Введение. Подготовка к школе является итогом предшествующего развития ребенка в дошкольном возрасте и начальным звеном для его систематического обучения. Начало школьного обучения предполагает необходимость наличия у ребенка высокого уровня развития волевой регуляции, проявляющего в умении самостоятельно приобретать знания, контролировать свои действия и поступки, находить способы решения в трудных ситуациях, управлять своим поведением (Л.И. Божович, Н.И. Гуткина, В.А. Иванников, Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин, Т.Н. Шульга и др.). [1- 132 с.]
Недостаточное развитие волевой сферы дошкольников выше перечисленные психологи связывают с неподготовленностью детей к обучению в школе, проявляющийся в импульсивных формах поведения, в неумении трудиться, в неадекватной реакции на трудности в учении, в неумении слушать и понимать учителя. Недостаточное развитие волевой сферы дошкольников затрудняет обучение ребенка в школе, вызывает ряд трудностей у педагогов в обучении детей. Волевая готовность к обучению в школе- это способность ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требует учитель.
Проблема формирования волевой готовности детей к школе является значимой для успешного последующего обучения детей в школе. С решением этой проблемы связано определение целей и принципов организации обучения и воспитании в дошкольных учреждениях.
Важными особенностями развития воли детей 6-7 лет являются:
формирование навыков целеполагания, умение планировать свою деятельность;
формируются достаточная способность к волевому усилию;
развивается произвольность в сфере движений, действий, познавательных процессов и общения со взрослыми.
В психологической готовности детей к школе развитие таких волевых качеств, как дисциплинированность, настойчивость, упорство, выдержка и других качеств играет важную роль. От уровня развития этих качеств зависит успешное овладение школьной программы.
Важную роль в развитии воли играет изменение во взаимоотношениях двух сигнальных систем. В течение дошкольного детства постепенно повышается влияние словесных сигналов на поведение ребенка, возрастает роль временных связей, образовавшихся на уровне второй сигнальной системы, в регуляции его действий. [2, с. 144] Выполнение словесных инструкций проходит на протяжении дошкольного возраста ряд ступеней в своем развитии. На ранних возрастных ступенях, например, ребенок возраста 2-3 года получив инструкцию что- либо делать забывают и начинают делать то, что им хочется, а не то, что было задано.
Таким образом, нам представляется важным исследовать волевой компонент детей 6-7 лет, как показателя психологической готовности к школе, который тесно связан с интеллектуальную и мотивационной готовностью детей и выступает фундаментом их успешного обучения в начальной школе.
Цель статьи- заключается в выявлении менее развитых уровней волевой готовности детей 6-7 лет и организации формирующей работы в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Материал и методы исследования. Методом исследования является диагностика уровня сформированности волевой готовности детей 6-7 лет к обучению в школе. Исследование проводится в частном детском саду «Олимпик» города Якутска. в диагностике используются следующие методы и методики.
«Домик» Н. И. Гуткиной. [3, с. 82]
Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающий домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Методика рассчитана на детей 5-10 лет и может использоваться при определении готовности детей к школьному обучению.
«Графический диктант» Д. Б. Эльконина. [3, с. 69]
Предназначена для исследования ориентации в пространстве.
Цель исследования: выявить умение внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого.
Методика «Бусы» Л. А. Венгера. [4, с. 5]
Цель исследования: для выявления количества условий, которые может удержать ребенок в процессе деятельности при восприятии задания на слух.
Методика «Да и нет» Н.И. Гуткиной. [3, с. 84]
Предназначена для исследования произвольного внимания и памяти при определении готовности детей к школе.
Цель исследования: выявление умения действовать по правилу.
Совокупность методик позволит диагностировать характеристику произвольности испытуемых на уровне психических процессов методика «Домик» - произвольность внимания, на уровне действий - методика «Графический диктант» на уровне самоконтроля методика «Бусы».
У каждого ребенка при переходе на новую ступень обучения наступает переломный момент, он идет в школу. Зачастую, начало учения сопровождается множеством проблем, связанных с неподготовленностью ребенка. Детям трудно привыкнуть к новым правилам, требованиям, которые выдвигаются учителем. Возможно непонимание целей обучения, так как в большинстве случаев ребенка интересуют лишь школьные принадлежности для учения в школе, а желание учиться, как такового, не возникает.
Волевая готовность считается сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действий, принимать усилия к его реализации, преодолевать препятствия, у него формируется произвольность психологических процессов.
Наличие волевых качеств у ребенка поможет ему длительное время выполнять задания, не отвлекаясь на уроке, доводить дело до конца. Своевременное включение в работу и достаточно быстрое переключение с одного вида деятельности на другой. Умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок. Перечисленные умения обеспечивают безболезненную адаптацию ребенка к школе, к новой деятельности, способствуют его благоприятному обучению и развитию.
Для этого в программу были включены элементы, направленные на повышение уровня целеустремленности, настойчивости и самостоятельности.
Для реализации данной программы занятий требует следующие
условия:
Создать предметно- развивающую сферу в группе;
Привлечь детей к различным и развивающим занятиям;
Регулярно проводить мероприятия, направленные на формирование волевых качеств.
Содержание программы занятий основан на принципах:
Открытость (содержание проблемной ситуации или противоречия);
Соответствие условий выбранным методикам, формирующим волевые качества;
Наглядность, доступность подачи информации, введение игрового элемента в процессе занятия;
Учет возрастных особенностей дошкольников.
Цель занятий:
Повысить уровень волевого качества;
Развитие творческих и познавательных способностей;
Развитие наблюдательности, внимания, памяти;
Вызвать интерес к обучению.
Задачи занятий:
Развитие волевых качеств, нравственных привычек;
Развитие познавательных и творческих способностей;
Развитие коммуникативных способностей.
Ожидаемый результат:
В первую очередь, повышением уровня волевого качества у дошкольников, формирование нравственных привычек, познавательных и творческих способностей, повышение уровня интереса к обучению. Также повышение уровня стабильности волевой регуляции деятельности, сформированность умения правильно выражать свои чувства и слова, снятие барьеров в общении и улучшение социально- психологического климата в группе.
Необходимые условия реализации программы:
Комната для занятий, необходимые атрибуты для выполнения заданий, атрибуты для проведения игр.
Содержание программы занятий
Занятие 1.
Задачи: развитие внимания и умения владеть собой; развитие воображения, эмоционально -выразительных движений, внимания и памяти; формирование навыков сотрудничества, развитие сплоченности и толерантности в группе.
Содержание: 1. Ритуал приветствия «Комплименты». 2. Игра «Волк и зайцы». 3. Игра «Будь внимателен». 4. Упражнение «Аплодисменты по кругу».
Занятие 2.
Задачи: развитие навыков произвольного поведения, развитие уверенности в себе, развитие слухового внимания, формирование навыков сотрудничества в группе.
Содержание: 1. Ритуал приветствия «Передай улыбку по кругу». 2. Игра «Запретное число». 3. Релаксация «Необычная радуга» 4. Ритуал прощания «Аплодисменты по кругу».
Занятие 3.
Задачи: развитие внимания, быстроты реакции, сплочение детского коллектива, создание бодрого настроения.
Содержание: 1. Ритуал приветствия «Пожелания». 2. Упражнение «Рисуем вместе». 3. Релаксация «Воздушный шарик». 4. Ритуал прощания «Аплодисменты по кругу».
Занятие 4.
Задачи: развитие умения выражать свои чувства словесно; развитие внимания, развитие навыков сотрудничества, снижения напряженности и возбуждения.
Содержание: 1. Ритуал приветствия «С разным настроением». 2. Игра «Слушай свое имя». 3. Релаксационное упражнение «Порхание бабочки». 4. Ритуал прощания «Аплодисменты по кругу».
Занятие 5.
: развитие умения свои чувства ; развитие внимания; умения по схеме; совершенствование регулировать свое , преодоление двигательного ; сплочение коллектива.
Содержание: 1. приветствия «Комплименты». 2. «Вежливость». 3. Игра «Не ». 4. прощания «Аплодисменты по ».
Занятие 6.
Задачи: слухового и внимания; стимуляция , развитие умения и точно реагировать на , совершенствование движений; сплочение коллектива, развитие по отношению друг к .
Содержание: 1. приветствия «Давайте поздороваемся». 2. «Прыгай, !». 3. Игра «Будь » 5. Ритуал прощания « по кругу».
Занятие 7.
Задачи: развитие внимания, развитие слухового внимания, способности к волевому управлению поведением, сплочение детского коллектива.
Содержание: 1. Ритуал приветствия «Дружба начинается с улыбки». 2. Игра «Слушай и выполняй». 3. Релаксация «Четыре стихии». 4. Ритуал прощания «Аплодисменты по кругу».
Занятие 8.
Задачи: Развитие внимания, развитие способности быстро переключать внимание, воспитание выдержки и волевого усилия, сплочение детского коллектива.
Содержание: 1. Ритуал приветствия «Комплименты». 2. Игра «слушай хлопки». 3. Релаксация «Отдых на море». 4. Ритуал прощания «Аплодисменты по кругу».
Занятие 9.
Задачи: формирование навыков сотрудничества, развитие слухового внимания, способности к волевому управлению поведения, развитие сплоченности группы, создание бодрого настроения.
Содержание: 1. Ритуал приветствия «Улыбнись соседу и пожелай доброго утра». 2. Игра –сказка «Колобок». 3. Релаксация «Музыкальная шкатулка». 4. Ритуал прощания «Аплодисменты по кругу».
Занятие 10.
Задачи: напряжения и неуверенности; сообразительности, быстроты и координации, действовать согласованно; группы.
Содержание: 1. приветствия «Дружба начинается с улыбки». 2. «Сложи фигуру». 3. игра «Найди игрушку» 4. прощания «Аплодисменты по ».
Занятие 11.
Задачи: умения выражать чувства ; развитие внимания; умения работать по ; совершенствование умения свое , преодоление двигательного ; сплочение детского .
Содержание: 1. Ритуал приветствия «Комплименты». 2. Игра-сказка «Маша и Медведь». 3. Игра «Не шевелись». 4. Ритуал прощания «Аплодисменты по кругу».
Занятие 12.
Задачи: снятие напряжения и неуверенности; развитие сообразительности, быстроты реакции и координации, умения действовать согласованно; развитие внимания, сплочение группы.
Содержание: 1. Ритуал приветствия «Давайте поздороваемся». 2. Игра-сказка «Курочка ряба». 3. Игра «Поставь пальчик». 4. Ритуал прощания «Аплодисменты по кругу».
Занятие 13.
Задачи: развитие внимания; сплочение детского коллектива.
Содержание: 1. Ритуал приветствия «Улыбнись соседу». 2. Упражнения «Сложи фигуру из счетных палочек». 3. Игра-сказка «По- щучьему веленью». 4. Ритуал прощания «Аплодисменты по кругу».
Итоговое занятие
Задачи: снять страх перед школой, облегчить будущую адаптацию к школе
Содержание: Игра «Школа».
Выводы: Наше исследование было посвящено решению важной задачи современного дошкольного образования- подготовке детей к школе.
В психолого –педагогических исследованиях достаточно большое внимание уделяется этому вопросу. Многие исследователи (Л.А. Венгер, А.Л. Венгер, Н.И. Гуткина, А.В. Запорожец, Е.О. Смирнова, Т.И. Шульга, Д.Б. Эльконин и др.) называют одной из причин не успешности обучения детей в школе слабое развитие волевого компонента.
Таким образом, нам представляется важным исследовать волевой компонент детей старшего дошкольного возраста как показателя психологической готовности к школе, который тесно связан с интеллектуальной и мотивационной готовностью детей, и выступает фундаментом их успешного обучения в начальной школе.
Список литературы
Особенности психического развития детей 6-7- летнего возраста / Под. ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера / Д. Б. Эльконин, А. Л. Венгер // М., 1988 - 132 с.
Иванников, В. А. Психологические механизмы волевой регуляции / В. А. Иванников // М., 1998. 144 с.
Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе. – 3-е изд., перераб. и дополн. – СПб.: Питер, 2000. – 184 с.: ил. – (Руководство практического психолога).
Комплексная методика диагностики психического развития детей 6-7 лет «SCHOOL». // «Бюллетень научно–методических разработок по профориентации и психологической поддержке населения», Вып.2 - :М.,2000, стр. 5.