ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРИЕМУЩЕСТВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА НА РЫНКЕ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРИЕМУЩЕСТВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА НА РЫНКЕ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современные рыночные трансформации в России связаны с демонополизацией национальной экономики и развитием конкурентной среды на соответствующих рынках. В полной мере это касается и железнодорожного транспорта страны

Конкурентные преимущества представляют собой концентрированное проявление превосходства над конкурентами в экономической, технико-технологической, организационной сферах деятельности предприятия, что приводит к количественно-качественному улучшению конечных результатов деятельности.

Конкурентные преимущества в зависимости от путей их достижения делятся на преимущества низкого и преимущества высшего порядка. Преимущества низкого порядка связаны с использованием дешевых трудовых ресурсов, материалов, энергии, с благоприятными условиями ведения хозяйственной деятельности (географическими, организационно-экономическими, политическими и т.д.).

Конкурентные преимущества низкого порядка очень неустойчивы, поскольку легко могут быть потеряны из-за роста цен и заработной платы, из-за использования тех же дешевых ресурсов конкурентами, из-за изменения политической ситуации и т. д.

К конкурентным преимуществам более высокого порядка относится уникальная продукция, уникальная технология и специалисты, хорошая репутация фирмы. Такие преимущества являются устойчивыми, поскольку они не могут быть быстро скопированы конкурентами.

Мера устойчивости конкурентного преимущества обуславливается источниками его формирования и возможностями постоянного совершенствования и расширения. В зависимости от степени устойчивости следует выделить:

- конкурентные преимущества с низкой степенью устойчивости. Такие преимущества являются легкодоступными для конкурентов, поскольку связаны со стоимостью используемой рабочей силы, сырья, материалов, эффектом масштаба от применения определенных технологий, оборудования и тому подобное;

- конкурентные преимущества со средней степенью устойчивости. К ним следует отнести конкурентные преимущества, которые можно содержать более долгое время: запатентованная технология, налаженные каналы сбыта продукции (услуг) и т.д. Для достижения указанных преимуществ нужны интенсивные и длительные капиталовложения в производственные мощности, научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок и маркетинговых исследований в специализированное обучение персонала;

- конкурентные преимущества с высокой степенью устойчивости, создание которых требует сочетания крупных капиталовложений в инновационные проекты с высоким качеством их реализации

Учитывая вышеизложенное, конкурентные преимущества предприятия можно охарактеризовать как уникальные осязаемые и неосязаемые ресурсы, которыми располагает предприятие, а также стратегически важные для данного предприятия сферы бизнеса, позволяющие победить в конкурентной борьбе.

В рыночной экономике конкурентные преимущества выступают основой обеспечения конкурентоспособности предприятия. При этом при активном развитии конкуренции стратегический успех предприятия, прочность его конкурентных позиций зависит от владения длительным и устойчивым конкурентным преимуществом, продолжительность которого определяется способностью предприятия сохранять и обеспечивать защиту имеющихся у него конкурентных преимуществ и генерировать новые, причем быстрее и эффективнее, чем это делают конкуренты.

Для управления конкурентными преимуществами есть две возможности. Во-первых, конкурентные преимущества может иметь сама продукция (услуга), изготавливаемая (предоставляется) предприятием. Один из видов конкурентного преимущества продукции (услуги) может быть цена, второй - дифференциация, под которой понимают отличительные особенности, которые делают продукцию (услугу) привлекательной для потребителя.

Второй путь управления конкурентными преимуществами - это создание для своей продукции (услуги) преимущества в ее положении на рынке за счет монополизации его части. Такое формирование конкурентного преимущества противоречит требованиям рынка, но на практике имеет место, и этому способствует, как правило, несовершенное законодательство.

В соответствии с указанными возможностей сегодня выделяют три стратегии управления конкурентоспособностью:

- лидерство в цене продукции (услуги);

- дифференциация продукции (услуги);

- концентрация внимания на интересах конкретных потребителей.

При применении стратегии лидерства в цене для создания конкурентных преимуществ основным критерием при изготовлении продукции (оказании услуги) выступают расходы, а основным источником создания ценовых преимуществ является экономия на масштабе за счет снижения текущих затрат на единицу продукции при росте объемов производства, уменьшение административных расходов, рационального использования экономических ресурсов, использования более дешевых экономических ресурсов и тому подобное. При этом качество изготовленной продукции (оказанной услуги) не может быть значительно ниже, чем у конкурентов, иначе понадобится столь значительное снижение цены, что может привести к негативному финансового результата и, как следствие, к снижению конкурентоспособности из-за нехватки собственных средств и неспособность в полном объеме финансировать свою деятельность.

Стратегия дифференциации направлена ​​на то, чтобы сделать продукцию (услугу) не такой, как у конкурентов. При этом важно, чтобы необычность продукции (услуги), ее новизна или уникальность имели ценность для потребителя. То есть стратегия дифференциации предполагает расширение функциональных свойств продукции (услуги), приводит к росту ее качества. При этом стратегию дифференциации используют не обязательно для повышения цены на продукцию (услугу) благодаря росту ее качества, поскольку улучшение конечных финансовых результатов может достигаться за счет роста объемов реализованной продукции (услуг) или за счет стабилизации потребления продукции (услуг) независимо от колебания спроса на рынке

В нашей стране существует огромная транспортная система, которая обеспечивает перевозку и доставку грузов. Все виды транспорта тесно взаимосвязаны между собой: железнодорожный, автомобильный, воздушный, водный трубопроводный. Но железнодорожный транспорт занимает ведущие позиции по грузообороту.

Рис.1 Доли видов транспорта (без учета трубопроводного) в грузообороте 2019 год.

При анализе конкурентных преимуществ железнодорожного транспорта на рынке грузовых перевозок следует учитывать, что грузовладельцев интересует стоимость перевозки, которая является их транспортными затратами. В большинстве случаев, особенно при перевозке массовых грузов конкурировать с железными дорогами по стоимости перевозки грузов в настоящее время трудно, поскольку уровень тарифов на перевозку таких грузов железнодорожным транспортом является самым низким.

Установление низкого уровня железнодорожных тарифов на перевозку грузов происходит в результате государственного регулирования через распределение грузов на тарифные классы, то есть дифференциацию тарифов по платежеспособности грузов. Учитывая, что объемы перевозок дорогостоящих грузов, за счет которых предполагается компенсировать недополучение доходов от перевозки низкостоимостных грузов (перевозимых по малорентабельными, а то и убыточным тарифам), составляют 15-20%, тогда как объемы перевозок низкостоимостных грузов (т.е. грузов 1-го тарифного класса) равны 70%, то сознательное занижение тарифов на перевозку грузов первого тарифного класса и внеклассных создают конкурентное преимущество железнодорожного транспорта на рынке грузовых перевозок. Но это преимущество является сомнительным, поскольку для железнодорожного транспорта перевозки таких грузов коммерчески невыгодным. Кроме того, следует отметить, что недополучение доходов приводит к невозможности в полном объеме профинансировать не только капитальные вложения, но и расходы на текущую деятельность, и в конце концов негативно сказывается на конкурентоспособности железнодорожного транспорта на рынке транспортных услуг. Стоит так же обратить внимание, что железнодорожному транспорту приходится конкурировать за дорогостоящие грузы с автотранспортом, что существенно влияет на количество заказов, которые получает железная дорога не имея возможности использовать цену, как дополнительное конкурентное преимущество.

Сегодня железнодорожный транспорт имеют следующие преимущества по сравнению с предприятиями других видов транспорта:

- массовость. Там, где есть крупные партии грузов, грузовладелец обращается к железнодорожному транспорту по поводу их перевозки, поскольку сегодня именно транспортировочные мощности железной дороги способны осваивать массовые перевозки;

- всепогодность и всесезонность перевозок, является важным в природно-климатических условиях России;

- к конкурентным преимуществам также относится переход на электронный документооборот, в результате чего происходит сокращение времени, которое тратит клиент на оформление заказов по грузовым перевозкам. В ОАО «РЖД» применение электронного документооборота началось с внедрения системы месячного планирования перевозок. Грузовладельцы - имеют у себя персональный кабинет, с помощью которого в электронном виде передают заявку на перевозку грузов на следующий месяц. Клиенты, которые взаимодействуют с железной дорогой впервые, могут обратиться в Центр Продажи Услуг (ЦПУ), где могут получить все услуги, касающиеся перевозки и заполнению необходимых документов по принципу одного окна.

Внедрение электронной накладной (электронной накладной) также относится к конкурентным преимуществам. Происходит ускорение оформления перевозочных документов на основе применения ИТ-технологий.

Конкурентным преимуществом более высокого порядка также является модернизация железнодорожной инфраструктуры, которая происходит путем построения двухпутных вставок с целью увеличения пропускной способности железных дорог.

Модернизация тягового подвижного состава — это ещё один вид конкурентных преимуществ более высокого порядка. Сегодня на железных дорогах страны эксплуатируются тепловозы советского образца (2Т-10), которые в процессе модернизации оборудованы современными дизелями, что обеспечивает повышение эффективности работы дизелей по сравнению с используемыми в настоящее время на 30%. Модернизация тепловозов за счет замены дизелей на указанные позволит повысить их производительность с одновременным уменьшением энергозатрат и значительно продлит сроки эксплуатации тепловозов.

Конкурентным преимуществом более высокого порядка следует считать гармонизацию взаимодействия между вагонным колесом и рельсом за счет применения передовых технологий построения колес и рельсов, которые позволяют минимизировать их износ в результате взаимодействия. Кроме этого, повышение статической нагрузки на грузовой вагон до 75 тонн и соответственно нагрузка на ось вместо 22,5 тонн до 25 тонн, уменьшение веса тары вагона за счет применения новых видов металлопроката (более прочных и легких) также создают конкурентные преимущества высокого порядка. При этом грузовые вагоны нового поколения дороже тех, что сейчас используются на 10-15%, но их сроки эксплуатации увеличиваются с 22 лет до 30 лет, дает возможность получать дополнительный экономический эффект. Формирование инвестиционной программы открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - инвестиционная программа) как составной части Программы производится (совместно с отраслевыми институтами, Институтом народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук, Советом по изучению производительных сил) с учетом разработки прогноза оптимального обеспечения транспортно-экономического баланса или межрегионального межотраслевого баланса грузовых перевозок.

Рост объема грузовых перевозок значительно увеличивает загрузку мощностей железнодорожной инфраструктуры и протяженность участков, имеющих инфраструктурные ограничения в пропускной способности железных дорог. Протяженность таких участков на сети железных дорог открытого акционерного общества "Российские    железные    дороги"    составила    19 тыс.     километров. Без реализации мероприятий по развитию пропускной способности инфраструктуры к 2025 году этот показатель увеличится до 20 - 23,5 тыс. километров.

Рис.2 протяженность «узких мест» на железных дорогах России

Регулятор в лице ФАС в данный момент фактически самоустранился и своих предложений по поиску какого-то разумного компромисса на долгосрочную перспективу не имеет. Пока что все предложения ведомства сводятся к тому, что раз не хватает возможностей инфраструктуры на востоке, то надо везти на запад. Например, экспортные грузы для рынков Азиатско-Тихоокеанского региона везти к портам Северо-Запада и Черного моря. А чтобы поставка была при этом равнодоходной при куда большем морском плече — давать скидку на тариф РЖД вплоть до 99%! Это временная мера (до лета 2021 года), и 99% — очевидная крайность. По тому же углю «равнодоходная» поставке через Ванино скидка на тариф РЖД оценивается в 55% для Усть-Луги и в 48% для Мурманска. И понятно, что в долгосрочной перспективе развитию транспортной инфраструктуры подобная экономическая экзотика не поможет никак.

Использование принципа ship-or-pay (эксклюзивного доступа к провозной инфраструктуре в обмен на договорную плату) логично применять к развитию новой инфраструктуры. Это позволит не нагружать дополнительными затратами тех грузовладельцев, которые не будут использовать данное направление. При этом необходимо учитывать и платежеспособность грузовладельцев, использующих ship-or-pay.

На фоне многочисленных приемуществ, также существуют определенные недостатки , за счет которых железная дорога существенно уступает своим конкурентам по следующим характеристикам.

-ценообразование

-мобильность ( не по всей территории есть железнодорожное полотно)

-скорость перевозки по сравнению с другими видами транспорта

Для решения выведенных проблем, можно предложить несколько решений, с целью повышения конкурентоспособности железнодорожных перевозок :

-сделать упор на основных клиентов -грузоперевозчиков, то есть разработать для них более выгодные предложения перевозки груза

-пересмотреть ценовую политику, за счет государственно бюджета и привлечения отечественных и иностранных инвесторов

-перейти из разряда конкурентов в разряд партнеров

-разработать проект по замене устаревшей техники для более быстрой перевозки

-реализовать индивидуальный подход потребностям клиентов в транспортных услугах

При максимальном устранении имеющихся недостатков железнодорожного транспорта, улучшения всех его производительных процессов, которые протекают на стадии работы с клиентами и партнерами, а так же принят во внимание то, что конкурентов можно и нужно сделать своими партнерами, популярность перевозок будет заметно расти, а следовательно грузооборот увеличится вместе с доходами предприятия.

Список использованных источников

Программа стратегического развития ПАО «РЖД» на период до 2025 года [Электронный ресурс] – URL: https://annrep.rzd.ru/reports/public/ru?STRUCTURE_ID=4586 (дата обращения: 10.10.2019).

Смирнов Е.Н. Детерминанты развития международной торговли в условиях гиперглобализации и цифровизации // Российский внешнеэкономический вестник. 2019. № 5. С. 26-40.

Транспорт в России // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] – URL: https://www.gks.ru/storage/mediabank/transp18(1).pdf (дата обращения: 10.10.2019).

Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года Министерство транспорта Российской Федерации [Электронный ресурс] – URL: https://www.mintrans.ru/ministry/targets/187/191/documents (дата обращения: 10.10.2019).

Холопов К.В., Соколова О.В. Современное содержание и формы экспорта транспортных услуг // Российский внешнеэкономический вестник. 2018. № 2. С. 25-32.

Просмотров работы: 18