РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ АЛГОРИТМИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ АЛГОРИТМИЗАЦИИ

Исламгулова Т.Э. 1, Мащенко М.В. 1
1Филиал РГППУ в г. Нижнем Тагиле
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном мире становится важно не только усваивать знания, умения и навыки, но и уметь получать эти знания. Поэтому одним из направлений модернизации образования является более широкое использование исследовательских умений для получения новых знаний и умений самостоятельно.

К. П. Кортнева и Н. Н. Шушарина утверждают, что можно развивать следующие исследовательские умения:

умение охватывать всю проблему в целом;

умение корректно ставить исследовательскую задачу;

умение оценивать методы решения поставленной задачи;

умение планировать исследовательскую деятельность;

умение искать оптимальное решение поставленной задачи;

умение реализовывать выбранную исследовательскую методику;

умение оценивать ее информативность и точность с помощью прикладных (лабораторно-практических) занятий [1].

С другой стороны, А. И. Савенков [2] соотносит развитие исследовательских умений с преодолением соответствующего этапа исследовательской работы. Таким образом, ученый должен пройти десять шагов, представленных в виде схемы (рис. 1):

Рис. 1. Этапы исследовательской работы

В зависимости от назначения исследовательские умения обучающихся можно разделить на четыре группы (организационно-практические, поисковые, информационные и оценочные) см. табл. 1.

Таблица 1

Классификация исследовательских умений по группам

Название группы

Пример умений

организационно-практические

умение планировать собственную работу;

отвечать на поставленные вопросы и уметь их задавать;

преобразовывать полученные данные;

выдвигать предположения;

умение использовать разные формы представления результатов исследования

поисковые

умение подбирать тему исследования;

ставить цель исследования и видеть проблему;

умение без чьей-либо помощи изобретать способ действия, используя знания различных областей;

устанавливать причинно-следственные связи;

умение правильно выбирать и применять нужные методы исследования;

умение находить решение поставленной проблемы

информационные

умение самостоятельно находить и использовать различные источники информации;

слушать выступающего;

правильно понимать смысл любого текста;

проводить работу с терминами, понятиями и определениями;

умение фиксировать полученную информацию в виде условных знаков, символов; делать выводы;

умение при необходимости обращаться за помощью к педагогу

оценочные

умение давать справедливую оценку своей работе, определить ее недостатки и достоинства;

оценить работу, которая была представлена другими;

формулировать оценочные суждения, отзывы и рекомендации;

давать обоснование своей оценке.

Наиболее важными для обучающихся сейчас являются информационные и поисковые умения.

Кроме того, необходимо отметить, что исследовательские умения состоят из следующих компонентов:

мотивационного (проявляющегося в виде познавательного интереса), который формируется под воздействием целей новой деятельности;

содержательного, включающего систему знаний об исследовательской деятельности;

операционного (технологического), включающего уже имеющуюся у человека систему умений и навыков.

При отсутствии одного из перечисленных компонентов, либо, при его недостаточном развитии, формирование исследовательских умений не представляется возможным.

Для того, чтобы оценить степень овладения исследовательскими умениями, составим критерии оценивания работы над исследованием на основе сказанного выше (табл. 2).

Таблица 2

Критерии оценивания работы над исследованием

Критерий

Количество баллов

Проблема

Понимает проблему

1

Объясняет выбор проблемы, обозначает границы исследования

2

Сформулировал проблему, проанализировал ее причины

3

Целеполагание

Формулирует исследовательскую задачу

1

Формулирует основные вопросы

2

Выбрал методы исследования

3

Планирование

Выдвинул гипотезу

1

Определил последовательность действий

2

Использовал разные формы представления результата

3

Оценка результата

Сравнил результат с гипотезой

1

Сделал вывод о соответствии гипотезы полученным материалам

2

Сделал вывод и дал обоснование своей оценке

3

Поиск информации

Подобрал сферу исследования

1

Выбрал нужные методы исследования

2

Сумел найти решение поставленной проблемы

3

Обработка информации

Воспроизвел аргументы и вывод

1

Привел пример, подтверждающий вывод

2

Сделал вывод и привел аргументы

3

На основе обозначенных критериев и их оценке в баллах можно выделить три уровня развития исследовательских умений:

базовый (6-10 баллов) – уровень учебно-исследовательской деятельности, инициируемой преподавателем;

учебно-исследовательский (11-14 баллов) – уровень исследовательской деятельности под руководством преподавателя;

научно-исследовательский (15-18 баллов) – уровень самостоятельной исследовательской деятельности.

В качестве задания на развитие исследовательских умений на уроках информатики по теме «Алгоритмизация» можно предложить проанализировать сказки, выделить в них алгоритмы, определить их вид и представить в виде блок-схемы.

Данное задание будет развивать исследовательские умения, так как, при его выполнении необходимо пройти определенные этапы:

Для начала нужно обладать базой знаний, в нашем случае это: определение алгоритма, его свойства, условные обозначения на блок-схемах и принципы их построения. Этот пункт входит в когнитивный компонент исследовательской компетенции.

Далее нужно ознакомиться с предлагаемым
материалом – сказкой, а именно внимательно прочитать.

Следующим пунктом будет анализ сказки, какие в ней герои, что они делают, есть ли в их действиях какой-либо алгоритм.

Затем изобразить найденный алгоритм в виде блок-схемы. Данный и предыдущий пункты относятся к деятельностному компоненту исследовательской компетенции.

Последним пунктом будет проверка правильности выполнения задания, рефлексия.

А для того, чтобы заинтересовать обучающихся, можно предложить широко известные народные сказки.

Например, сказка «Каша из топора». Герой сказки, старый солдат, возвращался домой и, утомившись в пути, попросился отдохнуть и перекусить в одну из избушек в деревне. Дверь ему открыла старуха, но поскупилась накормить гостя. Тогда он предложил сварить кашу из топора.

Задание 1. Найдите полный текст сказки. Запишите в чем проблема? Составьте гипотезу (можно ли сварить кашу только из топора?). Опишите процессварки каши с помощью линейного алгоритма (см. рис. 1.). Сколько получилось шагов? Нельзя ли упростить решение за счет использования алгоритмических конструкций? Каких?

Рис. 1. Алгоритм сказки «Каша из топора»

Или, например, всем известная сказка «Колобок», где описан циклический алгоритм с ветвлением (рис. 2)

Рис. 2. Алгоритм сказки «Колобок»

Задание 2. Прочитайте сказку «Колобок». В чем была ошибка Колобка при встрече с Лисой? Разделите деятельность главного героя на отдельные действия и выпишите их. Зависит ли конец сказки от каких-то условий?

Попробуйте составить алгоритм, записать его в виде блок-схемы и определить тип алгоритма. От чего зависит вид алгоритма? Подумайте, можно ли уменьшить количество операций, за счет чего? Придумайте критерии для оценки вашего алгоритма.

В качестве примера алгоритма с несколькими условиями можно взять небольшую сказку «Бобовое зернышко». В ней петушок подавился бобовым зернышком, а курочка побежала к хозяйке, чтоб взять немного масла и смазать ему горло (рис. 3).

Задание 3. Прочитайте сказку «Бобовое зернышко». Что сделала курочка, чтобы помочь петушку? Выпишите ее действия.

Попробуйте составить алгоритм, записать его в виде блок-схемы и определить тип алгоритма. От чего зависит вид алгоритма? Подумайте, можно ли уменьшить количество операций, за счет чего? Придумайте критерии для оценки вашего алгоритма.

Рис. 3. Алгоритм сказки «Бобовое зернышко»

Таким образом, можно сделать вывод о том, что предложенные задания развивают исследовательские умения, умения смыслового чтения, выделения главного из большого объема информации и последующее представление информацию в сжатом виде, в графическом представлении.

Список литературы

Кортнев К. П. Сочетание в обучении решения задач и лабораторного практикума / К. П. Кортнев, К. П. Шушарина// Современные методы физико-математических наук: Труды международ. конф.: Сб.ст. Орел, 9-14 октября 2006 г. / Отв. ред. А. Г. Мешков, В. Д. Селютин. Орел: ОГУ. - Т. 3. - 2006.

Савенков А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие / А. И. Савенков. – М.: «Ось – 89», 2006. – 480 с.

Семенова, Н. А. Исследовательская деятельность учащихся [Текст] / Н.А. Семенова // Начальная школа. — 2006. — № 2. — С. 45-49. 21

Просмотров работы: 12