Профессионально значимые качества личности современного педагога - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Профессионально значимые качества личности современного педагога

Балтаева Малика Ёмутжановна 1, Пшеничнова И.В. 2
1Шф ИвГУ
2ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет», Шуйский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современных условиях в обществе постоянно растет потребность в компетентных специалистах в самых разных областях профессиональной деятельности. Современному обществу нужны педагоги, способные к успешной профессиональной деятельности.

До недавнего времени специалисты говорили только о профессионально значимых качествах учителя. Но в зависимости от того насколько будет совершенным личностное и психическое развитие обучающихся, развитие их потребностей и мотивов, склонностей и интересов, самосознания, самостоятельного творческого мышления, нравственной воспитанности и социальной активности, во многом зависит от профессионального влияния учителя. Актуальность этой проблемы не снимается новыми социальными запросами развития общества на современном этапе, а, напротив, обостряется, содержательно наполняется новыми компонентами – усилением акцента на взаимодействии теории и практики в психологии педагогического труда. Если называть педагогами только профессионалов, а не всех людей, как это присуще реальности, то их окажутся миллионы: преподаватели и учителя, мастера и воспитатели, те, кто по образованию или специальности не является педагогом (к примеру, многие социальные педагоги, «внешкольники»), учёные и методисты, хозяйственники и управленцы. Это не только самый массовый отряд интеллигенции, который в значительной мере обеспечивает судьбу страны. Это люди, которые облечены доверием общества и государства – оказывать помощь общественному воспроизводству поколений и ответственные за это решающее для страны и для каждого человека дело.

Также очевидно противоречие между массовой потребностью в сотнях тысяч педагогов-профессионалов и уникальностью требований к их деятельности и личности, требований, в сущности, к обычным людям, но имеющим дело с фантастически сложным материалом – человеком. Констатируя столь существенное противоречие, нельзя не отметить еще одну его особенность: являясь, по сути, и значимости общественным, оно преодолевается главным образом личностно. Естественно, многое способно сделать само государство (усовершенствовать материальную базу педагогических учебных заведений, улучшить учебные планы, методы и содержание профессиональной подготовки, поднять ее организационный и научный уровень), но все это, хоть и важная, но лишь внешняя сторона дела, которая касается больше условий, чем существа. Сущность же – во внутренней работе самого учителя над собой. Тогда педагог «от вуза» способен постепенно перейти на уровень педагога «от Бога».

Важным фактором, влияющим на эффективность деятельности учителя, являются его личностные качества. Каждая профессия предъявляет специфические требования к личностным качествам потенциального работника, который должен осуществлять профессиональную деятельность успешно. В исследовании Л.М. Митиной были выделены более пятидесяти личностных свойств учителя (как профессионально-значимых качеств, так и собственно личностных характеристик). Приведём список этих свойств: вежливость, вдумчивость, взыскательность, впечатлительность, воспитанность, внимательность, выдержка и самообладание, гибкость поведения, гражданственность, гуманность, деловитость, дисциплинированность, доброта, добросовестность, доброжелательность, идейная убеждённость, инициативность, искренность, коллективизм, политическая сознательность, наблюдательность, настойчивость, критичность, логичность, любовь к детям, ответственность, отзывчивость, организованность, общительность, порядочность, патриотизм, правдивость, педагогическая эрудиция, предусмотрительность, принципиальность, самостоятельность, самокритичность, скромность, справедливость, сообразительность, смелость, стремление к самосовершенствованию, тактичность, чувство нового, чувство собственного достоинства, чуткость, эмоциональность. Этот общий перечень свойств составляет психологический портрет идеального учителя. Стержнем его, его сердцевиной являются собственно личностные качества — направленность, уровень притязаний, самооценка, образ «Я».

Весомую роль в личностной характеристике учителя играет профессиональное педагогическое самосознание.

Задача будущего учителя заключается в том, чтобы не просто знать выше перечисленные качества, а уметь диагностировать себя на предмет определения степени сформированности их на том или ином этапе профессионального становления, намечать пути и средства дальнейшего развития положительных качеств и нейтрализации и вытеснения отрицательных.

В системе профессиональных знаний педагога можно выделить пять основных блоков:

Первый блок – это четкие представления о специфической психической реальности, связанные с ненасытным интересом к ней и готовностью контактировать с ней в межличностном общении.

Выделяют следующие психологические компоненты: дифференциально-психологический - это знания об особенностях усвоения учебного материала в соответствии с индивидуальными и возрастных характеристик; социально-психологический – это знания о особенностях учебно-познавательной и коммуникативной деятельности учебной группы и конкретной личности в ней, об особенностях взаимоотношений; аутопсихологический – это знания о положительных и негативных аспектах своей деятельности, ее особенности.

Второй блок – это педагогические знания. Выделяют такую особенность педагогической деятельности как многоуровневость. Среди них выделяют знание обусловленности целей обучения, теоретический (знания законов и принципов педагогической деятельности), методический (формирование учебно-воспитательного процесса), технологический (уровень решения практических задач обучения и воспитания в конкретных условиях).

Третий блок – это комплекс знаний, которыми владеет педагог и с помощью которых имеет представление об особенностях различных специальностей, о современном состоянии и условиях развития, актуальность профессии, о системе подготовки кадров в производстве и специалистов каждой из специальностей.

К четвертому блоку относятся предметные знания, согласно которых специалист знает теоретические основы и видит основу своей специальности.

Пятый блок – это научно-исследовательские знания. Эти знания стимулируют интерес к изучению других специальностей, формируют теоретические и практические навыки, расширяют научное мировоззрение. Таким образом, знание профессионально-значимых личностных качеств современного педагога, их роли в профессиональной деятельности способствует стремлению каждого учителя к совершенствованию этих качеств, что в конечном итоге ведет к качественным изменениям в учебно-воспитательной работе с детьми.

Таким образом, задача будущего учителя заключается в том, чтобы не просто знать выше перечисленные качества, а уметь диагностировать себя на предмет определения степени сформированности их на том или ином этапе профессионального становления, намечать пути и средства дальнейшего развития положительных качеств и нейтрализации и вытеснения отрицательных.

Список литературы:

Голубева Э.А. Способность и индивидуальность. – М.: Прометей, 1997.

Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. – М.: Просвещение, 1998.

Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб. для вузов / И. А. Зимняя. – 3-е изд., пересмотр. — М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010.

Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях: Учеб. пособие / Е. А. Климов. – М.: Изд-во МГУ, 1995.

Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. — М.; Высшая школа, 1999

Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. – М.: Дело, 1994.

Просмотров работы: 246