ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Сектяева Т.Е. 1
1Педагогический институт Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Познавательная активность - является одной из самых важных процессов жизнедеятельности детей, она воспитывает и развивает.

Познавательная активность - основной вид деятельности детей. Она имеет большое значения для интеллектуального развития ребёнка, для уточнения его знаний об окружающем мире. Познавательная активность, как никакая другая деятельность, в силу своей специфики обеспечивает детскую активность, самодеятельность.

Этому вопросу уделяли внимание многие известные психологи: Костюк. Г, Лисина М.И, Поддъяков Н.Н, Запорожец А.В, но этот вопрос остаётся актуальным.

Важнейшая задача педагогов - сформировать у детей познавательную активность. Как решить эту задачу в условиях воспитания и обучения детей? «Правильно организовать учебно-воспитательный процесс - это значит поставить такую учебную задачу, которую без эксперимента не решить» - считает известный психолог Давыдов [1].

Проблему познавательной активности учёные, как правило, рассматривают вместе с деятельностью, а так же в тесной связи с таким понятием, как самостоятельность. Ещё Роджерс подчёркивал: на активность ребёнка влияют только те знания, которые ребёнок сделал сам. Таким образом, условием развития познавательной активности, вознесение её на высшую ступень являются практические исследования действия самого ребёнка. И в этом мы ещё раз убеждаемся, читая труды учёных – Поддьяков Н.Н, Лисиной М.И, Запорожца А.В, и других.

Под познавательной активностью они понимают самостоятельную, инициативную деятельность ребёнка, направленную на познание окружающей действительности (как проявление любознательности) и определяющую необходимость решать задания, которые ставят перед ним в конкретных жизненных ситуациях [5].

Познавательная активность - осмысленная деятельность, т.е. совокупность осмысленных действий, объединённых единством мотива.

Исследование уровней развития познавательной активности детей среднего дошкольного возраста проведено на базе МБОУ «Иситская СОШ» детский сад «Рябинушка» Хангаласского улуса, где приняли участие 20 детей среднего дошкольного возраста, объединенных в 2 группы – контрольную и эксперементальную.

Цель исследования - определение уровня развития познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста.

Для выявления уровня сформированности познавательной активности дошкольников выделены следующие критерии (по Айдашеву Г. А.) [2]:

когнитивный (наличие познавательных вопросов, эмоциональная вовлеченность ребёнка в деятельность);

эмоционально-волевой (проявление положительных эмоций
в процессе деятельности; длительность и устойчивость интереса
к решению познавательных задач);

действенно-практический (инициативность в познании, проявление уровней познавательной деятельности и настойчивости, степень инициативности ребёнка).

Таблица 1

Методы выявления уровней познавательной активности
у детей среднего дошкольного возраста

Компоненты познавательной активности

Показатели

Методы исследования

1

Когнитивный

Наличие познавательных вопросов, эмоциональная вовлеченность ребёнка в деятельность

Занятие по методике «10 слов»

Занятие по методике «Исключение неподходящей картинки»

Занятие по методике «Самое непохожее»

2

Эмоционально-волевой

Проявление положительных эмоций в процессе деятельности, длительность и устойчивость интереса к решению познавательных задач

Занятие по методике «Сюжетные картинки»

3

Действенно-практический

Инициативность в познании, проявление уровней познавательной деятельности и настойчивости, степень инициативности ребёнка

Занятие по методике «Древо желаний»

Диагностика по методике А.Р. Лурии «Заучивание 10 слов» (мнемические способности):

Цель: оценка активности внимания.

Ребенку зачитываются 10 слов, а потом предлагается повторить
их в произвольном порядке. И так фиксируется опыт воспроизведения ребенком слов несколько раз через определенные интервалы времени.
На основании протокола исследования составляется кривая запоминания, позволяющая судить и о познавательной активности ребенка.

Диагностика по методике Ю.А. Афонькиной, Г.А. Урунтаевой «Исключение неподходящей картинки»:

Цель: оценка уровня восприятия (аналитико-синтетической деятельности в объектах, воспринимаемых зрительным образом; способность делать обобщения, логически обосновывать, а также четкость представлений.

На основании предъявления трех серий рисунков разной степени сложности исследуется выбор ребенка. Средством познания в процессе восприятия выступают сенсорные эталоны – образцы различных внешних свойств предметов. В процессе восприятия происходит, с одной стороны, совершенствование представлений о разновидностях каждого свойства,
с другой – развитие самих перцептивных действий использования эталонов.

Диагностика по методике Л.А. Венгера «Самое непохожее» (исследование свойств мышления):

Цель: выявление уровня владения ребенком такими мыслительными операциями, как анализ, сравнение и обобщение признаков.

В ходе проведения методики ребенку предъявляются геометрические фигуры разного цвета, формы, величины. Ребенок должен назвать отличительные признаки. На основании количества выделенных ребенком признаков предметов и соотнесении их на основании этих признаков присваивается уровень выполнения задания.

Диагностика по методике Ю.А. Афонькиной, Г.А. Урунтаевой «Сюжетные картинки»:

Цель: изучение эмоционального отношения дошкольников
к нравственным нормам на основании дифференциации положительных
и отрицательных поступков, демонстрируемых посредством предъявления картинок с сюжетными изображениями. Выявляется степень осознания детьми нравственных качеств: доброта-злость, щедрость-жадность, трудолюбие-лень, правдивость-лживость.

В ходе проведения тестирования заводится индивидуальный протокол исследования, в котором фиксируются эмоциональные реакции ребенка
и анализ их самим ребенком. Выявляется адекватность эмоциональных реакций ребенка: отрицательные и положительные.

На основании обработки тестового материала производится присвоение баллов при распределении картинок. Оценивается адекватность эмоциональных реакций ребенка и характер обоснования ребенком выбора.

Диагностика по методике В.С. Юркевич «Древо желаний»:

Цель: выявление и изучение познавательной активности средних дошкольников на основе словесных иллюстраций различных ситуаций.

На основании выбора ответов познавательного характера дети распределяются соответственно уровням познавательной активности.

На основе выделенных критериев, а также для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей, были выделены три уровня сформированности познавательной активности у дошкольника: низкий, средний, высокий.

По данным первоначального исследования низкие показатели развития познавательной активности у 4 (40%) детей в экспериментальной группе и у 2 (20%) детей в контрольной группе, дети не проявляют инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий,
не задают вопросов, часто нуждались в объяснении условий выполнения задания.

Средние показатели познавательной активности оказалось
у
3 (30%) детей в экспериментальной группе и у 5 (50%) детей в контрольной группе, дети показали большую степень самостоятельности
в принятии задачи и поиске способа ее выполнения, но испытывают некоторые трудности в решении поставленных задач, дети проявляли эмоциональный интерес, задавали вопросы для уточнения условий
ее выполнения, что свидетельствует об интересе детей к данной деятельности и о желании искать способы решения задач, но совместно с взрослым.

Также высокие показатели у 3 (30%) детей в экспериментальной группе и у 2 (20%) детей в контрольной группе, дети отличались проявлением инициативности, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задачи, проявляют настойчивость в достижении результата, которое приносило им удовлетворение, радость и гордость
за достижения.

Исходя из результатов первоначального исследования, полученных
в ходе констатирующего эксперимента, мы пришли к выводу, что дети нуждаются в проведении целенаправленной работы по развитию познавательной активности.

Анализ современных подходов к решению задачи развития познавательной активности дошкольников среднего возраста свидетельствует о необходимости разработки педагогической технологии посредством использования интерактивной доски с дидактическими играми.

Таким образом, по итогам первоначального исследования была разработана формирующая деятельность для развития познавательной активности детей среднего дошкольного возраста с применением интерактивной доски.

На формирующем этапе исследования была проведена целенаправленная работа с детьми по развитию познавательной активности с применением интерактивной доски и использованием интерактивных игр по окружающему миру.

Использование ИКТ на занятиях позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному,
при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия и это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками, развитию познавательной активности
[3].

Итак, целью формирующей работы является развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста с применением интерактивной доски с использованием интерактивных игр по окружающему миру.

Формирующая работа по развитию познавательной активности
по данной программе является вариативным звеном.

Интерактивные игры разработаны с помощью программного обеспечения SMARTNotebook, которое позволяет создавать увлекательные занятия, использовать большое количество готового контента и погружать детей в занимательный мир знаний.

Интерактивные игры по окружающему миру для детей среднего дошкольного возраста

Насекомые

1)Тема: «Найди пару»

Цель: Развитие внимания, памяти, мышления, мелкой моторики рук; Закрепление понятия «разные», «одинаковые», «пара».

Задачи: Закреплять знания об особенностях насекомых;

Развивать положительные эмоции детей в процессе деятельности, устойчивость интереса к ешению познавательных задач.

Ход игры:Дети должны найти пару насекомого и назвать их.

2)Тема: «Летает-не летает»

Цель: Закрепления знания о насекомых, которые летают и не летают; развитие познавательной активности.

Задачи: Закрепить знания детей о способах передвижения насекомых;

Воспитывать целеустремленность и выдержку.

Ход игры: Дети должны отправить насекомых в их среду обитания, комфортную для них: небо или земля.

3)Тема: «Найди тень»

Цель: Развитие умения находить заданные силуэты путем наложения.

Задачи: Активизировать познавательную деятельность;

Развивать у детей зрительное восприятие, внимание, мышление;

Развивать приемы зрительного наложения.

Ход игры: Дети должны правильно соединить предмет и его силуэт.

4)Тема: «Помоги пчелке»

Цель:Развитие внимательности, логического мышления, умения ориентироваться на интерактивной доске.

Задачи:Развивать познавательную активность.

Ход игры: Дети должны провести пчелку по лабиринту к назначенной цели.

5)Тема: «Назови насекомых, которые спрятались»

Цель: Формирование у детей понятия «насекомое»; развитие познавательной активности

Задачи: Узнавать и называть представителей насекомых: бабочка, стрекоза, божья коровка и т. д;

Развивать мелкую моторику и мышление.

Ход игры: Дети должны назвать насекомых, которые спрятались. И сосчитать их.

Животные

1)Тема: «Дикие и домашние животные»

Цель: Закрепления знания о диких и домашних животных; развитие познавательной активности.

Задачи: Развивать проявление инициативности впознании, настойчивости; мотивировать эмоциональную вовлеченность.

Ход игры: Дети должны красным карандашом обвести кругом домашних животных, синим-диких.

2)Тема: «Следы зверей»

Цель: Развитие умения различать следы зверей; развитие познавательной активности.

Задачи: Закреплять знания об особенностях животных;

Развивать положительные эмоции детей в процессе деятельности, устойчивость интереса к решению познавательных задач.

Ход игры: Дети должны поочередности найти следы зверей и сопоставить на картинке соответствующего зверя.

3)Тема: «Кто чем питается»

Цель: Ознакомление о пище домашних животных, развитие внимания, памяти.

Задачи: Развиватьпознавательную активность, мотивировать эмоциональную вовлеченность.

Ход игры: Дети должны определить, чем питаются домашние животные.

4)Тема: «Найди часть тела»

Цель:Развитие умения правильно определять и выставлять на назначенное место; развитие познавательной активности

Задачи: Закреплятьзнания о животных.

Ход игры:Поочередно дети выбирают и вставляют соответствующие части тела на животных

Растения

1)Тема: «Поможем доктору Айболиту»

Цель: Формирование умения различать дуб и ель. Развитие моторики рук, внимания, логического мышления.

Задачи: Развивать умение группировать растения.

Ход игры: Дети должны распределить зверей - у ели, а птиц у дуба.

2)Тема: «Что где растет»

Цель: Закрепление знаний о растениях, развитие умения устанавливать пространственные связи между предметами; формировать умение группировать растения по месту их произрастания, развитие активности и самостоятельности мышления.

Задачи: Развивать умения группировать растения.

Ход игры: Дети должны правильно распределить, что где растет.

3)Тема: «Все ли правильно?»

Цель: Развитие внимания, логического мышления.

Задачи: Развивать умения группировать растения;

Развиватьпознавательную активность, мотивировать эмоциональную вовлеченность.

Ход игры: Дети должны правильно распределить, что где растет.

4)Тема: «Кокой рисунок лишний?»

Цель: Развитие познавательной активности.

Задачи: Воспитывать у детей внимательность, развивать связную речь, зрительное восприятие.

Ход игры:Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с изображениями и определить, что лишнее. Объяснить свой выбор.

5)Тема: «Как растет цветок»

Цель: Формирование представлений о росте цветка; развитие познавательной активности.

Задачи: Познакомить детей с цветами, закреплять знания о росте цветка;

Ход игры:Поочередности на основе рисунка дети выполняют последовательность растения цветка.

Птицы

1)Тема: «Назови птиц правильно»

Цель: Ознакомление детей с птицами; развитие познавательной активности.

Задачи: Закреплять знания об особенностях птиц;

Развивать положительные эмоции детей в процессе деятельности.

Ход игры: Воспитатель называет птицу. Дети должны найти ту птицу и кликнуть ее.

2) Тема: «Чей это хвостик»

Цель: Закрепление знаний о птицах; развитие познавательной активности.

Задачи: мотивировать проявление инициативности впознании, настойчивости.

Ход игры: Воспитатель просит детей назвать, чей хвостик потерялся. Дети должны правильно соотнести хвост к птице.

3)Тема: «Покорми птичек»

Цель: Развитие умения различать птиц по корму.

Задачи:Развиватьпознавательную активность, мотивировать эмоциональную вовлеченность.

Ход игры: Дети должны поднести к кормушке тех птиц, которые питаются с кормушки.

Овощи и фрукты

1)Тема: «Найди тень»

Цель: формирование умение находить заданные силуэты путем наложения; развитие познавательной активности.

Задачи: Развивать у детей зрительное восприятие, внимание, мышление;

Развивать приемы зрительного наложения.

Ход игры: Дети должны правильно соединить овощ и его силуэт.

2)Тема: «Собираем фрукты и овощи»

Цель: Формирование представлений об овощах и фруктах; развитие познавательной активности.

Задачи: развивать умение различать фрукты и овощи;

Формировать представление о том, где они растут;

Обогащать и развивать словарный запас.

Ход игры: Дети должны разобрать фрукты в одну корзинку, а овощи в другую.

3) Тема: «Маленькие волшебники»

Цель: Развитие умение находить недостающие части.

Задачи: Развиватьпознавательную активность, мотивировать эмоциональную вовлеченность.

Ход игры: Воспитатель просит детей обратить внимание на первый слад. А на втором слайде спрашивает каких овощей не хватает.

4) Тема: «Собираем урожай»

Цель: Развитие познавательной активности, мелкой моторики рук.

Задачи: Активизировать мыслительную деятельность, познавательный интерес;

Закреплять знания об овощах.

Ход игры: Дети должны собрать овощи с грядки и положить в ящики, на которых изображены предметы, с помощью которых собирают урожай.

Использование интерактивных игр в совместной и самостоятельной деятельности ребёнка является одним из эффективных способов мотивации
и индивидуализации его обучения, развития познавательной активности
и создания благоприятного эмоционального фона.

В целом интерактивная игра в детском саду позволяет развивать
у детей способность ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими навыками работы
с информацией, развивать разносторонние умения, что способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками и повышает уровень познавательной активности [4].

После проведенной формирующей работы по развитию познавательной активности детей среднего дошкольного возраста нами проводилось контрольное исследование для выявления эффективности разработанных интерактивных игр которое показало следующие результаты в экспериментальной группе:

Сравнительные результаты первоначального
и контрольного исследования

Показатели

Высокий

Средний

Низкий

Первоначальный этап (эспериментальная группа)

3 (30%)

3 (30%)

4 (40%)

Контрольный этап (экспериментальная группа)

6 (60%)

3 (30%)

1 (10%)

Первоначальный этап (контрольная группа)

2 (20%)

5 (50%)

3 (30%)

Контрольный этап (контрольная группа)

3 (30%)

5 (50%)

2 (20%)

По результатам контрольного исследования низкий показатель развития познавательной активности только у 1 (10%) дошкольника в экспериментальной группе, что на 30% меньше, чем в первоначальных данных. В контрольной группе низкий показатель развития познавательной активности у 2 (20%), что всего лишь на 10% меньше, чем в первоначальных данных.

Средние показатели познавательной активности в экспериментальной группе у 3 (30%), дети в принятии задачи и поиске способа ее выполнения стали проявлять самостоятельность, стали задавать вопросы для уточнения условий ее выполнения, что свидетельствует об интересе детей к данной деятельности и о желании искать способы решения познавательных задач. В то время как в контрольной группе средние показатели познавательной активности не изменились и остались на уровне 50%.

Высокие показатели у 6 (60%) детей в экспериментальной группе, соответственно на 30% повысились от первоначальных результатов, дети стали проявлять инициативность, самостоятельность, интерес и желания решать познавательные задачи, проявляют настойчивость в достижении результата. В контрольной группе высокие показатели изменились всего на 10 % в большую сторону.

В целом, исследование показало, что специально организованное занятие с применением интерактивные игры наполняет познавательную деятельность дошкольника новыми ощущениями и позволяет удержать интерес к этой деятельности.

Таким образом, познавательная активность ребенка дошкольного возраста характеризуется оптимальностью отношений к выполняемой деятельности, интенсивностью усвоения различных способов позитивного достижения результата, опытом творческой деятельности, направленностью на его практическое использование в своей повседневной жизни.

К эффективным психолого-педагогическим условиям развития познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста являются обеспечение ненавязчивой, адекватной педагогической поддержки; стимулирование и развитие познавательных интересов во всех видах детской деятельности; обеспечение включения компонентов личностно-ориентированной парадигмы в содержание дошкольного образования; создание в образовательном процессе проблемнопоисковых ситуаций; использование в образовательном процессе развивающих технологий, методов и приемов; решение проблемных ситуаций; создание предметно-пространственной развивающей среды учреждения.

Степень повышения уровня развития познавательной активности детей среднего дошкольного возраста МБОУ «Иситская СОШ» детский сад «Рябинушка» подтверждено тем, что по результатам проведенной целенаправленной формирующей работы, критерием эффективности является положительная динамика по всем показателям.

В целом, исследование показало, что специально организованное занятие с применением интерактивной доски наполняет познавательную деятельность дошкольника новыми ощущениями и позволяет удержать интерес к этой деятельности.

Итак, используя различные формы занятий с применением интерактивных технологий, можно целенаправленно развивать познавательную активность у детей дошкольного возраста.

Данным проведенного исследования свидетельствуют, что показатели познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста
с использованием интерактивных игр по окружающему миру, разработанных с помощью программы
SMARTNotebook, в результате проведения формирующей работы повысились.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Давыдова, Г.Н. Детский сад – семья: инновационный потенциал нетрадиционных форм работы / Г.Н. Давыдова. - М.: Инфра-М. - 2011. - № 5. – С. 17-22.

Айдашева, Г.А. Дошкольная педагогика: практическое пособие / Г.А. Айдашева. – М: Феникс, 2004. – 226 с.

Божович, Л.И. Личность и ее формирование в дошкольном возрасте
/ Л.И. Божович. – Спб.: 2011. –198с.

Галанов, А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками по экологическому воспитанию / А.С. Галанов, С.Н. Корнилова, С.Л. Куликова. – М: Сфера, 2011. – 80 с.

Комарова, Т.С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании / Т.С. Комарова – М., 2011. – 209 c.

Просмотров работы: 36