За последние десятилетия интернет-технологии внесли и продолжают вносить радикальные изменения в жизнь человечества, став одними из ключевых участников жизни молодежи. В связи с информатизацией общества и цифровизацией экономики, должно меняться и содержание образования. В стратегии развития информационного общества на 2017–2030 года информационная безопасность детей и молодежи является одним из основных направлений развития российских информационных и коммуникационных технологий. Соответственно тема «Информационная безопасность» становится важной для изучения, поэтому она включена не только в курс безопасности жизнедеятельности, но и информатики.
Несмотря на заявленную важность информационной безопасности уделяется недостаточно внимания в учебниках, вопросы данной темы рассматриваются на уроках информатики только в старших классах (от 2 до 6 часов в зависимости от УМК). За такое малое число часов невозможно раскрыть даже основные проблемы информационной безопасности [1], да и в учебниках очень мало материала по поводу актуальных угроз и методов борьбы с ними.
Даже созданные на региональном и федеральном уровне программы «Безопасный Интернет детям», «Стоп Угроза!», разработанные электронные уроки «Урок цифры» лабораторией Каперского, не спасают ситуацию, так как подразумевают лишь разовые акции и мероприятия. Таким образом существующие в современной школе ресурсы не позволяют в полной мере осуществить подготовку молодежи в сфере информационной безопасности.
В этой связи методике обучения данной теме необходимо уделить особое внимание, сделать обучение интересным, практико-ориентированным и личностно значимым.
Изучением вопросами информационной безопасности в современном обществе и обучения этой теме занималось множество авторов, среди которых можно выделить: М. С. Власенко, В. А. Германову, Н. С. Дерендяеву, Ю. С. Жарникову, К. К. Колина, Г. Н. Чусовитину.
Правовые основы обеспечения информационной безопасности подростков освещены в работах М. С. Власенко и В. А. Германова [1], [3].
При обучении информационной безопасности в настоящее время предлагаются в основном беседы с использованием наглядных примеров в пезентациях или игры с небольшим количеством шаблонных ситуаций. В этой связи предлагаем использовать более действенный метод веб-квест, который представляет собой игру на поиск необходимой информации в разных ролях с помощью глобальной сети Интернет.
Веб-квесты являются одной самых эффективных методик использования Интернета в рамках урока. Данный метод был разработан в Университете Сан Диего в 1995 году Б. Доджем и Т. Марчем. Веб-квест представляет собой метод обучения, в котором предусмотрено вовлечение обучающихся в деятельности средством для которой служат Интернет-ресурсы.
В зависимости от критерия классификации можно выделить следующие виды веб-квестов:
По длительности: краткосрочные (от 1 до 3 уроков) и долгосрочные (более 3 уроков). По предметному содержанию: монопроеты и межпредметные веб-квесты.
По типу заданий, выполняемых обучающимися: перессказ, загадки, журналисткие, компиляционные, творческие, оценочные, аналитические, научные. Независимо от вида веб-квест имеет определенную структуру.
Введение. Обучающиеся знакомятся с ролями в веб-квесте, смотрят задания, которые нужно будет выполнить в ходе выполнения квеста. Задача учителя предложить максимально интересный сценарий для обучающихся.
Задание. Основной этап, учитель предлагает заранее подготовленные задания для работы, включая вопросы и подвопросы.
Выполнение задания. Учитель даёт инструкцию для выполнения задания и список интернет-ресурсов, необходимых для выполнения задания.
Оценка результативности. Преподаватель может сам дать комментарии по поводу выполненных заданий, а также может позволить сравнить результаты работы всех обучающихся между собой.
Вывод. Здесь происходит сравнение конечного результата с поставленной в начале работы целью. На этом этапе также может происходит осознание возможности полученных знаний в других предметных областях.
Таким образом, можно сделать вывод, что веб-квест представляет собой мини-проект, при выполнении которого обучающиеся осваивают новую информацию, полученную из сети Интернет, с учётом рекомендаций учителя. Преимущества использования технологии веб квест:
Во-первых, повышает мотивацию учебной деятельности, учитывая, что способом получения знаний является сеть Интернет.
Во-вторых, работа с веб-квестом требует постоянной активности, что способствует увеличению усвоения объёма учебного материала.
В-третьих, предлагая список сайтов, учитель структурирует и контролирует работу обучающихся в сети Интернет. Это очень важно учитывая ограниченность времени на уроке, таким образом, обучающиеся будут работать только с достоверной и нужной информацией и будут совершенствовать знания в конкретной предметной области.
Веб Квест «Информационная безопасность» содержит в себе задания по следующим темам: угрозы информационной безопасности, кибербуллинг, кибепреступления, персональные данные.
Цель — позволить обучающимся проверить уровень своих знаний по информационной безопасности по следующим темам: угрозы информационной безопасности, кибербуллинг, кибепреступления, персональные данные.
Задачи:
формировать модель поведения в жизни, используя знания по основным разделам информационной безопасности;
развивать умения работать самостоятельно в соответствии с выбранной целью и поставленными задачами;
развитие компетентности в области использования ИКТ-компетенции, развитие мотивации к овладению пользования словарями и другими поисковыми системами.
Обучающиеся узнают и оценят свои знания и умения в области информационной безопасности, выявят темы, в которых у них не хватает знаний и умений в области информационной безопасности.
При проведении занятий с использованием веб-квеста можно воспользоваться следующими рекомендациями.
Провести письменную рефлексию после проведения веб-квеста для того, чтобы обучающиеся могли оценить свои знания. Можно использовать такие приёмы как: инсерт, синквейн, кластер, диаманта, ПОПС или вагончики.
Если вы будете применять данный квест дистанционно, то назначить определенное время для его прохождения, чтобы контактировать с обучающимися дистанционно, при помощи чата или видеоконференции.
Лучше обучающимся проходить данный квест самостоятельно, для определения своего уровня знания и умения в области информационной безопасности, определению тем по котором не хватает знаний и умений.
Список литературы
Власенко, М. С. Обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних в сети интернет: современное состояние и совершенствование правового регулирования/ М. С. Власенко. — Текст: электронный. // КиберЛенинка : [сайт]. — 2019.— URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obespechenie-informatsionnoy-bezopasnosti-nesovershennoletnih-v-seti-internet-sovremennoe-sostoyanie-i-sovershenstvovanie-pravovogo/(дата обращения: 13.06.2020).
Генике, Е. А. Активные методы: новый подход / Е. А. Генике. — Текст : непосредственный — Москва: Национальный книжный центр, ИФ «Сентябрь», 2015. — 176 с.; ил. — Библиогр.: 176 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-4441-0073-8.
Германова, В. А. Проблемы защиты персональных данных в сети интернет / В. А. Германова, А. С. Атабекян. — Текст: электронный. // КиберЛенинка : [сайт]. — 2017.— URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-zaschity-personalnyh-dannyh-v-seti-internet/ (дата обращения: 13.06.2020).