Перспективы применения международных стандартов аудита в РФ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Перспективы применения международных стандартов аудита в РФ

Сущенко А.О. 1
1Среднерусский институт управления- филиал РАНХиГС
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время аудиторская деятельность как форма независимого контроля приобретает все большую популярность в России. Глобализация экономики, развитие мирового рынка, а также усиление взаимоотношений между странами приводит к необходимости стандартизации, точности экономической и финансовой информации. В этих условиях возникает потребность в применении единых для всех стандартов аудита – МСА.

Международные стандарты аудита представляют собой стандарты, соблюдение которых позволит обеспечить высокий уровень проведения аудита и качества оказываемых аудиторских услуг. Их основной целью является создать единый подход к пониманию принципов, целей, прав, обязанностей, методов в сфере аудита.

В России переход на обязательное применение МСА произошел относительно недавно. С 1 января 2017 года в России в соответствии с приказами Минфина от 24.10.2016 года №192н, а также от 9.11.2016 года №207н действует 48 международных стандартов [1]. Однако вопрос их применения в российской практике остается актуальной темой обсуждения как на территории страны, так и за рубежом.

На начальном этапе применения МСА Россия столкнулась с рядом проблем:

Увеличение стоимости аудита и сопутствующих ему услуг;

Неполноценное применение международных стандартов, вследствие возникшей сложности перевода;

Оригинальный язык МСА английский, что приводит к проблемам как в переводе на русский язык, так и в различных значениях одного и того же термина.

Недостаточно высокий уровень квалификации аудиторов, который приводит к сложности понимания стандартов;

Переход на международные стандарты требует получения новых знаний, что усложняется малым количеством специальной литературы и увеличением затрат на обучение.

Отсутствие контроля за исполнением МСА аудиторскими фирмами;

Частые изменения и совершенствования в стандартах;

Недостаток специализированного ПО.

Новые требования значительно отразились на работе аудиторов и аудируемых лиц. Большинство высказывало мнение о том, что применение международных стандартов увеличит длительность проведения аудита примерно на 30%, поскольку возрастет количество осуществляемых аудитором операций, процедур, расчетов, также, возможно, появится усовершенствованное аудиторское заключение, которое будет включать в себя не только достоверность отчетности организации, но и более расширенные данные для всех пользователей. Все это приведет к усложнению проверок, сокращению профессионализма аудиторов.

Наличие проблем в связи с переходом на международные стандарты подтверждается статистическими данными на сайте Минфина РФ, в которых отражены факты нарушения стандартов аудита и ФЗ №307н «Об аудиторской деятельности» [2]. Действительно, можно заметить значительный рост - за 2017 год Федеральным казначейством установлены нарушения в ходе 224 проверок, что на 19,15% выше, чем в 2016 году (188 проверок).

Применение МСА в России имеет не только отрицательные стороны и проблемы, но и ряд преимуществ. К ним можно отнести:

Рост заинтересованности международных инвесторов, акционеров, крупных мировых рынков, а также увеличение авторитета и доверия со стороны пользователей внутри страны;

Это напрямую связано с тем, что МСА имеют большую популярность и признание во всем мире. В связи с этим, любой проведенный аудит с применением МСА будет имеет высокое качество и на его основании практически все пользователи будут принимать важные решения в сфере управления организацией [3].

Единство и стандартизация осуществления аудиторской деятельности во всем мире;

Способность российских аудиторов и аудиторских фирм конкурировать с международными на мировом рынке;

Всеобщее понимание принципов, методов, требований международных стандартов аудита;

Увеличение прозрачности процесса аудиторской деятельности;

Получение поддержки со стороны крупных мировых институтов, например, Всемирный банк;

Появление возможности сравнивать и оценивать результаты аудита как между хозяйствующими субъектами, так и различными странами.

Проанализировав положительные стороны МСА, можно сказать, что все они в основном связаны с выходом РФ на более высокий уровень международных взаимоотношений в сфере аудиторской деятельности.

Вместе с тем, в процессе организации аудиторской деятельности с использованием международных стандартов необходимо стремиться к постепенному решению проблем, которые затрудняют деятельность аудиторов, с помощью определенных методов. К ним можно отнести: унификацию терминологии, мониторинг изменений стандартов и оперативную их корректировку, проведение консультаций и разработка материалов по спорным вопросам применения МСА, а также организация контроля со стороны органов государственной власти за их использованием [4].

К настоящему времени в России произошло формирование целостного института аудиторской деятельности, который отвечает всем международным требованиям. Анализируя перспективу организации аудиторской деятельности в соответствии с международными стандартами в России за 2017-2019 годы можно заметить определенную положительную тенденцию. (см. Рисунок 1)

Рисунок 1 – Динамика применения МСА в РФ за 2017 -2019 годы

На основании представленного рисунка можно сделать вывод о сокращение нарушений в аудиторской деятельности за 2017-2019 годы на 15,6%, что говорит о приспособлении аудиторов и аудиторских организаций к новым условиям работы.

Перспективы внедрения и сочетания международных и национальных стандартов проведения аудита позволят:

Повысить России свое положение и уровень доверия на мировом рынке;

Увеличить инвестиционный интерес как крупных, так и иных различных зарубежных компаний к РФ и отечественной сфере аудиторской деятельности;

Во много раз сократить затраты труда на осуществление аудиторских услуг;

Российскому рынку аудиторских услуг достичь мирового уровня качества;

Обладать достаточным количеством профессионалов в сфере аудиторской деятельности.

В ходе проведенного исследования можно сделать вывод о том, что замена обязательного применения Федеральных стандартов аудиторской деятельности на международные является достаточно значимым событием в сфере финансов, аудита и бухгалтерского учета. Переход на применение МСА стало важным шагом к мировой глобализации и унификации процесса проведения независимых проверок в России. Данный процесс был для страны достаточно сложным, но необходимым, ведь это позволило улучшить качество оказываемых аудиторских услуг, повысить конкурентоспособность нашей страны на мировой арене, добиться доверия со стороны различных международных организаций. С момента введения и до настоящего времени наблюдается положительная динамика применения международных стандартов в РФ. В последующие годы необходимо не останавливаться на достигнутых результатах, стремиться к актуализации стандартов и прозрачности проведения аудита.

Список литературы

Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" от 30.12.2008 N 307-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс].URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_83311/(дата обращения: 26.02.2021).

Отчет за 2017 год: контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов от 16.07.2018 года [Электронный ресурс].URL: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/audit/monitoring/QualRep/ (дата обращения: 26.02.2021).

Лайпанов У.М., Борлакова Т.М. Актуальные проблемы применения международных стандартов аудита в российской практике // Вестник Евразийской науки. 2018. №1. URL: https://esj.today/09ecvn118.html (дата обращения: 26.02.2021).

Ибрагимова П. А., Ибрагимов К. М. Особенности применения международных стандартов аудита в России // РППЭ. 2020. №2 (112). С. 112-118.

Стороженко А. А. Необходимость применения международных стандартов аудита в России // Территория новых возможностей. 2018. №2 (41). С. 206-215.

Просмотров работы: 102