Интенсивная информатизация общества и значительный рост потоков информации привели к необходимости уделять больше внимания развитию критического мышления у обучающихся, которое позволяет развивать умения осмысливать, оценивать, синтезировать, анализировать информацию, а также, подвергать её сомнению. Школьный предмет «Информатика» больше других связан с изучением эффективных приемов работы с информацией, ее обработки и представления. В этой связи можно сказать, что развитие критического мышления у обучающихся в процессе изучения информатики позволит создать благоприятные условия для активизации мыслительных способностей, связанных с управлением увеличивающимися потоками информации. Постоянное совершенствование информационных технологий приводит к тому, что изучаемый материал по информатике постоянно изменяется, поэтому развитие критического мышления у обучающихся позволит успешно работать с систематически обновляющейся информацией.
В настоящее время число определений понятия «критическое мышление» превышает несколько сотен и каждое из них отражает концепцию автора.
С одной стороны, по мнению кандидата педагогических наук И. В. Муштавинской, критическое мышление рассматривается как процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что отвергнуть [2]. С другой стороны, критическое мышление включает в себя аналитическое, системное, ассоциативное и логическое мышления, об этом говорится в работах Д. Ж. Брунера, Л. С. Выготского и Ж. Пиаже.
Так, аналитическое мышление проявляется в умениях анализировать информацию, отбирать необходимые факты, сравнивать информацию, а также сопоставлять факты и явления. Обучающимся можно задавать вопросы «Кто?», «Что?», «Где?», «Когда?», «Почему?», «Куда?», «Зачем?», «Как?», «Сколько?», «Какой?», «Который». В отличии от аналитического, системное мышление заключается в умении рассматривать изучаемый объект, как систему, то есть определять проблему в целостности всех связей и характеристик. Ассоциативное мышление заключается в установлении ассоциаций как с ранее изученными, знакомыми фактами, явлениями, так и с новыми качествами предмета, явления. А логическое мышление в отличие от рассмотренных, выражается в умении выстраивать логику доказательности принимаемого мышления, внутреннюю последовательность решаемой проблемы, действий, предпринимаемых для решения задачи [1].
Таким образом, критическое мышление обучающихся в XXI веке позволяет вырабатывать разнообразные аргументы, использовать независимые продуманные решения, также способствует постановке перед собой новых вопросов.
Для развития критического мышления на уроках информатики при изучении темы «Основы логики», можно использовать следующие приемы.
Прием 1. Посмотрев на данное облако слов (рис. 1), необходимо сказать, что их объединяет. Попросить учащихся составить свое облако слов по теме «Логические операции» с помощью сервиса https://wordscloud.pythonanywhere.com/.
Рис. 1. Понятия логики
Прием 2. В группах по 4 человека воспользуемся приемом «Корзина идей» и за минуту Вам необходимо выписать как можно больше слов или выражений, связанных с понятием «Конъюнкция», «Инверсия», «Таблица истинности». Важно выписать все, приходящие на ум ассоциации. Данное упражнение удобно выполнять с помощью сервиса Google Документы.
Прием 3. Для отработки логических операций воспользуемся приемом «Верные и неверные утверждения», необходимо выбрать «верные утверждения» из предложенных в Google Form, а затем обосновать свой ответ:
если есть треугольник, то биссектриса не делит противоположную сторону на две равные части;
5 не 7;
если не готовиться к ОГЭ по информатике, то можно его не сдать;
если число 72 делится на 6, а число 6 делится на 2, то число 72 делится на 2;
Прием 4.На сервисе Learning Appsсопоставьте текст и высказывания записанные на языке логики. Три обучающихся, Миша (М), Коля (К) и Сергей (С), остававшиеся в классе на перемене, были вызваны к директору по поводу разбитого в это время окна в кабинете. На вопрос директора о том, кто это сделал, мальчики ответили следующее: Миша: «Я не бил окно, и Коля тоже…» Коля: «Миша не разбивал окно, это Сергей разбил футбольным мячом!» Сергей: «Я не делал этого, стекло разбил Миша». Стало известно, что один из ребят сказал чистую правду, второй в одной части заявления соврал, а другое его высказывание истинно, а третий оба факта исказил. Зная это, директор смог докопаться до истины. Кто разбил стекло в классе? В ответе запишите только первую букву имени.
Прием 5. Найти три логических операций, которые располагаются слева направо (Сервис Crossword).
Рис. 2. Логические операции.
Прием 6. «Инсерт». Откройте текст из учебника Л.Л. Боссовой (стр 24.) в Google Документы и расставьте следующие пометки, при этом выделив другим цветом определения логических операций, ее запись и пример:
знаком «v» отмечается в тексте информация, которая уже известна обучающемуся. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения;
знаком «+» отмечается новое знание, новая информация. Обучающийся ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом;
знаком «-» отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у обучающегося представлениями, о чем он думал иначе;
знаком «?» отмечается то, что осталось непонятным обучающему и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.
Прием 7. Запись в виде логического выражения сложного высказывания. Необходимо выделить простые высказывания в составе сложного и обозначить каждое простое высказывание логической переменной.
после уроков обучающиеся любят смотреть телевизор или играть за компьютером;
неверно, что маленькие дети любят разговаривать по телефону и смотреть в окно;
на уроках информатики, обучающиеся отвечают на вопросы учителя или работают за компьютером и результат работы записывают в тетрадь;
спортсмен должен быть корректен с соперником и судьей, а также не использовать допинг;
неверно, что за проезд в автобусе нужно платить, и неверно, что штрафуют за безбилетный проезд или высаживают из автобуса.
Прием 8. Решение логической задачи. При составлении расписания на субботу учителя высказали свои пожелания по поводу первых пяти уроков. Учитель химии хочет иметь второй или третий урок, учитель литературы – первый или второй урок, учитель информатики – первый или четвертый, учитель технологии – третий или четвертый, учителя английского языка устраивают только четвертый или пятый уроки. Какой вариант расписания подойдет всем учителям школы? (Обозначения: Х - химия, Л - литература, И - информатика, Т - технология, А - английский язык.) Выберите один из вариантов ответов: 1) И Л Т Х А 2) Л Х Т И А 3) Л Х И Т А4) И Х Т Л А
Прием 9. «Кубик Блума». С помощью соотвествующего сервиса выпадает случайный вопрос. Если учащийся дает неполный или неверный ответ, то одноклассники его дополняют или исправляют. Назовите три логические операции. Почему в современном мире великазначимость логических операций. Придумайте задачу с использованием логических операций. Объясните определение логических операций. Поделитесь своим впечатлением о сегодняшнем уроке. Предложите, где можно использовать три логические операции.
Список литературы
Леонтьев А.Н. и его школа. Эволюция, движение, деятельность. [Текст] / Д.А. Леонтьева –М.: Смысл, 2012. – 950 с.
Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: Книга. [Текст] / И.В. Муштавинская – Санкт-Петербург: Каро, 2009. – 144 с.