Особенности современной практики применения программы количественного смягчения. - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Особенности современной практики применения программы количественного смягчения.

Леонов А.П. 1, Чараева М.В. 1
1ЮФУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современная экономическая система базируется на кредитно-денежных отношениях. В таких условиях постоянно повышенного риска государственное регулирование оказывает колоссальное влияние на стабильность всей системы, в особенности в неблагоприятные времена. Как показывает практика, недостаточность государственного контроля за рынком приводит к ускорению возникновения предпосылок к кризису, а отсутствие своевременного вмешательства лишь усугубляет последствия упадка экономики и усложняет процесс восстановления. Поэтому стабильность экономики в том числе определяется степенью активности предпринимаемых государством мер по вмешательству в деятельность рынка. Без дополнительной поддержки рыночная экономика не всегда может справиться с возникающими перед ней проблемами, например, падающего спроса или излишней закредитованности. Таким образом, посредством государственного вмешательства в экономику мы можем ограничить негативное влияние присущих системе недостатков, местами даже избежать неблагоприятных последствий.

В связи с этим потребность рынка в помощи от государства возрастает именно в периоды кризиса. Роль последнего же должна состоять в использовании максимума от имеющегося инструментария, чтобы избежать дальнейшего упадка экономики и ускорить процесс нормализации рыночных отношений и восстановления системы в целом. Для этого государство прибегает к активной монетарной и фискальной политике. Одним из таких инструментов кредитно-денежной политики является количественное смягчение. Данный тип государственного вмешательства стал особенно распространённым за последние два кризиса, по сути отобрав пальму первенства у контроля за размером учетной ставки в рамках монетарного стимулирования экономики. Количественное смягчение (англ. QEquantitative easing) – это инструмент кредитно-денежной политики, в рамках которого государство посредством центрального банка (дальше ЦБ) скупает на баланс ЦБ различные виды активов для стимулирования экономической активности и обеспечения стабильности системы. Таким образом, QE выступает в роли гарантии государственной поддержки экономики в период кризиса, корректируя ожидания общества по поводу будущего состояния экономики, побуждая как можно быстрее вернуться к прежним уровням экономической активности.

Принцип работы количественного смягчения основан не на создании новых активов, а на замене одного актива на другой. В рамках работы данного инструмента Центральный банк выкупает на вторичном рынке различные активы, преимущественно государственные облигации, с балансов коммерческих банков за резервы. На этапе первичного размещения государственных облигаций ЦБ не имеет права их покупать. Особенностью этого процесса становится создание избыточного количества резервов, средств банков на корреспондентских счетах в ЦБ, то есть повышения ликвидности банковского сектора, тем самым центральный банк старается увеличить предложение кредитных денег, чтобы поспособствовать займам и инвестициям, которые в конечном счете должны увеличить и потребление. Таким образом, государство обеспечивает стабильность банковской системы и делает климат для инвестиций и кредитования более благоприятным.

Рисунок 1 – Динамика изменения процентная ставки по избыточным резервам [1]

Также процесс QE всегда сопровождается снижением процентной ставки ЦБ на избыточные резервы, для того чтобы отобрать соблазн у банков взамен кредитования просто держать избыток резервов на своем балансе и стимулировать попадание средств в реальную экономику.

Еще одной целью данной операции является управление кривой доходности, то есть соотношением между доходностями разных выпусков облигаций одного эмитента (в нашем случае государственных облигаций) в зависимости от срока погашения. Основным способом влияния ЦБ на процентные ставки является покупка или продажа государственных облигаций, когда центральный банк решает снизить процентные ставки, то он будет скупать государственные облигации, тем самым увеличивая цену облигаций и снижая процентную ставку по ним (доходность), которые в свою очередь являются маяком для процентных ставок на другие финансовые активы.

Рисунок 2 – Динамика изменения процентных ставок на государственные облигации США [2]

На практике этот процесс происходит следующим образом, ЦБ скупает краткосрочные государственные облигации, чтобы изменить «краткосрочную процентную ставку», называемую в США ставкой по федеральным фондам, по ней банки США предоставляют в кредит свои избыточные резервы на короткие сроки другим банкам, в результате понижения данной ставки ЦБ воздействует на общее снижение процентных ставок в экономике. По сути этот процесс можно сравнить с классическим процессом таргетирования ставок. Идейным различием будет являться то, что при количественном смягчении ЦБ получает возможность осуществлять влияние на протяжении всей кривой доходности, затрагивая еще среднесрочные и долгосрочные ставки.

Также нельзя не отметить влияние QE на настроения инвесторов и общий инвестиционный климат, а также сопутствующий им рост фондовых рынков, что также позволяет избежать общего ухудшения динамики экономики.

Рисунок 3 – Влияние программы QE на индекс S&P500 за 2008-2014 г. [3]

Текущий кризис 2020 г. внес свои коррективы и в политике Центральных банков. Была проведена широчайшая программа количественного смягчения, а в ФРС США заверили, что будут пользоваться этим инструментом до тех пор, пока экономика не вернется в докризисный период, а инфляция не останется стабильной в 2%. Также новшеством стали прямые выплаты населению на основе неудач прошлых лет, где повышение QE на начальных этапах из-за отсутствия спроса на кредитование не давал необходимого результата. Поэтому прямые выплаты должны стать тем самым дополнительным стимулированием к восстановлению.

Проблемой инструмента QE является его молодой возраст, и хоть впервые эта программа была применена в 1933 году, на постоянной основе центральные банки стали ей пользоваться только после кризиса 2008 года. [4] Перед экономикой еще стоит изучить ряд взаимозависимостей. Ответить на такие вопросы, как заставить бесперебойно восстанавливать спрос на кредитование, инвестиции, потребление в кризисный период в том числе за счет количественного смягчения. Однозначно понять, если ли у QE прямая зависимость с ростом инфляции. Как поспособствовать попаданию денег в рамках количественного смягчения в реальный сектор экономики в форме кредитов. И хоть QE можно назвать спасателем монетарной политики для инструментария государства, учитывая, что в большинстве развитых стран ключевая ставка близка к 0%, необходимо определить, какие возможности по совершенствованию есть у данного средства, и как его можно использовать максимально эффективно в том числе на пару с фискальной политикой государства.

Список использованной литературы

Federal Reserve Bank of ST. Louis, электронный ресурс «Economic Research» / Режим доступа: https://fred.stlouisfed.org/series/IOER (дата обращения 27.02.2021)

Federal Reserve Bank of ST. Louis, электронный ресурс «Economic Research» / Режим доступа: https://fred.stlouisfed.org/series/EFFR (дата обращения 28.02.2021)

Investprofit Электронный ресурс «Финансовый блог» / Режим доступа: https://investprofit.info/quantitative-easing/ (дата обращения: 28.02.2021)

Federal Reserve Bank of ST. Louis, электронныйресурс «Economic Synopses» / Режимдоступа: files.stlouisfed.org/files/htdocs/publications/es/10/ES1017.pdf(датаобращения 28.02.2021)

Просмотров работы: 3