РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ ЭБРУ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ ЭБРУ

Берендяева В.А. 1, Николаева Л.В. 1
1СВФУ им. М.К. Аммосова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Раскрывая понятие «художественно-эстетическая компетентность», можно выделить следующие направления работы в области дошкольного образования по развитию детского художественного творчества: развитие эмоциональной отзывчивости к эстетической стороне окружающей действительности; творческое воображения; стойкая мотивация достижений; креативности - способности к созданию нового рисунка, конструкции, образа фантазии, движения, отличающихся оригинальностью, вариативностью, гибкостью, подвижностью; способности к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности.

В ФГОС ДО обозначено, что в процессе организации непосредственно

образовательной деятельности должен учитываться принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников [1]. Планирование должно основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса. Качественное, эффективное внедрение инноваций в образовательную практику детских дошкольных учреждений, предполагает знакомство с конкретными программами, реализующими новые стандарты.

Нами был проведен сравнительный анализ примерных основных образовательных и парциальных программ по дошкольному образованию, в области художественного творчества. Мы выделили следующие положения: структура каждой программы имеет свои особенности, но их объединяют целевые установки и общая направленность содержания на решения задач по формированию эстетического восприятия мира природы, социального мира, произведений искусства и развитию художественно – изобразительной деятельности дошкольников. Одним из средств развития творческих способностей детей дошкольного возраста, по мнению авторов всех представленных программ, является использование разных изобразительных материалов и освоение нетрадиционных техник рисования.

В качестве примера можно привести Программу по художественному  развитию  детей дошкольного возраста  «Первые шаги в мире искусства», разработанной и апробированной известным педагогом Н.А. Горяевой [2]. Этот учебно-методический комплекс представляет многолетнюю работу Центра непрерывного художественного образования заслуженного   художника   России  Б.М. Неменского  при 

Московском институте открытого образования. Эта программа вобрала в себя лучшие традиции дошкольной художественной педагогики и опирается на базисную концепцию академика РАО Б.М. Неменского «Искусство как духовная культура», в которой приоритетным становится формирование эмоционально-ценностного отношения к миру (к природе, человеку, его труду, Родине). Ее внедрение в работу с детьми изменило подходы к воспитательно-образовательным процессам, способствовало созданию максимально комфортной психологической атмосферы, содействующей расцвету талантов дошкольников.

Главной задачей этой программы является: научить детей чувствовать, сопереживать и любить мир, в котором они живут.

Программа включает в себя систему знаний по развитию речи и рисованию для детей дошкольного возраста, использование игровых эмоциональных методик приобщения детей к красоте окружающего мира и мира искусства, представляет различные виды художественно-практической деятельности, особенности организации коллективных форм деятельности с детьми. Разработаны модели интегрированных НОД, основанных на игровых методиках и объединяющих разные виды художественной деятельности (пение, танец, игра на музыкальных инструментах, художественное слово, изобразительная деятельность).

Дети приобщаются к эстетической культуре, учатся красиво и правильно говорить, видеть, чувствовать, сопереживать и передавать свои впечатления  в  творческих  рассказах и рисунках, используя полученные навыки, умения и необходимые технические приемы рисования.

Обучение детей дошкольного возраста по данной программе способствует полноценному психофизиологическому развитию ребенка-дошкольника, формированию у них познавательной и эстетической сферы, а также подготовки к дальнейшему успешному обучению в школе.

Большое внимание уделяется развитию детского экспериментирования с разными материалами, освоению изобразительно-выразительные возможностей нетрадиционных техник рисования дошкольников.

Способность к творчеству является специфичной особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее.

Творчество в широком смысле - это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого, и поэтому основным показателем творчества является новизна его результата (художественное произведение, идея, механический прибор и т.п.). Иначе говоря, новизна результата творческой деятельности носит объективный характер, поскольку создается то, чего раньше не существовало. Сам же процесс создания имеет субъективную окраску, так как в нем проявляется индивидуальность творца.

С позиции эстетики творчество (художественное) - это самовыражение внутреннего мира художника, который не только познает, но и выражает свое видение, понимание окружающего. Результатом его творческой деятельности является художественный образ, как особый вид освоения и выражения действительности, форма мышления, существования в искусстве. Своеобразной чертой изобразительного творчества считается особая эмоциональная окрашенность, индивидуальность образного видения.

Обращаясь к детскому возрасту, естественно поставить вопрос о том, способен ли ребенок-дошкольник к процессу творчества - ведь многие из компонентов, присущих этому феномену в период дошкольного детства, только начинают развиваться.

На основании изучения работ одного из основоположников создания отечественной методики развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста Т.С.Комаровой, мы сделали вывод о том , что детское изобразительное творчество можно понимать как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в продуктивных видах деятельности. Это отражение построено на работе воображения, на отображении ребенком своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом и отношению к изображаемому [3– 85 с.].

Первой важной особенностью детского творчества – это субъективность новизны детских открытий и результатов продуктивной деятельности дошкольников.

Новизна открытий и продукта субъективна - это первая важная особенность детского творчества. Дети делают множество открытий и создают интересный, порой оригинальный продукт в виде рисунка, конструкции, стихотворения и т.п. (Е.А. Флёрина, Г.В.Лабунская, М.П. Сакулина, К.И. Чуковский, Дж. Родари, Н.А. Ветлугина, Н.Н. Поддьяков и др) [4].

Второй особенностью детского творчества является, по мнению многих авторов (А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Л.А. Парамонова, и др.), процесс создания продукта, который для дошкольника имеет едва ли не первостепенное значение [5.]. Деятельность ребенка отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результата.

И, третья особенность детского творчества, заключается в том, что ребенок, в отличие от взрослого, с легкостью и начинает ориентировочную, порой даже не совсем осмысленную деятельность, которая, постепенно становясь более целенаправленной, увлекает ребенка поиском и часто приводит к положительным результатам (6, с.34.]

В научных исследованиях по вопросам детского творчества отмечается ряд черт, характеризующих наличие творческих начал в деятельности ребенка: проявление активности, самостоятельности и инициативы в применении уже освоенных приемов работы к новому содержанию, в нахождении новых способов решения поставленных задач, в эмоциональном выражении своих чувств, переживаний при помощи различных изобразительных средств.

При исследовании проблемы детского художественного творчества, были выделены три основных этапа творческой деятельности, каждый из которых требует специфических методов и приемов руководства со стороны взрослого:

- первый этап – возникновение, развитие, осознание и оформление замысла. Тема предстоящего изображения может быть определена самим ребенком или предложена воспитателем. Чем младше ребенок, тем более ситуативный и неустойчивый характер имеет его замысел.

- второй этап – процесс создания изображения детьми. Тема задания не только не лишает ребенка творчества, но и направляет его воображение, разумеется, если воспитатель не регламентирует решение. Деятельность на этом этапе требует от ребенка умения владеть способами изображения, выразительными средствами, специфичными для рисования, лепки, аппликации.

- третий этап – анализ результатов деятельности. Просмотр и анализ, созданного детьми рисунка, аппликации и т.д., осуществляется при их максимальной активности, что позволяет полнее осмыслить результат собственной деятельности.

В исследованиях Н.А. Ветлугиной, И.Л. Дзержинской, В.А. Езикеевой, Т.Г. Казаковой были раскрыты средства художественной выразительности, пользуясь которыми дети способны передавать художественный образ: ритм, цвет, линия, форма, композиция. Освоение дошкольниками средство разного выражения способствует развитию их художественного творчества [7].

В психолого-педагогических исследованиях Г.Г. Григорьевой выделены еще и условия развития творчества детей:

- это широкий подход к решению проблемы: педагог должен сделать естественный процесс жизни и деятельности детей творческим, ставить детей не только в ситуации творческого, но и познавательного, нравственного творчества. А специальная работа в процессе НОД, в играх и т.п., нацеленная на развитие творчества, должна органично войти в жизнь ребенка.

- это организация интересной, содержательной жизни ребенка в дошкольном учреждении и семье, обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционального интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом для работы воображения (наблюдения, занятия, игры, посещение театра и т.д.). Этот опыт создается всей системой жизнедеятельности ребенка (наблюдения, занятия, игры, посещение театра, общение и т.п.) и служит основой для творчества дошкольников [8].

Таким образом, под художественным творчеством детей дошкольного возраста, мы будем понимать создание субъективно нового (значимого для ребенка, прежде всего) продукта (рисунок, лепка, аппликация и т. д.); создание разных вариантов изображений; применение, усвоенных раннее, способов изображения или средств выразительности в новой ситуации.

И для развития детского художественного творчества воспитателю необходимо учитывать возрастные особенности развития детей и различные развивающие технологии работы с детьми по изобразительной деятельности.

Для развития творческих способностей детей мы выбрали нетрадиционную технику рисования эбру.

Эбру – древняя восточная живопись, окутанная тайной и секретом рисования на воде. На мастер-классах по Эбру, за 2 часа на "плавающем" фоне создаются около 10 уникальных картин - это и подводный мир со всеми его обитателями, экзотические птицы, цветы, пейзажи. И самая удивительная картина – это последняя – картина собственного дыхания, которая, по откровениям наших художников, вдохновляет на новые творческие свершения.

Для детей Эбру является прекрасным инструментом развития воображения, моторики, творческого начала. Нет сомнения, что каждому ребенку понравится этот необычный вид творчества, к тому же это все можно перенести не только на бумагу, но и на ткань.

Эбру- это танец красок, которые переплетаясь между собой, создают уникальные узоры. Ведь создать два одинаковых Эбру просто невозможно. Эбру- древнее искусство обработки бумаги, которое называют «турецкое мраморирование». Мраморирование – процесс копирования на материал изображения, которое получается из разводов красок, соприкасающихся с водой. происхождение слова Эбру неизвестно. В персидском языке есть слова «об»- вода, «ру»- на, соответственно «обру», упрощенное в турецком как «Эбру», были созданы в 11 веке, но само искусство намного древнее. Среди ученых до сих пор идут споры, где и когда зародилось искусство Эбру. Существуют предположения, что это искусство появилось в Индии, а кто-то считает, что Эбру зародилось в Иране, а потом его переняли турки. Но известно точно- Эбру зародилось где-то на Востоке. Старейшая из известных картин Эбрубыла создана в 11 веке Эбру называют «бумагой с облаками» или «бумага с волнами». Известны такие названия, как «тансующие краски», «облака и ветер», «плавающие краски», «бумажное мраморирование»- так по разному называют искусство Эбру в странах востока. В Европе же просто говорят- «турецкая бумага», так как впервые с этим изящными, красивыми картинами европейцы встретились именно в Турции. Еще недавно это искусство могло исчезнуть и стать только красивым воспоминанием. Однако сегодня традиции Эбру бережно сохраняются. Устраиваются многочисленные выставки картин Эбру, мастер классы по созданию, продаются различные изделия из ткани, дерева, стекла и кожи с нанесенными на них рисунками в стиле Эбру [9 ].

Сразу стоит отметить, что для рисования используются специальные приспособления и инструменты, и даже обычная вода не подойдёт.

Итак, вот что потребуется для рисования в домашних условиях:

Прямоугольный контейнер, причём желательно прозрачный или светлый, чтобы все создаваемые узоры были хорошо заметными. Можно использовать специализированную ёмкость (приобрести её вы сможете в отделах, в которых продаются аксессуары для творчества) или, например, противень. Так или иначе, контейнер должен иметь достаточные размеры. В идеале они должны соответствовать величине основы, на которую вы планируете переносить изображения.

Загуститель. Чтобы вода приобрела необходимую вязкость, и краски не тонули и не растворялись, а оставались на поверхности, она должна иметь определённую консистенцию. И для придания густоты используется экстракт растения гевен. Из стеблей извлекают смолу, которую потом высушивают на солнце и продают в виде лепестков китре или же готового порошка. Стоит отметить, что лепестковую китре придётся настаивать в течение двух недель, так что гораздо проще и удобнее будет использовать порошкообразную форму (но и в таком случае придётся ждать некоторое время, оно должно указываться в инструкции). Но вместо экстракта гевена иногда используются загустители на основе морских красных водорослей или же синтетические вещества.

Краски, как и загуститель, натуральные. Они состоят из воды, природных пигментов, а также желчи, которая позволяет узорам не растекаться и удерживаться на поверхности воды. Наиболее распространены основные цвета, такие как синий, жёлтый, красный, чёрный, белый и зелёный. Оттенки или полутона создаются путём смешивания.

Кисти. Они могут иметь различную толщину, в зависимости от того, какой узор вы хотите создать. Обычно кисти изготавливаются из конского волоса, но могут использоваться и синтетические.

Спицы или шила. Такими инструментами создаются необходимые формы, тонкие контуры и границы изображений. Художник двигает шилом по водной глади и создаёт уникальные рисунки.

Гребень применяется для создания так называемых чешуйчатых узоров (обычно они используются в качестве фона).

Пипетки необходимы для наложения красок на воду.

Техника Эбру в домашних условиях доступна для каждого, это необычайно увлекательный вид творчества. Наблюдать за мистическим рождением образов из красочного хаоса- непередаваемое удовольствие. К тому же каждый полученный отпечаток красочных узоров является уникальным и неповторимым, подобно рисунку линий на пальцах руки. Кроме возможности фантазировать, от рисования, вы получите огромный стимул к постоянному совершенствованию своего мастерства. Это творчество особенно «заразительно»- попробовав его однажды, вы обязательно захотите снова прикоснуться к магии. К тому же потрясающие результаты можно получить уже с первого раза- никакие специальные навыки не требуются [10]. Эбру широко используются в психологической практике. Это действительно уникальная возможность дотронуться до души человека через его рисунки на воде, помочь внести краски и эмоций в его жизнь!

НОД 1 «Молочный желатин»

Задачи: образовательные: Ознакомление с технологией рисования на воде. Работа с кисточками разных толщин. Развивающие: развивать чувство цвета и композиции.Воспитательные: воспитывать эстетическое восприятие.

Материалы и оборудование: нитки, кисти, салфетки, заготовленные тарелки, масляные краски, баночки.вливание в молока желатин и помешивание

Организация и методика проведения

1.Организация детей

2.Художественное слово

3.Игровая мотивация

4.Объяснение

5.Самостоятельная деятельность детей

6.Анализ детских работ

7.Итог

Ход занятий:

Самостоятельное разведение нашего загустителя детьми. Теплое молоко разбавляем с желатином и даем остудить прежде чем разлить по емкостям.

Остывший концентрат разлили по емкостям, наложили на поверхность чистый лист.

Работа с масляными красками. Рисуем узоры и волны на поверхности кисточками разной толщиной.

Рисунок должен пропитаться, лежа на поверхности 2-3 минуты.

НОД 2 «Доступный крахмал»

Задачи:

Образовательные: учить детей создавать сюжетную композицию, самостоятельно подбирать красивые цветовые сочетания. Познакомить искусством силуэта и узора.

Развивающие: Формировать композиционные умения – располагать кругами и линиями по отношению друг к другу.

Воспитательные: воспитывать эстетический вкус.

Материалы и оборудование: салфетки, кисти, листы, акриловые краски, крахмал, вода теплая, зубочистка, гребень, мисочки.

Ход занятий:

Для получения правильного концентрата ,нужно заварить крахмал и остудить, после дети самостоятельно разливают по мерным мисочкам.

Для подготовки ко второму этапу мы подготовили акриловые краски и кисточки разной толщиной, обзор и беседа про кисточки.

Нанесение на бумагу красами в миске с жидкостью из крахмала.

Процесс рисования узоров и добавление клякс с помощью зубочисток и гребней.

Завершающие действие по переводу рисунка на бумагу.

По данной технике были проведены занятия «Разноцветный мир космоса», «Удивительный полет», «Комета», «Млечный путь», «Солнце», «Лунный свет».

Детям очень понравилось работать с нетрадиционными материалами. Работы были более успешными, выразительными.

Использование нетрадиционных материалов создавало огромную мотивацию, ожидание новизны стойкого интереса к рисованию. Несложные, доступные детям манипуляции с материалом, усиливала эффект ожидания конечного результата, способствовала развитию творческого воображения и более быстрому освоению выразительных свойств материалов для передачи образов. Проделанная работа убедительно доказывает эффективность использования нетрадиционных средств и техник рисования в освоение их выразительных возможностей, и послужит потенциалом к развитию творческого воображения старших дошкольников.

Список литературы

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования./https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/

Горяева Н.А.: Первые шаги в мире искусства. Программа для дошкольных образовательных учреждений.- М., «Просвещение», 2011.

Комарова Т.С. Дети в мире творчества: кн. для педагогов дошк. учр-й. / Т.С. Комарова. – М.: Мнемозина, 2015. – 85 с.].

Ветлугина, А. В. Художественный образ и детское творчество./ А. В.Ветлугина. - М.: Искусство, - 2012. - 1510с.

Поддъяков, Н.Н., Синельников, В.Б. Особенности образного мышления детей в конструктивной деятельности. Зрительные образы: феноменология и эксперимент. / ред. В.В.Зинченко и др. Душанбе: Дюниш, 2012, ч.4, - С. 163-198

Н.Н. Поддьяков, Л.А. Парамонова и др.) [Поддъяков, Н.Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников. / Н.Н. Поддъяков.- // Вопросы психологии. – 2011. - № 1. – с.34.]

Ветлугина, Н.А. Художественное творчество и ребенок. / Н.А. Ветлугина. – М., 2012

Григорьева, А. А. Детский сад завтрашнего дня. / А. А. Григорьева. - Якутск: ЯГУ,2010. – 97 с.

Пакша, Л.М. Развитие творческого воображения детей./ Л.М.Пакша. // Дошкольная педагогика 2015 №12 – с. 40-44

Прохорова, Л.Н. Путешествие по Фантазии: Практические материалы по развитию творческой активности дошкольников. / Л.Н. Прохорова. – СПб.: Детство-пресс, 2015. – 160с.

Просмотров работы: 13