ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Сенчукова А.В. 1
1Южный федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение: на сегодняшний день конкурентные процессы находятся в стадии активного развития и это порождает условия возрастающего уровня конкуренции. В условиях жесткой конкуренции методы управления представляют собой необходимое условие достижения фирмой устойчивого и продолжительного делового успеха. Применение знаний и навыков в определении методов управления является одним из важнейших критериев эффективности предприятия. Современные условия рынка требуют от руководителей компаний согласованности мер управления на всех этапах и уровнях принятия управленческих решений, на эффективность реализации влияют конкурентные и стратегические позиции, занимаемыми конкретным предприятием на рынке.

Управление компанией включает в себя постановку целей и задач для различных аспектов организации. Задача менеджеров состоит в том, чтобы обеспечить достижение этих целей при имеющемся объеме ресурсов. Эти цели будут либо достигнуты, либо не достигнуты, что потребует принятия соответствующих мер по исправлению положения. Также управление компаний включает в себя большое количество разных способов, подходов и приемов, которые позволяют соорганизовать и эффективно распределить выполнение функций, процессов и мероприятий, которые обязательны при принятии решений. В сумме они представляют методы управления.

Методы управления – это конкретные виды управления, то есть способ, каким именно образом управляется организация, ресурсы и ее процессы. Таким образом, методы управления существенно влияют на планирование, организацию и выполнение других управленческих функций [1]. Они влияют на управление либо всей организацией (бизнесом), либо ее конкретной частью (например, в организационной единице). Данные методы необходимы для того, чтобы создать набор правил и методов, которые позволят сократить затраты ресурсов при достижении главной цели компании.

В основе системы методов управления лежит общенаучная методология, содержащая в себе системный, процессный и комплексный подходы к решению проблем, а также законы и принципы управления.

Системный подход используется как средство регулирования управленческих проблем, позволяющий обозначить основные цели решения, определить варианты, выявить связи и зависимости составляющих проблемы, а также факторы и требования, влияющие на решение проблем.

Процессный подход — это подход, основой которогоявляется осознание того, что деятельность компании представляет совокупность бизнес-процессов [2]. Компания, обладая на входе всеми необходимыми ресурсами и используянеобходимые технологии при управленческом воздействии получает на выходе продукт, соответствующий требованиям потребителя.

Комплексный подход -своеобразная форма анализа проблем компании. Данный подход используется в стратегическом планировании в многоцелевой системе управления, взаимодействующей с внешней средой.

Существует установленная классификация методов управления, которая представлена ниже (рис. 1).

Рисунок 1− Методы управления предприятием [3]

Организационно-распорядительные (их еще называют административные) методы управления основываются на властной мотивации, базирующейся на подчинении закону, нормативным актам и предполагают прямое целенаправленное воздействие на объект управления, четкое определение прав и обязанностей всего персонала организации [3].Эти методы направлены на такие причины поведения человека, как чувство долга, культура трудовой деятельности и т.п.

Экономические методы управления базируются на управлении финансовыми ресурсами (начиная от привлечения средств и капитала до составления бюджета и распределения финансовых ресурсов, управления и эффективного управления финансовыми ресурсами в компании). Из этого следует, что применение экономических методов управления напрямую связано с эко­номическим стимулированием труда, т.е. с системой оплаты труда, предполагающей вознаграждение за определенное ко­личество и качество выполненной работы и употребление санкций в случае невыполнения задач или их некачественного выполнения.

Социально-психологические методы управления предполагают нематериальную мотивацию персонала. Данные методы особенно влияют на сознание сотрудников, на социальные, этические, религиозные и другие интересы коллектива, на формирование и развитие общественного мнения относительно общественно и индивидуально значимых нравственных ценностей, а также оказывают мо­ральное стимулирование труда.

Приведенные методы управления чаще всего комплексно оказывают влияние на деятельность компании, поэтому их не следует противопоставлять друг другу, выделяя значимость того или иного метода. Данные методы необходимо рассматривать вместе, так как их совместное использование помогает эффективному достиже­нию поставленных задач.

Далее мы более подробно поговорим об экономических методах управления и рассмотрим, как с их помощью можно повысить эффективность компании.

Экономические методы управления в менеджменте — это совокупность средств и инструментов, которые целенаправленно влияют на внутренние составляющие компании (цели, задачи, структуру, технологии и сотрудников) для того, чтобы создать благоприятные экономические условия обеспечения ее эффективного функционирования и развития на рынке [4].

Суть экономических методов заключается во влиянии на экономические интересы сотрудников и клиентов, используя различные рычаги (вознаграждения, цены, кредитов, прибыли и др.) Экономические методы предполагают применение стимулов, которые предусматривают ответственность сотрудников за последствия принимаемых решений.

Экономические методы управления имеют ряд особенностей:

их основа - установленные правила поведения, позволяющие использовать различные ресурсы;

все уровни компании обладают самостоятельностью при параллельном возникновении ответственности за принимаемые решения и их последствия;

побуждают работников создавать дополнительные решения и выбирать наиболее подходящие из них.

Чем шире область влияния экономических методов, тем большее количество вопросов решается на основных уровнях управления. Внедрение экономических методов управления в компанию повысит ее эффективность только тогда, когда принцип прибыльности ведения бизнеса будет включать в себя все звенья организационной структуры компании, тем самым формируя замкнутую систему с разделением материальной ответственности среди всех ее составляющих.

Основные составляющие механизма управления компанией представляют собой методы и модели управленческого влияния на хозяйственную деятельность для формирования экономических условий эффективного осуществления предпринимательской деятельности, которые обеспечат получение прибыли от осуществления данной деятельности.

Экономические методы управления делятся на следующие группы [5]:

1. Группа прямого экономического расчета, которая основывается на запланированном, организованном и обязательном распределении основных средств компании (а именно трудовые, материальные и финансовые) с целью обеспечения макропропорций расширенного воспроизводства.

Прямой экономический расчет необходим для предотвращения и устранения чрезвычайных ситуаций, выступая в виде субсидий, субвенций и дотаций.

2. Группа хозяйственного расчета, которая   опирается на применении стоимостных категорий в роли регулирующих инструментов сопоставления результатов и затрат во время производства и реализации продукции.

Экономические методы управления обладают характерными чертами:

эластичность и адаптивный характер управляемых процессов;

возможность постоянного контроля;

нет потребности в административном контроле;

распространение экономических методов совмещается с относительным выделение обособленных отделов и повышением уровня саморегулирования.

Экономические методы управления играют главную роль в вопросе повышения эффективности. Это связано с тем, что в основе управления лежат экономические отношения между людьми и, соответственно, их потребности и интересы. Данные методы позволяют определить новые возможности, что необходимо в переходный к рыночным отношениям период. Здесь подразумевается изменение системы материального стимулирования, учитывая экономических интересов всего коллектива. Основная задача создать такие условия, чтобы задуманные экономические методы были эффективны.

Эффективность предприятия характеризуется различными стоимостными показателями, представляющие собой: величину прибыли; объем продукции; рентабельность; производительность труда; снижение себестоимости реализуемых товаров или рациональное сокращение используемых ресурсов (трудовых, материальных) и др.

Как мы уже отметили выше, наиболее действенным экономическим методом управления является материальная мотивация. И это значит, что в целях повышения эффективности предприятия наиболее простым и действенным способом будет сделать акцент именно на ней.

Для начала необходимо разобраться с понятием мотивации персонала. Мотивация персонала — желание или потребность человека выполнять определенные действия для того, чтобы достичь желаемой цели [6]. Можно выделить основные виды мотивации сотрудников: материальную и нематериальную.

Материальная мотивация в организации представлена следующими видами [7]:

- Денежное вознаграждение. Одним из самых эффективных способов мотивации сотрудников на сегодняшний день считается введение дополнительных денежных вознаграждений. Для того, чтобы повысить интерес сотрудника к выполняемой работе, нужно чтобы размер денежного вознаграждения превышал установленный размер его заработной платы. Данный вид стимулирования можно использовать для особо важных задач.

- Премии. Повышении заработной платы сотрудников может серьезно изменить финансовое состояние компании, поэтому введение ежемесячных или разовых премий станет отличной альтернативой для мотивации сотрудников. Условия выплат премий устанавливаются руководством исходя из необходимых задач и условий их выполнения.

-Материальная помощь. Это один из видов денежного стимулирования. Для получения материальной помощи сотруднику необходимо написать заявление по установленной компанией форме, которое должен подписать руководитель. Такая помощь может выплачиваться в чрезвычайных ситуациях (смерти и болезни сотрудников/ их близких родственников, несчастных случаях). Такой вид помощи выплачивается разово. Также сюда можно отнести возможность получения ссуд с минимальным процентом на любые цели работников.

-Материальные льготы. Они также являются составляющими вознаграждения и направлены на мотивацию сотрудников и повышения их ответственности перед компанией. К материальным льготам относятся пенсионное обеспечение, финансовая помощь (кредиты, скидки), обеспечение транспортом, субсидирование персонала (открытие столовых для сотрудников на территории компании), помощь в улучшении уровня жизни сотрудников (возмещение затрат на телефонную связь, предоставление кредитных карт), частное страхование здоровья (компанией заключается договорённость с какой-либо частной клиникой для того, чтобы каждый сотрудник имел возможность обслуживаться там).

- Система штрафов. Помимо приведенных методов мотивации необходимо также внедрять противоположный, но не менее эффективный метод стимулирования. Система штрафов позволит руководителю контролировать качество выполняемой работы, и в случае, когда сотрудник выполняет свои трудовые функции не должным образом руководитель фирмы может оштрафовать сотрудника.

Заключение: подводя итог данной работы, следует еще раз сказать, что каждая организация ставит перед собой определенные цели, которые необходимо достичь. Использование знаний и навыков в формировании системы управления стало одним из важнейших критериев успешности профессиональной деятельности специалистов. Практически все действия руководителя компании направлены на то, чтобы способствовать достижению этих целей, для чего необходима эффективная система управления персоналом. Её основная задача — это подбор высококвалифицированных кадров, контроль за эффективностью выполнениях их работ и непосредственное улучшение их профессиональных компетенций. На основании этого создается система управления персоналом компании. Её составляют следующие методы управления персоналом: административные методы (организационно-распорядительные); экономические и социально-психологические методы.

Задача экономических методов управления состоит в эффективном воздействии на работников фирмы для повышения их производительности. Зачастую такие методы называют «методом пряника».

Опыт компаний показывает, что наиболее эффективным является совмещение всех трех методов, так как это позволяет разными способами влиять на подчиненных и достигать поставленных компанией целей. Мотивация персонала является необходимой для успешного функционирования любой компании. Правильно подобранная система мотивации сотрудников, будет напрямую влиять на уровень самоотдачи коллектива, соответсвенной она будет в той или иной степени эффективна.

Навыки управления коллективом являются необходимыми для успешной деятельности организации. Требуется постоянный анализ качества работы коллектива, начиная с начального функционирования организации и заканчивая моментом прекращения её существования. Необходимо использовать все доступные методы анализа, для получения наиболее точной информации.

Так же необходимо сказать, что нет однозначно правильного метода управления организацией, которому должны следовать все компании, каждый метод имеет свои плюсы и минусы. Каждая организация сама определяет, насколько эффективным для нее является тот или иной метод управления. Поэтому не всегда стоит ориентироваться на опыт других компаний, а тестировать известные методы в своей деятельности и затем выбирать наиболее эффективные.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Гончаров В.В. Важнейшие понятия и концепции в современном управлении. – М.: МНИИПУ, 2010. – 140 с

2.Виханский О.С. Стратегическое управление. М., 2001. – 296с

3.Попов А. А., Гузаирова А.Ф. Общий менеджмент: Учебное пособие. – Оренбург: ООО «Руссервис», 2012. – 477 с

4.Балашов А.П. "Основы менеджмента: Учебное пособие" 2018. – 288 с

5. Замедлина Е. А. "Теория управления: Учебное пособие " 2011- 159 с

6. Верещагина, Л. А. Психология персонала. Потребности, мотивация и ценности —М.: Гуманитарный центр, 2017. — 230 с.

7. Рахимова Б. Х. Мотивация персонала // Наука и современность. — 2013. –№ 24. — С. 290–294.

8. Кабаченко Г.С. Психология управления. – М.: ПОР, 2007.- 268 с.

9.Карпов А.В. Психология менеджмента. Учебное пособие. – М.: Экономика 2005. – 380 с.

10. Гершун А., Горский А. Технологии сбалансированного управления М.: Олимп-Бизнес, 2007. 530 с.

Просмотров работы: 3270