ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ИСКУССТВУ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ИСКУССТВУ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Филимонова Е.В. 1, Симыкина Ю.А. 1
1Ставропольский филиал ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Младший школьник с большим любопытством воспринимает окружающий мир и с каждым днем раскрывает все больше и больше новых его сторон. Формирование художественного и эстетического восприятия мира успешно происходит в период начальной школы. В этом возрасте дети очень интересуются рисованием, лепкой, пением, музыкой. На основе соответствующей деятельности и восприятия художественных произведений формируются ценностные ориентации [3].

Ценностные ориентации - одна из главных черт личности человека, уникальная форма осознания сути развития общества в целом, его социальной среды, его собственного "Я". Рассмотрим более подробно суть общего понятия "ценность".[2]

Значение ценностных ориентаций является неотъемлемой частью развития личности. В переходные периоды развития появляются новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, и на их основе также реконструируются личностные качества, характерные для предыдущего периода. Ценностные ориентации действуют как лично формирующая система, а осознание положения собственного «Я» в системе социальных отношений связано с развитием самосознания. Ценностные ориентации относятся к наиболее важным компонентам структуры личности, по степеням формирования можно оценить уровень формирования личности[3].

В педагогической литературе есть много работ, посвященных ценностным ориентациям, среди них работы Т.К. Ахаян, З. И. Васильевой, Я. Гудечек, М. Е. Дурановой, М. Г. Казакиной, А.В. Кирьяковой, Б. С. Кругловой и т. д. интерпретация ценностных ориентаций этих ученых близка к пониманию ценностных ориентаций в психологии. Но в то же время, когда обсуждается ход и эффективность конкретных образовательных мероприятий, подчеркивается особая педагогическая осуществимость специальных оценочных мероприятий в команде. Этот анализ-дискуссия является основой для ценностного общения, создания новых ценностей и распространения общепринятых[4].

Когда ребенок приходит в школу, происходят изменения в его отношениях с окружающими людьми. В первых классах школы дети больше общаются с учителем, проявляют больше внимания, чем сверстники, авторитет учителя слишком высок для них. Но в 3-4 классах ситуация меняется. Учитель как личность становится менее интересной, менее значимой и авторитарной фигурой для детей, и их интерес к общению со сверстниками растет, и постепенно увеличивается в средней и старшей школе. Темы общения и мотивации различаются. У детей новый уровень самосознания, наиболее точно подходит выражение «внутреннее положение". Эта позиция представляет собой сознательное отношение ребенка к себе, окружающим его людям, событиям. Сам факт формирования такой позиции проявляется в выделении в сознании ребенка системы моральных норм, которые он всегда и везде преследует или пытается им следовать, независимо от возникающих обстоятельств[1].

В эпоху морального реализма дети судят действия людей по их последствиям, а не по их намерениям. Для них любое действие, которое приводит к негативному результату, плохо, случайно или намеренно, независимо от того, было ли это сделано из плохих или добрых намерений[4].

В ходе исследования выяснилось, что младшим школьникам часто бывает трудно оценить поступок, определить степень его морали, так как без помощи взрослого нелегко отличить основной мотив. Поэтому они часто судят действие по его результату. Они часто меняют абстрактный мотив более понятным им. Решения учащихся начальной школы о степени морали действия, оценки являются результатом того, что они учатся у учителя, других людей, а не пережитого, «пропущенного» ими сквозь свой собственный опыт. Препятствием является отсутствие теоретических знаний о моральных нормах и ценностях[5].

Проанализировав моральный опыт младшего школьника, мы видим, что, хотя он и не большой, но часто имеет значительные недостатки. Дети не всегда добросовестные, трудолюбивые, правильные, доброжелательные, гордые. Одной из главных задач воспитания является формирование гуманистического аспекта личности в растущем человеке[2].

Формирование такой личности проходит в несколько этапов. Для младших школьников носителями социальных ценностей и идеалов являются отдельные люди - отец, мать, учитель; для подростков они также включают сверстников; старшеклассник воспринимает идеалы и ценности в целом, может не связывать их с конкретными носителями. Можно сделать вывод, что система образования должна строиться с учетом возрастных особенностей [5].

Производительность учащихся начальной школы напрямую зависит от жизненных ценностей, которые у них есть. От этого зависит окружение ребенка, новые точки отсчета для будущей взрослой жизни.

Специфика, составляющая ценностные ориентации у младших школьников, заключается в том, что «внутренняя позиция» состоит из определенного уровня осознания и представляет сознательное отношение ребенка к себе, окружающим людям, событиям и обстоятельствам, то есть выходит из системы моральных стандартов, по которым он должен или пытается следовать[1].

Основная цель художественного образования в школе - духовное и нравственное развитие ребенка, другими словами, формирование качеств, которые отвечают понятиям истинного человечества, доброты и культурной полноты в восприятии мира[1].

Особая природа художественного знания не может быть адекватно передана словами. Эмоциональный и ценный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, может быть понят только по собственному опыту. Для этого необходимо развивать художественно-образный язык, средства художественного выражения. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и оригинальность искусства: его содержание должно быть назначено как собственный сенсорный опыт ребенка. На этой основе происходит развитие художественного опыта поколений и эмоциональных и ценностных критериев жизни, развитие творческих способностей[5].

Влияние изобразительной деятельности на развитие творческих способностей детей нельзя переоценить. Благодаря изобразительному искусству учащиеся начальной школы имеют эстетическое отношение к окружающей реальности, сопереживают в восприятии художественных образов, то есть формируются моральные ценности. В процессе образной деятельности появляется художественный вкус, развитие которого невозможно без обучения детей художественным и образным аранжировкам, передаче предметов и явлений. Это образование направлено на создание у детей художественного образа и имеет тесную связь с развитием способностей к изобразительной деятельности[2].

Благодаря восприятию художественных образов в изобразительном искусстве ребенок может воспринимать всю окружающую реальность более полно и ярко, что способствует созданию эмоционально красочных образов в визуальном творчестве детей, создает правильные идеалы и ценности[1].

Изучение младшими школьниками различных типов живописи, таких как пейзаж, портрет, исторический, создает необходимый синтез с другими средствами формирования моральных ценностей учащихся. Формирование ценностных ориентаций с помощью инструментов живописи в школе учитывает особенности детского восприятия на разных этапах художественного и эстетического развития ребенка. Первый этап художественной деятельности детей в начальной школе происходит в основном на эмоциональной и творческой основе, затем после пятого класса такая деятельность, как дальнейшее развитие и социализация личности, в большей степени строится на когнитивно-аналитическом уровне, который происходит параллельно с творческим, эмоционально-образным восприятием и ценностями окружающего ребенка мира[2].

Влияние искусства на формирование личности человека, его развитие огромно, без воспитания эстетически грамотных людей, без уважения духовных ценностей с детских лет, умения понимать и ценить искусство, пробуждения у детей творческих начинаний, невозможно стать целой, гармонически развитой и творчески активной личностью.[5]

Кроме того, у ребенка значительно меняется образная память и воображение: увеличивается объем сохраненных представлений, они становятся значимыми, ясными, дифференцированными, связанными и системными. Развитие словесно-семантической логической памяти влияет на изменение процесса воображения. В младшем школьном возрасте произвольное внимание развивается быстро, становится более стабильным, адекватным, целостным, сознательным. Это создает основу для развития последовательного, систематического и логического восприятия содержания картины[3].

Искусство пробуждает эмоциональное и творческое начало у детей младшего школьного возраста. С помощью живописи учащихся начальной школы учат любить родную землю, природу, историю, подвиги людей.

При выборе произведений живописи детям учитывается принцип актуальности социального явления, выраженного в жанровой живописи. Детям интересны картины, отражающие современную жизнь в нашей стране, а также произведения, посвященные таким важным событиям, как Великая Отечественная война 1941 - 45 годов. Тема "Великая Отечественная Война в картинах художников" играет большую роль в патриотическом воспитании. Материал курса знакомит студентов с героическим сопротивлением нашего народа, патриотизмом.

"Такие события, как Курская война, Москва, Ленинград, Сталинград и Кавказская война, не только этапы Великой Отечественной войны, из которых состоит героическая история нашей страны, но также общая память о доблести и мужестве наших предков", - объясняет Путин - " их бескорыстная любовь к Отечеству - пример для всех послевоенных поколений. И наша задача - следить за ней, защищать и передавать потомкам, в том числе рассказывать правду о войне, фактах, героях, юбилеях, самых важных событиях нашей истории». Поэтому, когда мы закладываем фундамент с детства, мы надеемся вырастить настоящего патриота, который любит свою Родину.

Кроме того, знакомство детей с жанровой живописью позволяет заложить первую основу формирования ценностных ориентаций, например, способность выражать личное отношение к понравившейся им картине, изображенным на ней людям, предметам, природе, давать сравнительную оценку явлению, отраженному на холсте или наблюдаемому детьми в реальной жизни[1].

Поэтому, основываясь на результатах современных научно-педагогических исследований, отражающих различные подходы к изучению особенностей художественного творчества и интереса к изобразительной деятельности, можно утверждать следующее.

Для эффективного развития художественных способностей детей необходима постоянная организационно-педагогическая работа, чтобы создать комфортную и продуктивную, информативную и богатую творческую среду, которая может дать ученику возможность заниматься широким спектром активной творческой деятельности, и эти условия являются принципиальными на всех возрастных этапах образования и образования. Именно в этих условиях возможен наиболее продуктивный способ развития индивидуальных способностей, заключается в «участии всех учеников с 1 класса в продуктивной школьной деятельности". Однако учитель не имеет права не учитывать особенности возрастного развития художественных способностей и интереса к творческой деятельности [4].

В заключение хочу добавить, что нравственное формирование человека начинается с рождения и продолжается всю его жизнь. Таким образом, мы можем судить только о формировании представлений школьников о ценностях в образовательном процессе в целом и на уроках изобразительного искусства, потому что в каждом уроке заложены основы духовности и морали, они знакомят и учат жить в соответствии с определенными законами добра, истины и красоты.[5]

Литература

Буровкина Л.А. О подходах к решению вопросов методики обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству // Современные тенденции изобразительного, декоративного прикладного искусств и дизайна. – 2017

Гультяева Т.В. Роль игры в развитии творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: сб. материалов IV Междунар. науч.-практ. конф. – Чебоксары, 2015

Кузнецов А. Роль изобразительного искусства в художественно-эстетическом воспитании обучающихся // Научное сообщество студентов: проблемы художественного и музыкального образования: сб. науч. ст. / отв. ред. Г.Г. Тенюкова, Е.В. Бакшаева. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т им. И.Я. Яковлева, 2019

Маркова Е.Р. К вопросу о приемах эстетического воспитания обучающихся в ходе занятий изобразительным искусством // Символ науки. – 2016

Осипова М.Б. Художественно-эстетическое воспитание как основа развития творческих и креативных способностей обучающихся начальной школы: [изобразительное искусство] // Успехи современной науки. – 2016

Просмотров работы: 79