ВЫБОР СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ВЫБОР СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Елисеева И.А. 1, Кашкин Н.В. 1
1ГОУ ВО МО «ГСГУ»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В реалиях современного образовательного процесса комплекс задач, реализуемых педагогом, не ограничивается только процессом преподавания дисциплины обучающимся. Одна из главных задач педагога – грамотное, логичное построение учебного курса и его поэтапное усвоение обучающимися.

В случае с очным обучением данная задача стоит особенно остро – однажды составленные тематическое и поурочное планирование должны предусматривать все форс-мажоры целого крупного периода очного обучения, такие как отмена занятий, углубленное объяснение одной из тем, отнимающее время на изучение запланированного материала; форс-мажоры государственного и мирового масштаба – например, карантин, самоизоляция и т.д.

Данные трудности очного обучения, возникающие на протяжении всего существования мировой системы образования, привели человечество к необходимости разрабатывать модели обучения, полностью или в большей степени независимые от форс-мажорных обстоятельств. Так классическая система образования вступила на путь дистанционного образования.

Само дистанционное образование, существовавшее в мире задолго до 21 века, не является предметом рассмотрения данной работы. Появившиеся тогда методы обучения вроде обмена образовательным материалом посредством бумажной почты при сегодняшней распространенности и доступности интернета практически изжили себя и используются в исключительных случаях тогда, когда отсутствует устойчивая возможность коммуникации преподавателя и учащегося посредством сети. На текущий момент большое распространение получили электронные системы дистанционного обучения, выбор которых на рынке по состоянию на 2021 год достаточно обширен. Большой толчок к развитию и внедрению электронных систем дистанционного обучения произошел в мировой системе образования в начале 2020 года, с началом пандемии COVID-19.

Система дистанционного обучения (далее - СДО) есть набор программных продуктов и решений, который объединяет и автоматизирует все или большую часть процессов, связанных с обучением.

На текущий момент, с развитием дистанционного обучения человечество разработало достаточное количество различных СДО, в большинстве своем предоставляющих схожий функционал, но различающихся своим подходом и моделью взаимодействия с пользователем. Всех их объединяет главная цель разработки и внедрения – автоматизация учебного процесса. В каждой образовательной организации свои потребности в решении задач дистанционного обучения, поэтому для грамотного подхода к дистанционному обучению с применением СДО необходимо изучить рынок таких решений, сопоставить потребности организации с возможностями предлагаемого продукта и сделать взвешенный выбор.

СДО предоставляет следующие возможности:

Управление всеми видами обучения (электронное, очное и заочное);

Проверка знаний и навыков;

Анализ обучения и оценка результатов;

Предоставление контента и программ;

Архив учебных материалов.

Чтобы грамотно организовать дистанционное обучение СДО должна автоматизировать актуальные задачи. К примеру, есть возможность предоставить учебные материалы, организовать взаимодействия пользователей, сформировать отчеты и многое другое.

Обзор самых востребованных сервисов дистанционного обучения стоит начать с Moodle – это одна из наиболее популярных систем дистанционного обучения в России.

Учебные элементы Moodle делятся на относительно пассивные, например, простая страница, файл, папка, которая объединяет несколько файлов, так и активные, например - вики, глоссарий, прямое и дифференцированное тестирование, задания с оценкой по критериям и множество других интерактивных инструментов.

Дифференцированное обучение может осуществляться 2 механизмами. Первый – создание групп и для каждой группы можно задать свой контент, свой учебный материал. Второй способ – задав зависимости доступа к тому или иному учебному элементу от выполнения другого учебного элемента. Например, не выполнив тестирование по теме 1 нельзя будет перейти к лекции темы 2. «Программировать» можно не только доступ к отдельным элементам учебной активности, но и к целой группе учебных элементов.

Moodle подходит для организации дистанционного обучения любого уровня – от персональной ДО, до системы электронного обучения крупного образовательного учреждения. Стоит отметить, что многие крупные вузы РФ используют Moodle в своей работе.

Его преимущества:

полностью бесплатная система, готовая к внедрению;

создание качественных курсов для дистанционного обучения;

широкие возможности управления курсами;

содержит мощный аппарат тестирования;

включает разнообразие учебных элементов;

позволяет реализовать дифференцированное обучение;

поддерживает разнообразные педагогические сценарии и образовательные стратегии (программирование, модульное, индивидуальное, социальное обучение);

содержит настройки вариантов управления доступа пользователей к курсу – запись только учителем, по кодовому слову, модерация и т.д.);

отслеживания прогресса учащихся посредством визуализации;

возможность публикации учебного контента различного формата – аудио, видео, текст, прямые трансляции и т.д.

Среди недостатков Moodle следует отметить:

Система распространяется бесплатно, но ее нужно где-то разворачивать (нужен сервер в организации или облачный/физический хостинг, доменное имя и т.д.);

Moodle достаточно требовательна к ресурсам сервера (зависимость нагрузки линейна от количества одновременно работающих в системе пользователей, что справедливо для всех систем дистанционного обучения);

Система излишне обогащена образовательными инструментами – многие из них не находят применения даже в вузе;

Требует подготовки квалифицированных кадров – разобраться с ней «в пару кликов» получится не у каждого специалиста.

Кратко стоит рассказать и о трех других наиболее популярных представителях рынка систем дистанционного обучения.

Первым из них является Google Classroom – «сборная солянка» из образовательных инструментов Google, являющая собой образовательную социальную сеть в гораздо большем плане, нежели полноценную систему дистанционного обучения. Среди его преимуществ стоит выделить бесплатность, наслышанность о бренде Google, качественная реализация традиционных примитивных образовательных элементов – лекций, заданий и журнала оценок. Однако недостатки его гораздо более существенны – максимально бедный и примитивный арсенал образовательных элементов, избыточный и неудобный механизм обмена информацией (необходимость использования Google Drive), сложный для первого ознакомления интерфейс, полное отсутствие функционала тестирований (этот недостаток изобретательно «обходится» использованием Google Forms, предназначенного для создания форм опросов и анкет, а, следовательно, не имеющего механизма автоматической оценки).

Следующим кандидатом для рассмотрения является iSpring Learn. Данная система дистанционного обучения работает в облаке, т.е. онлайн, что исключает необходимость в реализации серверной и сетевой инфраструктуры на стороне образовательной организации. Для работы с ней необходимо зарегистрироваться в системе, создать курс и подключить к нему обучающихся. Плюсом данной системы являются безлимитное хранилище учебных материалов, мощный инструментарий построения отчетов об успеваемости обучающихся, быстрая, технически-грамотная техподдержка и возможность собственного визуального оформления курса. Один из наиболее весомых минусов системы iSpring – она платная. По состоянию на зиму 2020-2021 года стоимость обучения 50 человек в год – 56000 рублей. Помимо этого, гораздо более продуктивной и легкой станет разработка курсов с помощью фирменного ПО iSpring Suite, стоимость которого равна 27000 руб./год за человека за базовую версию Suite, и 47000 рублей за максимальную версию Suite Max. Помимо этого, технически система гораздо более адаптирована под корпоративное обучение, т.е. под обучение сотрудников организации (например, повышение квалификации работников), что может оказать негативное впечатление в процессе обучения школьников и студентов ССУЗов и ВУЗов.

Еще одним вариантом, применяемым в качестве системы дистанционного обучения, стал сервис Microsoft Teams. Он так же, как и iSpring, является облачным, но в своей основной идее является бизнес-соцсетью, в своей изначальной реализации являющейся моделью совместного доступа к ресурсам Microsoft Office 365. Со временем пополняя функционал решениями, аналогичными облачным сервисам Google (Docs, Spreadsheets, Calendar, Notes и т.д.), Zoom (добавление видеоконференций), интеграция с абсолютным большинством сервисов Microsoft (Skype, продукты пакета Office и пр.) Microsoft Teams вобрал в себя большое количество качеств хорошей площадки для онлайн-взаимодействия большого количества пользователей. Однако, становиться системой дистанционного обучения в его цели не входило, а поэтому применяемость в качестве таковой возможна лишь технологически и не сочетаема с основными целями платформы.

Современное общество требует от педагога не только профессиональных знаний в избранной науке, но и качеств творческой личности, способной своевременно подстраиваться под условия быстроменяющегося информационного мира. Организовать учебный процесс с максимальной эффективностью на сегодняшний день можно лишь с помощью оптимально подобранных систем дистанционного обучения.

Просмотров работы: 3