Проблема превенции студенческого суицида - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Проблема превенции студенческого суицида

Кузнецов А.В. 1, Степанов М.Т. 1
1ТГПУ им. Л.Н. Толстого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема самоубийств среди молодежи продолжает вызывать страх своей актуальностью в наше располагающее к депрессиям и стрессам время. Это доказывают статистические данные о росте числа самоубийств.

Частота суицидальных попыток студенческой среде молодежи в течение последних 2-х десятилетий удвоилась. У 30 % лиц в возрасте 14- 25 лет бывают суицидальные мысли, 7 % юношей и 10 % девушек совершают суицидальные действия. Из общего числа суицидов 90% совершается людьми с психотическими отклонениями, 10 % - без психотических расстройств. Многие специалисты пишут о том, что в 10 % суицидальное поведение несёт цель покончить собой, и в 90 % суицидальное поведение студентов - это привлечение к себе внимания [Яблоков, С.186].

Суицид - самодеструктивное поведение человека, направленное на намеренное лишение себя жизни, а так же отказ от действительных возможностей уберечь себя от смерти в опасной ситуации.

Суицидальное поведение - это проявление суицидальной активности: угрозы, попытки, высказывания, мысли, намерения, покушения.

Суицидальное поведение встречается как в норме (без психопатологии), так же и при психопатиях и при акцентуациях характера - в последнем случае оно является 1- ой из форм девиантного поведения при острых аффективных или патохарактерологических реакциях.

Суицидальное поведение зависит от последовательности факторов: биологических, культурных, социальных, этнических. Причины этого явления по исследованиям социологов и психологов различны: расстройства психики, отношения в семье и со сверстниками, наркотики и алкоголь, неразделённая любовь, неприятности с учёбой, пережитое в детстве насилие, социальная изоляция, неизлечимые болезни, бедность. Так же имеются особенности, относящиеся к разным возрастным группам (школьники, студенты, молодые специалисты), проявляющиеся в отношении людей к самоубийству, наличии суицидального опыта, его типов, обстоятельств, при которых он возник, влиянии суицида близких, общего депрессивного настроя исследованных молодых людей.

С точки зрения респондентов, основными причинами суицида в студенческой среде являются употребление психоактивных веществ, конфликты в семье, физическое насилие и издевательства. Из этого следует, что выстраивая систему профилактической работы в вузе, нужно первостепенное внимание уделить профилактике (первичной и вторичной) употребления ПАВ, а так же построению учебных коллективов, оптимизации межличностного общения в студенческой группе, выстраиванию конструктивного диалога между студентами и преподавателями.

Под педагогической профилактикой суицидальных явлений мы понимаем специфический социально-педагогический процесс воздействия и взаимодействия студентов и педагогов в образовательных учреждениях, направленный на предупреждение суицидальных тенденций среди студенческой молодежи. [ Костюнина, C.201 ].

Суицидент - это человек с множеством проблем, которые он не может решить в течение определенного отрезка жизни, начиная с проблем семьи. В основе созданного студентами социального портрета суицидального поведения лежит механизм, который образно можно охарактеризовать как «плохое порождает плохое», но данное описание достаточно стереотипно и не отражает истинную ситуацию.

Еще раз акцентируем внимание на том, что при составлении социального портрета суицидента, студенты продемонстрировали в большей массе негативное отношение. Этот же факт подтверждают результаты эмоционально-оценочных суждений респондентов: большая часть юношей (61%) и девушек (48%) относятся к суицидам отрицательно.

Следовательно, к группе риска среди студентов, которая в большей степени расположена к суицидальным попыткам, относятся такие типы людей:

Молодежь: с нарушением межличностных отношений, злоупотребляющие наркотическими средствами или алкоголем, студенты отличающиеся криминальным или девиантным поведением, включающим физическое насилие.

Сверхкритичные к себе студенты, которые хотят довести поставленную цель до конца, что получается не во всех случаях. Вследствие чего, у молодых людей начинается депрессия, которая является 1-ым шагом к суициду.

Лица, страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат, не получившие после этого психологическую поддержку и помощь.

Юные люди, фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в своей жизни и реальными достижениями.

Сложности, которые появляются при поступлении, связанные с адаптацией в новом коллективе, со сдачей зачётов и экзаменов, сложность нагрузок по сравнению с школьными.

Так же для предотвращения повышения количества суицидов среди молодежи следует предпринимать такие меры профилактики как: информирование молодежи о последствиях и причинах самоубийства, центрах оказания бесплатной анонимной квалифицированной психологической помощи, телефонах доверия. Проведение бесед с близкими людьми, родителями, преподавателями, качественная социальная реклама, создание центров психологической помощи при вузах, правильное освещение информации СМИ так же помогает многим молодым людям не совершить эту страшную ошибку, проведение кураторских часов, бесед по профилактике формирования депрессивных состояний и суицидального поведения в молодежной среде.

Проблема суицида является 1- ой из главных проблем в современном обществе. Особенно когда это касается детей или людей студенческого возраста, когда люди загоняются себя в угол в силу обстоятельств, они думают о том, что смерть является выходом из данной ситуации, но это не так! Из каждой ситуации можно найти выход. Кто-то считает самоубийц героями, которые освободили сами себя, но какой герой станет бежать от собственных проблем? Проблема самоубийств остается 1- ой из самых актуальных, к сожалению, на сегодняшний день. Эта проблема отражает состояние окружающего нас социума: почему люди сами уходят из жизни? Наверное, в окружающем нас мире не все так уж хорошо, как кажется.

Литература:

Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. - СПб, 1912. - 457 с.

Гроллман Э. Суицид : превенция, интервенция, поственция. - 2008.-477 с.

Особенности социально-психологической адаптации студентов к стрессовым воздействиям экзаменационных сессий. Пилюгина Е. И. В мире научных открытий. 2010. № 6–2. С. 106.–108.

Тараненко, О. Н. Суицидальная настроенность молодежи как социально-психологическая проблема общества / О. Н. Тараненко, Я. А. Идрисова. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. -2016. - № 6 (110). - С. 710-713. – URL: https://moluch.ru/archive/110/26832/ (дата обращения: 10.02.2021).

Просмотров работы: 3