МЕТОДОЛОГИЯ АНАЛИЗА ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

МЕТОДОЛОГИЯ АНАЛИЗА ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ

Чуванова М.В. 1
1Южный федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 Исследование – это вид деятельности человека, состо­ящий в:

а) распознавании проблем и ситуаций, определении их проис­хождения;

б) выявлении свойств, закономерностей поведения и развития;

в) установлении места этих проблем в системе накопленных знаний;

г) нахождении путей, средств и возможностей ис­пользования новых представлений или знаний о данной проблеме в прак­тике ее разрешения.

Методы исследования – совокупность правил и процедур решения многообразных задач управления, целью которой является обеспечение эффективного развития организации.

Анализ внутренней среды организации дает оценку, разрешат ли внутренние силы использовать в своих силах возможности и какие внутренние слабости могут ухудшить будущие проблемы, связанные с внешними опасностями. 

Метод "360 градусов" – это сбор данных о действиях человека в реальных рабочих ситуациях и о проявленных им деловых качествах.  Метод анализа персонала дает возможность составить как можно более полное представление о работнике, выявить его потребность в профессиональном росте, определить способы повышения эффективности его труда.

С целью построения стратегии развития предприятия проводят комплексную оценку внутренней среды организации, основой которой могут являться такие методы, как SNW-анализ и GAP-анализ.

При SNW-анализе фиксируется ситуационное среднерыночное состояние, иначе говоря, своеобразная нулевая точка конкуренции.

GAP-анализ служит одним из эффективных методов стратегического анализа. Суть GAP-анализа заключается в определении существует ли «разрыв» между целями организации и ее возможностями по достижению этих целей.

Анализ потребителей заключается в составлении профиля тех, кто покупает продукт или услуги, реализуемые организацией. Сегментация потребителей может быть составлена по следующим характеристикам: географическим (страна, город, район), социально-экономическим (уровень дохода, положение в обществе), демографическим (возраст, сфера деятельности) и по предпочтениям потребителя.

Анализ данного компонента микроокружения позволяет определить в какой мере покупатели склонны к продукту или услугам фирмы, насколько можно увеличить круг потенциальных покупателей.

Влияние поставщиков на деятельность фирмы также важна. Среди наиболее встречающихся методов анализа – метод экспертной оценки.

Не меньшую опасность влечёт деятельность предприятий схожих услуг. Следовательно, нельзя игнорировать своих существующих конкурентов, а также возможность появления новых игроков на рынке. Метод, которым можно воспользоваться при анализе своих конкурентов – это карта конкурентов. Она даст возможность выделить тех участников рынка, являющиеся движущими компаниями на рынке, ставят правила игры в отрасли.

Среда косвенного воздействия труднее, чем среда прямого воздействия. Для анализа среды «дальнего» окружения следует воспользоваться PEST-анализом. Данный метод анализа как инструмент стратегического анализа позволяет грамотно расставлять приоритеты, выявлять потенциал для улучшения текущего положения компании.

PEST анализ складывается из показателей отрасли: политические (Р), экономические (Е), социально-культурные (S) и технологические (Т).

Политические факторы (Р): факторы политико-правового окружения компании. Анализ данной отрасли включает в себя параметры: государственное регулирование в отрасли;политика образованности специалистов.

Экономические факторы (Е)исследуются как основной фактор для определения инвестиционных перспектив и перспектив развития рынков. В ходе анализа данной группы факторов необходимо определить параметры:преобразования курсов валют, стоимости капитала; изменение уровня безработицы; преобразования уровня инфляции.

Социально-культурные (S) включают в себя параметры:изменение демографического характера;особенности менталитета, культурные ценности;изменение вкусов и предпочтений аудитории.

Технологические (Т) факторы, которые характеризуют технологический прогресс в отрасли: возможные преобразования в технологиях; влияние интернета на развитие рынка.

PEST анализ предоставляет оценку влияния фактора в долгосрочной перспективе, что дает возможность применять полученные данные для формирования стратегии.

Для анализа влияния факторов внешней среды также может быть использован анализ ЕТОМ (табл. 1) − аббревиатура от Environmental Threatsand Opportunities Matrix − матрица угроз и возможностей внешней среды. Анализ ЕТОМ заключается в:

оценивается направленность влияния (возможность, угроза);

устанавливается вес (Y) каждого составляющего фактора с точки зрения возможности его силы воздействия на деятельность организации;

оценивается важность каждого включенного фактора (Z);

считается совокупное влияние факторов на организацию (I).

Таблица 1 – Матрица ETOM-анализа

Группа факторов

Описание факторов

Угроза (-)

X

Возмож-ность (+) X

Вес

(1-5)

Y

Важность (1-12)

Z

Влияние факторов

I=X*Y*Z

Политические

           

Итого

Социально-экономические

           
           

Итого

Технологии

           

Итого

Анализ внешней среды посредством матрицы ETOM дает возможность получить данные о факторах, представляющие опасность или открывающие новые возможности. 

Использование методов анализа внутренней среды организации позволяет обогатить теорию и практику менеджмента.Методы исследования среды косвенного воздействия анализируют политические, социально-экономические и технологические факторы и позволяют определять изменения и будущие угрозы в макросреде на первой стадии их проявления.При помощи методов исследования среды прямого воздействия происходит анализ влияния рыночной власти потребителей, рыночной власти поставщиков, действующих конкурентов.

Список используемой литературы

PEST-анализ: что это и как провести. Электронный ресурс «Финансовый директор» / Режим доступа: https://www.fd.ru/articles/158338-kak-provesti-pest-analiz-qqq-16-m12/(дата обращения: 06.03.2021).

Анализ микросреды. Электронный ресурс «Distanz» / Режим доступа: https://www.distanz.ru/feed/lectures/analiz-mikrosredy_2348/ (дата обращения: 06.03.2021).

Е.В. Купцова. Бизнес-планирование. – М.: Юрайт, 2019. – 432 с.

Логистика и управление цепями поставок. Электронный ресурс «Ростовская Школа Логистики» / Режим доступа: https://rostov-logist.ru/teoriya-logistiki/metody-vybora-postavshhikov// (дата обращения: 06.03.2021).

Основы менеджмента: учебно-методическое пособие/ Анопченко Т.Ю.[и др.]; под общ. ред. д-ра эконом. наук, проф. Чернышева М.А. — Ростов н/Д.: Феникс, 2007. — 365 с.

Уильям Бирли, Джон Джонс, Татьяна Козуб. Оценка 360° – М.: Эксмо, 2009. – 336 с.

Просмотров работы: 62