Земельные ресурсы являются объектом социально-экономических и общественно-политических отношений, представляя собой основу национального богатства и являясь основным потенциальным источником экономического роста страны, в силу обладания природными и экономическими свойствами.
Формирование современной системы управления земельными ресурсами в России является главной проблемой земельной реформы, в настоящее время которая, не имеет окончательного решения. Именно поэтому, совершенствование регионального управления земельными ресурсами становится актуальной темой современности и требует разработку эффективных теоретических и методических положений, которые позволили бы увеличить инвестиции в развитие муниципальных образований и регионов, разработать качественную и актуальную систему обеспечения прав, а также гарантий для субъектов земельных отношений.
Для того чтобы определить пути совершенствования регионального управления земельными ресурсами, необходимо рассмотреть аспекты управления земельными ресурсами (рисунок 1) [1, с.147]:
Аспекты управления земельными ресурсами
Политический
Административно-управленческий
Правовой
Научный
Технико-технологический
Рисунок 1 – Аспекты управления земельными ресурсами
Изучив рисунок 1, уместно добавить, что целью управления земельными ресурсами является обеспечение потребностей государства и общества, которые включают в себя:
- высокий уровень экономических, экологических и социальных условий жизни;
- эффективное развитие предпринимательской и общественной деятельности;
- сохранение и восстановление, в случае необходимости, природных свойств окружающей среды;
- создание экономически и социально обоснованной системы платежей за земельные участки.
Изучив аспекты и цели регионального управления земельными ресурсами, необходимо выделить ряд важных проблем, которые возникли в ходе изучения данного вопроса:
Большое количество земель, находящихся в частной собственности, представляют собой условные земельные участки, не обозначенные на местности и не поставленные на государственный кадастровый учет.
Непрозрачность рынка земельных отношений, а также недостаточная компетентность специалистов Управления Роснедвижимости.
Длительный процесс упорядочивания и оптимизации земельного законодательства, а также внедрения новых схем на региональном уровне.
Невозможность полноценной реализации схемы, прописанной в Земельном кодексе предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, которые находятся в государственной и муниципальной собственности.
Необходимость постановки земель, которые находятся в частной собственности на государственный учет решит проблемы, связанные с упорядочиванием земельных отношений, а также проблемы разрешения споров о наложении участков друг на друга.
Налоги, возлагаемые на земельные ресурсы, являются основным источником местных бюджетов, поэтому необходимо на законодательном уровне, в более конкретном формате, обозначить порядок определения категорий и разрешенного использования ранее предоставленных участков земли, и на региональном уровне разграничить земельные участки по натуре, при помощи изменения границ и уточнения площадей земли.
Для решения проблемы, связанной с невозможностью полноценной реализацией схемы предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, необходимо разработать программу, с целью совершенствования системы управления для территориального развития и увеличения налоговых поступлений в бюджет.
Для того чтобы оптимизировать процесс инвентаризации, целесообразно проводить ее в отношении наиболее ликвидных земельных участков.
Помимо этого, для совершенствования регионального управления земельными ресурсами необходимо:
- разработать систему планирования, использования и охраны земельных ресурсов;
- создать систему информационного обеспечения организации перераспределения и рационального использования земельных ресурсов;
- научное и кадровое обеспечение процессов земельных преобразований.
Подводя итог вышесказанному, необходимо добавить, что все мероприятия по совершенствованию регионального управления земельными ресурсами нужно проводить системно и организовано. Современная система управления земельными ресурсами на региональном уровне позволяет комплексно и эффективно воздействовать на развитие рынка земли и привлечение инвестиций, не дожидаясь ответов на решение данных вопросов со стороны правительства.
Список использованных источников:
Анисимов А.Г. История землеустройства и инвентаризации в России / А.Г. Анисимов. – Москва. – 2019г. – 341с.
Слезко, В. В. Землеустройство и управление землепользованием / В.В. Слезко, Е.В. Слезко, Л.В. Слезко. – М.: Дрофа, 2019. – 208 c.
Хлыстун, В.Н. История земельных отношений и землеустройства / В.Н. Хлыстун. – М.: Колос, 2018. –336 c.