СЕМЬЯ КАК СРЕДА ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ И УСПЕШНОСТИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

СЕМЬЯ КАК СРЕДА ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ И УСПЕШНОСТИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Бакунова И.В. 1, Минова Д.А. 1, Цалоева А.Г. 1
1Ставропольский филиал ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Учебный процесс – важная составляющая жизни ребёнка. Здесь закладываются основы будущей профессии, складываются первые длительные взаимоотношения со сверстниками, формируются умения и навыки. Школа охватывает все сферы жизни ребёнка, и его успешность во время обучения зачастую является источником вдохновения, мотивации к саморазвитию, а порой и тревожности, комплексов и многих других сторон личности. В последнее время, как отмечают Ожогова Елена Геннадьевна и Намсинк Екатерина Викторовна, заметно возрос показатель тревожности среди учащихся младшего школьного возраста в связи с введением всероссийских проверочных работ, новых внеурочных занятий, повышением требований к освоению учебных предметов. У первоклассников уровень повышенной тревожности составляет более 70%. К четвертому классу показатель несколько снижается, но сохраняется в диапазоне 30-50%, в то время как сопротивляемость стрессу не превышает 50 % среди младших школьников.

Однако, в школе у ребёнка проявляются качества, которые зачастую были сформированы ещё до поступления в первый класс. В процессе становления личности задействовано огромное множество факторов, важнейшим из которых является семья. В младшем школьном возрасте родители оказывают сильнейшее влияние на формирование адекватной самооценки ребёнка, а следовательно, и на его успешность в процессе обучения, взаимодействия с классным коллективом и друзьями.

Самооценка ребёнка – это в первую очередь осознание и принятие ребёнком оценки взрослых. Позднее она приобретает дифференцированный характер. Стиль воспитание играет решающую роль на данном этапе. Поощрения (слова ободрения, приятные сюрпризы), поддержка и закрепление конкретного положительного поведения, работают на формирование позитивной оценки себя, а чрезмерное наказания и лишение ребёнка внимания со стороны взрослых – на попытку найти способы вернуть утраченное расположение или внимание любым путём. Если воспитание представлено слишком однообразно, не включает в себя четкую грань между поощрением и наказанием (ребёнок получает только похвалы или только наказания, что бы ни сделал), то формируется соответствующая самооценка. Помимо действий большую роль играют слова, так как то, что говорят родители, проецируя свои ожидания или надежды на ребёнка, запечатляется в детской памяти. Слова родителей могут как направить на верный путь, так и толкнуть на необдуманный поступок. На этом этапе детская самооценка зависит от особенностей семейной воспитательной политики.

Так, ребёнок с заниженной самооценкой страдает от неуверенности в собственных силах, что отрицательно влияет на мотивацию к обучению. Такие дети чаще склонны «отмалчиваться» во время устной работы на уроках, сильно расстраиваются даже при незначительных неудачах, могут быть слишком замкнутыми среди сверстников, в результате чего в дальнейшем волевой компонент оказывается неспособным заглушить уже сформированную неуверенность, и привычка избегать трудности останется на всю жизнь, мешая полноценной жизнедеятельности.

Завышение самооценки влечет за собой излишнюю уверенность в своих силах, что как правило влечет за собой сильное разочарование при столкновении с задачами, непосильными ребёнку на данном этапе, и как следствие – снижение продуктивности учебной деятельности и самочувствия в коллективе. Дети с чрезмерно завышенной самооценкой склонны к проявлению вербальной и невербальной агрессии, не способны вынести даже справедливую критику, часто берутся за непосильную работу.

Адекватная самооценка, по определению А.А. Реана – это реалистичная оценка человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков. Адекватная самооценка позволяет субъекту отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих.

Семья играет ключевую роль в формировании самооценки ребёнка, так как в раннем детстве круг общения детей сужен и сосредоточен на родителях. Ощущение собственной успешности всецело зависит от одобрения или неодобрения со стороны взрослых, а также от методов воспитания, которые применяются в семье.

Зачастую, в попытке поставить ребёнка в зависимое положение, родители сильно занижают его самооценку. В подобных семьях к детям предъявляется ряд требований (часто завышенных), взрослые недооценивают их возможности, стараются излишне оградить от трудностей, учат избегать конфликтов, наказание за проступки преобладает над поощрением в случае успеха. В результате ребёнок становится тревожным, не доверяет окружающим, теряет ощущение своей значимости.

Завышенная же самооценка формируется в семьях, где значимость детей необоснованно превозносится, где поощрение преобладает над наказанием даже в случае, когда ребёнок поступил неправильно. В подобных семьях родители избегают серьёзных разговоров с детьми, стараются не указывать им на ошибки.

Для того, чтобы младший школьник мог адекватно оценивать свои и чужие действия, в систему семейного воспитания можно включить ряд методик, а именно:

Обучение ребёнка грамотной оценке чужих поступков (можно использовать героев мультфильмов, детскую литературу).

Выражение критики в сторону непосредственно поступков ребёнка, не затрагивая его личность.

Включение рефлексии, постоянно находиться в диалоге с ребёнком, обсуждение действий.

Мотивирование младшего школьника к стремлению доводить начатую работу до конца, поощрять результаты труда.

Обучение ребёнка выражать свои чувства, не стесняться проявления эмоций.

Формирование уважения к чужому мнению.

Ограждение ребёнка от чрезмерной опеки и контроля, привитие самостоятельности в соответствии с возрастом и возможностями.

Также можно обозначить ряд действия, которых необходимо избегать в процессе воспитания:

Неконструктивная критика, направленная на личность;

Избегание похвалы;

Акцентирование внимания ребёнка на недостатках внешности;

Сравнение с другими детьми;

Особенно осторожно следует организовывать воспитательный процесс в семьях, где двое или более детей. Не стоит переусердствовать, ставя одного ребёнка в пример второму, постоянно сравнивать их. Таким образом, ребёнок сравнивает себя с детьми такого же возраста, которыми все восхищаются, и страдает от своих воображаемых изъянов. Ребёнок верит, что у кого-то другого больше положительных качеств, он пользуется большей популярностью и успехом, в результате чего его возникает чувство неполноценности. Это отражается на самооценке ребёнка, и вместо того, чтобы выступить в роли мотивации, подобная практика выступает лишь как подавляющий фактор.

Необходимо помнить, что слова родителей непосредственно влияют на формирование личности. Иногда, даже незначительная, на первый взгляд, шутка способна сформировать первые комплексы, которые в дальнейшем могут закрепиться под влиянием сверстников, СМИ и других факторов. Ребёнок, который способен адекватно оценивать свои поступки, внешний вид, а также обстановку вокруг, становится самостоятельнее, работоспособнее, более устойчивым к стресогенным факторам, а также к критике. Время интенсивных перемен в детском организме сопровождается становлением человека как личности, утверждения его характера, мировоззрения. Самооценка и уверенность в себе оказывают существенное влияние на успешность обучения, и дальнейшей деятельности в целом.

ЛИТЕРАТУРА

Ожогова Елена Геннадьевна, Намсинк Екатерина Викторовна Динамика и факторы возникновения тревожности у современных младших школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №61-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-i-faktory-vozniknoveniya-trevozhnosti-u-sovremennyh-mladshih-shkolnikov

Гуров В.А. Тревожность и здоровье младших школьников / В.А. Гуров // Вестник ТГПУ. – Томск, 2009. - № 4. С. 56-60.

Дубровина И. В. и др.. Младший школьник: развитие познавательных способностей. Пособие для учителя. / И. В. Дубровина. – М.: Просвещение, 2013. – 208 с.

Психология человека от рождения до смерти. Под ред. Реана А.А. СПб.: 2012 . (Серия "Психологическая энциклопедия")

Исаев Д.Д. Психиатрия детского возраста. Психопатология развития / Д.Д. Исаев. Учебник для вузов. - СПб.: СпецЛит, 2013.

Синякина Д.П. Номофобия – болезнь XXI века. В сборнике: Актуальные вопросы естественных и гуманитарных наук. Материалы студенческой научной конференции. Под ред. М.Ф. Юдина. 2018.

Просмотров работы: 73