WEB-САЙТ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИСТОРИИ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

WEB-САЙТ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИСТОРИИ

Тарасова К.Р. 1
1Филиал РГППУ в г. Нижнем Тагиле
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном школьном образовании не первый год используются различные инновационные методы обучения с привлечением средств IT-технологий: мультимедиа-ресурсы, web-ресурсы и др. Последние многократно увеличивают возможности телекоммуникации как в плане доступа к новым источникам знаний, так и в плане организации и поддержки новых видов учебной деятельности путем создания образовательного Интернет-пространства [3, с. 51].

Одно из определений информационной образовательной среды формулирует ее понимание как информационную систему, объединяющую посредством сетевых технологий, программные и технические средства, организационное, методическое и математическое обеспечение, предназначенное для повышения эффективности и доступности образовательного процесса подготовки специалистов [4, с. 50].

В Докладе ЮНЕСКО об основных направлениях деятельности в области образования и информатики после Первого Международного конгресса «Информатика и образование» указано, что важна не сама технология, а ее взаимодействие с обучением и ее роль в контексте системы образования в целом [6, с. 187].

По мнению Барбьюлса, важнейшей особенностью этой новой технологии является то, что она позволяет создавать «сетевые общины». Благодаря этому понятие общины приобретает глобальный размах и некоторые абсолютно новые черты. По мнению специалиста: «Одной из важнейших особенностей такого пространства является его глобальный характер, позволяющий осуществлять практически мгновенную связь и общение. Уже сейчас эта среда незаменима для коммерческих и финансовых операций, вовлекающих в контакт самые разнообразные общества и культуры. Тем самым Интернет является как главной причиной глобализации, так и ее наиболее наглядным проявлением. Более того, именно глобализация и определяет характер сетевых сообществ» [5, с. 9–10].

Web-сайт (англ. Website, от web — паутина и site — «место») — в компьютерной сети объединённая под одним адресом совокупность документов частного лица или организации. Web-сайты иначе называют Интернет-представительством человека или организации [1].

Выделим некоторые дидактические возможности образовательного Web-сайта разработанного и поддерживаемого дидактическими возможностями Web-технологий:

1. Подготовка и редактирование образовательного Web-ресурса непосредственно в сетевом образовательном пространстве с помощью простого текстового редактора;

2. Хранение образовательного Web-ресурса в сетевом Web-пространстве;

3. Рассылка образовательного Web-ресурса (текст, аудио, видео и т.д.) обучаемому с помощью скоростных каналов Web-пространства;

4. Свободный поиск образовательного Web-ресурса в сетевом образовательном пространстве;

5. Использование программного обеспечения и периферийных устройств удаленных web-компьютеров (компьютеры, подключенные к сетевому образовательному пространству) для запуска на них учебных программ, тренажеров, проведения соответствующих вычислений;

6. Интерактивность образовательного Web-ресурса за счет специально создаваемой мультимедийной поддержки и оперативной обратной связи;

7. Возможность оперативного и адаптивного проведения контрольно-оценочных мероприятий;

8. Дистанционное использование образовательного Web-ресурса в целях поддержки образовательного процесса или повышения квалификации [2, с. 10].

Представим частный пример использования web-технологий в организации проекта внеурочного мероприятия. Так, автором статьи был разработан google-сайт проекта интеллектуальной игры «Аукцион знаний». Формат подобного внеурочного мероприятия не нов: игры в аналогичной форме успешно проводились и в начальной школе [10], и среди 5-х классов на проверку общей эрудиции учеников [9]. Мероприятие, как правило, занимает 1,5 часа и состоит из 5 туров. Автором был подготовлен сценарий игры для 5-х классов на закрепление знаний по первобытной истории Урала. Целями внеурочного мероприятия заданы: развитие мотивации обучающийся к познавательной деятельности по предмету истории, а также формирование патриотических чувств, уважительного отношения к родному краю, знания его истории [11].

В качестве технологии организации подобного проекта выступал web-сайт. Выбор определялся следующими причинами:

1. Возможно информировать наибольшее число участников;

2. Возможно коллективное сетевое обсуждение мероприятия, высказывание пожеланий и рекомендаций;

3. Анонсирование игры представляется в наглядном и творческом формате.

На google-сайте были представлены следующие рубрики: информация об авторе проекта; тема проекта; вопросы, направляющие проект; план проведения мероприятия; визитная карточка игры; материалы по формирующему и итоговому оцениванию; материалы по сопровождению и оценке проектной деятельности; полезные ресурсы. Внутри рубрик размещены различные визуальные разработки подачи информации по теме проекта, например, фишбоун «Последствия неолитической революции» или ментальная карта «Повседневная жизнь древнего человека». Также на сайте находятся материалы по анонсированию проекта: макет афиши игры, презентация мероприятия [11].

Основываясь на опыт разработки подобных проектов, можно сформулировать особые требования предъявляются к материалам, размещаемым на сайте для повышения качества создаваемых образовательных web-сайтов.

Прежде всего, необходимо придерживаться следующих принципов написания текстов:

1. Лаконичность: используются небольшие предложения и абзацы;

2. Структурированность: используются небольшие главы по 5-6 абзацев;

3. Концентрированность: каждый абзац должен выражать одну мысль;

4. Объемность: используйте гиперссылки внутри текста статьи на предыдущие материалы или материалы по теме в Интернете.

Навигация сайта должна быть сквозной, чтобы карта сайта, поиск и перечень основных его разделов были доступны с любой страницы [1].

Особое внимание стоит уделить Wеb-дизайну. Сайты разрабатывают для ознакомления, а затем повторного посещения большого количество пользователей. Эффективным средством обеспечения привлекательности сайтов и привлечения пользователей является графический дизайн. Чем выше качество дизайна, тем больше времени проводят пользователи за просмотром сайта [7].

В Web-дизайне решаются вопросы как информационного, так и эстетического характера, обеспечивающие визуальное восприятие информации. Это производится с учетом субъективного и психологического восприятия зрителя, посредством композиции текстовых и графических элементов и форм, реализации визуальной активности элементов, выбора колорита и цветовых решений, обеспечения баланса изображений.

Также важна продуманная композиция сайта. С точки зрения визуального восприятия, страницы сайтов представляют собой наборы текстовых блоков и графических элементов, формирующие цельные и законченные композиции, связанные отношениями визуального восприятия.

С композиционной точки зрения, страница может распадаться на отдельные области, для формирования которых могут, в том числе, использоваться разделительные линии, отношения баланса и контраста. С другой стороны, компоненты композиции могут объединяться в единое целое с использованием линий, направляющих внимание и организующих перемещение взгляда зрителя от одной области к другой [1].

Элементы композиции в разной мере привлекают внимание читателей и соответственно характеризуются разной активностью, обеспечиваемой их размерами, пропорциями, колоритом, окружением, созданием необходимых контрастов, формированием линий, направляющих внимание читателя, организацией пустого пространства [1].

Составляющие страницу элементы характеризуются разной информационной значимостью. Так, информационная значимость заголовков превосходит значимость декоративных узоров фона. Информационно значимым элементам придается большая активность, что обеспечивает их приоритетное восприятие.

Стоит обратить внимание на верное оформление текстовых блоков. Размещая на странице текстовые блоки, выбирая шрифты, ширины и межстрочные промежутки строк, формируя пустое пространство, можно решать эстетические задачи и обеспечивать необходимый уровень внимания и восприятия текстов [1].

Не лишним будет отметить некоторые рекомендации по оформлению и размещению текстовых блоков:

1. Активность и эффективность текстового блока в начале страницы намного выше, чем в конце;

2. Пустые поля в обрамлении текстового блока необходимы для комфортного чтения и обеспечивают большее внимание;

3. Использование разных межстрочных промежутком и размеров символов в различных текстовых блоков позволяет отдельные блоки делать более активными и эффективно балансировать композицию;

4. Текст воспринимается хорошо, когда он четок и контрастен;

5. Текстовые элементы отображаются на некотором фоне. Сочетание цветов текста и фона должно обеспечивать неутомительное чтение [7].

При оформлении сайтов значительное распространение получил специальный академический стиль, характеризуемый преимущественным использованием текста и незначительным применением, а чаще всего и полным отсутствием графических компонентов. При этом текст обычно делится на части и структурируется, с использованием заголовков различных уровней [7].

Существенными элементами композиции сайтов являются разнообразные рамки и линии, используемые для выделения, разделения и соединения элементов композиции. Так, с помощью рамок можно формировать блоки элементов, а помощью линий можно разделять группы элементов, а также направлять взгляд читателя, обеспечивая переход от просмотра одного элемента к другому.

Для web-дизайна характерно преимущественное использование прямых линий и прямоугольников, идущих по горизонтали и вертикали ─ явление, обусловленное эстетикой чертежей и блок-схем. Часто используются и дуги, которые избавляют композицию от излишней симметрии и обеспечивают эффективную координацию различных форм [7].

Гиперссылки web-сайта принято организовывать в отдельные блоки, чаще всего вытянутые в одном измерении - по горизонтали или вертикали, выделяемые различного рода прямоугольными рамками и, чаще всего располагаемые по краям страницы ─ на их верхних, нижних и левых границах (размещение на правых границах практикуется редко).

При организации гиперссылок следует учитывать рекомендации, связанные с ограничениями визуального восприятия, а именно, способностью человека легко ориентироваться лишь в небольшом количестве одноуровневых объектов, не превышающем семи. Соответственно, количество гиперссылок одного блока не должно быть более этого числа [1].

Главная страница отображается при первом обращении к сайту. Ее цель ─ не только ознакомить пользователя с содержанием сайта, но и заинтересовать в дальнейшей работе с ним.

Таким образов, web-сайт ─ новая педагогическая технология, которую можно использовать в школьном историческом образовании для разработки и проведения внеурочных мероприятий, однако для успешной реализации проекта необходимо придерживаться основным принципам оформления сайтов.

Список литературы

1. Белунцов, В. Новейший самоучитель по созданию Web-страниц / В. Белунцов. ─ URL: http://mexalib.com/view/43901 (дата обращения: 03.06.2020).

2. Водолад, С. Н. Изучение методов представления информации в курсе информатики: (На примере гипертекстовых представлений учебного материала по тригонометрии): дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 / С. Н. Водолад. ─ М., 2000. ─ 152 с.

3. Дронов, В. П. Информационно-образовательная среда XXI века / В. П. Дронова // Вестник образования. ─ 2009. ─ № 15. ─ С. 44–52.

4. Зенкина, С. В. Педагогические основы ориентации информационно-коммуникационной среды на новые образовательные результаты: дисс. ... д-ра пед. наук: 13.00.02 / С. В. Зенкина. ─ Москва, 2007. ─ 284 с.

5. Компетентностный подход в образовательном процессе / А. Э. Федоров, С. Е. Метелев, А. А. Соловьев, Е. В. Шлякова; отв. ред. А. Э. Федоров. ─ Омск: Омскбланкиздат, 2012. ─ 210 с.

6. Кузнецова, А. А. Основы общей теории и методики обучения информатике / А. А. Кузнецова. ─ М.: Бином, 2010. ─ 207 с.

7. Леонтьев, Б. Web-Дизайн: Тонкости, хитрости и секреты / Б. Леонтьев. ─ URL: http://lib.ru/TECHBOOKS/LEONTIEV/web-design.txt (дата обращения: 03.06.2020).

8. Ниматулаев, М. М. Проектирование современной информационной образовательной среды на основе дидактических возможностей web-технологий / М. М. Ниматулаев // Стандарты и мониторинг в образовании. ─ 2012. ─ № 3. ─ С. 27–29.

9. Сценарий внеклассного познавательного мероприятия для школьников. Интеллектуальная игра «Аукцион знаний» для участников школьного научного общества. ─ URL: http://ped-kopilka.ru/vneklasnaja-rabota/intelektualnaja-igra-dlja-shkolnikov-aukcion-znanii.html (дата обращения: 04.06.2020).

10. Сценарий интеллектуальной игры «Аукцион знаний». ─ URL: https://infourok.ru/intellektualnaya_igra_aukcion_znaniy-138988.htm (дата обращения: 04.06.2020).

11. Учебный проект «Аукцион знаний». ─ URL: https://sites.google.com/view/knowledge-auction (дата обращения: 04.06.2020).

Просмотров работы: 9