходимое значение. Собственники прибегают к данному виду услуг для получения достоверной информации о деятельности своей компании.
В представленной ниже таблице рассмотрены пользователи аудита и их заинтересованность в проведении данной формы контроля.
Таблица 1- Заинтересованность пользователей в проведении аудита
Пользователи |
Интерес |
Собственники организации |
Получение прибыли |
Кредиторы |
Получение процентов |
Инвесторы |
Доходы по вкладам |
Руководство |
Оплата труда |
Поставщики |
Получение средств за поставки |
Покупатели |
Получение товара и услуг |
Государственные учреждения |
Налоги и сборы |
Понятие аудита рассматривается с нескольких сторон:
С экономической точки зрения, это такая форма контроля, которая выражается в его функциях (учетная и контрольная). С помощью них осуществляется подтверждение бухгалтерской отчетности организации, оказание консультационных услуг (налоговое и управленческое консультирование).
Понятие аудита можно обосновать с юридической точки зрения. Это совокупность нормативно-правовых актов, которые регулируют аудиторскую деятельность и правовые отношения в данной сфере.
В нормативном источнике понятие аудиторской деятельности определяется как деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами. К аудиторской деятельности не относятся проверки, осуществляемые в соответствии с требованиями и в порядке, отличными от требований и порядка, установленных стандартами аудиторской деятельности. [1]
Рассмотренные выше значения аудита и аудиторской деятельности позволяют понять, что данное определение намного шире таких понятий, как ревизия или контроль в различных его формах. Аудиторская деятельность позволяет не только выявить различные отклонения, вести отчетность компании и различные консультационные услуги, но и разрабатывает меры и предложения по устранению найденных замечаний.
Основными сопутствующими услугами аудиторской фирмы являются:
- постановка, ведение и восстановление бухгалтерского учета, ведение финансовой отчетности и предоставление необходимой консультации по вопросам, связанным с бухгалтерской отчетностью;
- консультирование в налоговой сфере, ведение и восстановление налоговой отчетности, составление деклараций;
- юридическая помощь при возникновении вопросов, связанных с судебной деятельностью, также консультация по юридическим вопросам и представление интересов в суде;
- разработка и анализ проектов, бизнес-планов;
- проведение исследовательских работ в данной области;
- обучение в области аудита. [2]
Как уже понятно из определения аудита, целью данной деятельности является выражение мнения о достоверности финансовой отчетности и, соответственно, проводимых хозяйственных операций, во всех существенных аспектах. Аудиторская деятельность позволяет объективно и точно предоставить информацию об аудируемом объекте хозяйственной деятельности. Конечной целью проведения данной проверки является составление аудиторского заключения, в котором проанализированы финансовое состояние организации в целом, а также ее устойчивость и кредитоспособность.[3]
При проведении аудиторской проверки важным аспектом является достоверность информации, под которой понимается точность документации, предоставляемой аудиторам при проведении проверки, с помощью которой можно сделать точные выводы о деятельности организации и результатов ее функционирования, также имущественном состоянии предприятия.
Вся деятельность аудиторских фирм регулируется нормативно-правовыми актами, которые используют в своей работе аудиторы, например, закон «Об аудиторской деятельности» №307-ФЗ, также на практике используются Международные стандарты аудита и многие другие системы нормативного регулирования. [4]
Основными задачами аудита, как одного из основных факторов эффективности бизнеса являются:
- подтверждение публикуемой финансовой отчетности, что позволяет удостовериться в низком значении риска компании и вовремя предотвратить неточности;
- проверка легальности совершенных хозяйственных операций;
- проверка оценка состояния использования финансовых, трудовых и материальных ресурсов. [5]
Таким образом, изучив определения как аудита, так и аудиторской деятельности, можно прийти к выводу, что аудит, как форма контроля, важен и имеет первостепенное значение в сфере бизнеса. Он помогает учредителям организации в ведении и установлении достоверности всех совершаемых финансовых операций. На данном этапе развития рыночной экономики страны все чаще возникает необходимость в осуществлении такого вида контроля. На рынке уже сложилось достаточное количество аудиторских организаций, создав тем самым конкуренцию в данной области. Организации, нуждающиеся в привлечении помощи аудиторской фирмы, вправе самостоятельно выбрать компетентную организацию в данном вопросе. Все вышеперечисленные факторы способствуют не только развитию бизнеса нашей страны, но и в целом общественного производства.
Список литературы:
1.Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "Об аудиторской деятельности"
2. Агабекян, О.В., Макарова, К.С. Аудиторское заключение: формы выражения мнения, составление и представление // Аудиторские ведомости. 2019. N 3. С. 13 — 19.
3.Голодова, Ю.С. Рынок аудиторских услуг России: анализ результатов, проблем и перспектив // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2018. N 8. С. 86 — 90.
4. Селянина, Е.Н. Итоги аудиторской проверки: практические аспекты // Аудиторские ведомости. 2020. N 10. С. 66 — 69.
5. Табалина, С.А., Ремизов, Н.А. Аудит. Современная методика: Проверка разделов отчетности согласно МСА и федеральным ПСАД/ Под ред. Н.А. Ремизова. — М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2018. — 240 с.