ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «БЛОКЧЕЙН» ПРИ УПРАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ЗАКУПКАМИ В СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ GR - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «БЛОКЧЕЙН» ПРИ УПРАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ЗАКУПКАМИ В СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ GR

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

«Блокчейн» — это децентрализованная база данных, которая состоит из множества блоков, связанных при помощи уникального криптографического ключа. Данные в такой цепочке блоков — это коллективная работа всех участников системы: обычный пользователь высылает какую-либо информацию пользователю-майнеру, который занимается её проверкой, созданием блока, защитой его особым криптографическим ключом и рассылкой по всей сети. Каждому пользователю после таких действий доступна вся информация, размещенная в сети блоков, но ключевым является то, что никто не владеет правом на изменение этих данных.

Одним из главных преимуществ определенно можно считать хранение копий цепочек блоков, записей на всех узлах. Благодаря этому, в случае потери одного из узлов, а затем последующего его ремонта он получает возможность синхронизации с другими узлами и восстановления данных в нужном порядке. Также можно отнести к преимуществам использования технологии «блокчейн» целостность данных, их анонимность, невозможность подмены информации в определенных блоках.

Интерес к «блокчейну» неуклонно растет: первые попытки запуска проектов по использованию и развитию технологии применили многие банки, финтех-компании и биржи уже в 2016 году. По состоянию на 2018 год, «блокчейн» и криптография прочно заняли свои позиции в финтех-деятельности, они активно применяются в различных сферах, исторически начав свой путь в работе с криптовалютой, а ныне распространившись уже и в обычную работу крупных предприятий. На Мировом экономическом форуме был представлен доклад, согласно которому в технологию «блокчейн» за последние несколько лет были вложены средства свыше 1,5 миллиардов долларов [1].

«Блокчейн» на самом деле способен защитить данные, необходимые для качественной работы предприятия или организации, делая их более прозрачными и доступными для каждого пользователя. Технология позволяет значительно экономить время и минимизировать затраты на сторонние сервисы или на дополнительных агентов, с которыми сейчас приходится работать многим фирмам.

Данная технология действительно обладает множеством функций, которые могут быть полезны в самых разных сферах деятельности. Сейчас на множестве форумах, конференциях, заседаниях, в периодической печати и статьях всерьез обсуждаются новые формы работы с «блокчейном»: внедрение в систему безналичных расчетов, при проверках и выплатах, в различных видах учета организации, мониторинге, консалтинге, комплаенсе. Но в силу ряда причин, слабой изученности системы и сложности её организации, процесс внедрения технологии идёт далеко не самыми высокими темпами.

В современных условиях существует явная тенденция к глобальному учету и открытости действий людей, а что самое главное — государственных структур. В связи с этим, мы можем говорить о росте актуальности развития связанных с работой с децентрализованными системами по принципу «блокчейн» компетенций [2].

Технология дает возможность полной, независимой безопасности проведения любого вида операций, поэтому она является отличным решением для государственных структур, взаимодействующих между собой с помощью договоров. «Блокчейн» позволяет избавиться от коррупционной составляющей сделок, связанных с государственными заказами, а также устранить лишнюю бюрократию. Это можно представить в следующем виде: денежные средства за выполненную часть сделки переводятся заказчиком только после выполнения её условий.

Безусловно, данная технология не является панацеей, имея на своём счету сразу несколько слабых сторон. Так называемая «ошибка 51%», когда при получении контрольного доступа к блокам информации обладатель получает возможность изменения первоначальных данных, пожалуй, самая большая угроза для нынешнего положения технологии, которая может привести к отрицательным последствиям от использования «блокчейна», например, государственной структурой. Также нельзя не отметить возможность использования технологии в противоправных действиях и высокое потребление электроэнергии дорогостоящим оборудованием.

Действующим законодательством о государственных закупках использование данной технологии не предусмотрено, однако она значительно могла бы усилить работу принципов Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», например, в части принципа открытости и прозрачности, который указан в ст. 7 [3]. Систему государственных закупок Российской Федерации (Федеральной контрактной системы) можно отнести к смешанной модели управления закупками [4]. Такая модель предполагает связь элементов централизации и децентрализации закупочных систем: централизованно функционируют стратегические и политические функции, выбор процедур и универсальных механизмов закупок, организация объемных заказов, а также обучение персонала и управленческих кадров. Децентрализованными в таком случае остается само проведение госзакупок и управление административными аспектами. Также смешанная модель предполагает передачу управления закупками своим уполномоченным органам.

Но в такой системе появляется брешь в виде непонимания, какие виды закупок и где (на централизованном или децентрализованном уровне) должны производиться. Именно в этом слабом звене и кроется главная проблема государственных закупок — их коррумпированность. Государство пытается решить эту проблему с помощью введения разных конкурентных способов определения поставщиков. Проведение конкурсов, аукционов и запрос котировок и предложений являются удачными способами, но они достаточно уязвимы и «блокчейн» помог бы сделать процесс определения подрядчика (исполнителя) более открытым и прозрачным.

В следствие коррупционных схем, применяемых во время проведения тендеров по государственным закупкам, наносится огромный ущерб государству и соответственно налогоплательщикам, за счет которых осуществляются данные конкурсы на госзаказы. И это не только ущерб в его финансовой составляющей, но также и в потере качества закупаемых государством товаров и услуг. По данным на 2019 год ущерб от нарушений законодательства о государственных закупках составил 53,1 млрд. рублей [5].

Существующие меры борьбы, закрепленные на законодательном уровне: казначейский контроль, общий контроль, внутренний финансовый контроль, контроль заказчика, общественный контроль и ведомственный контроль не принесли должного результата, не обеспечив открытость и прозрачность проведения конкурсов на государственные заказы.

Отмечается сразу несколько схем мошенничества на существующем рынке госзакупок. Это может быть единый ip-адрес участников конкурса или электронного аукциона, способность физического или юридического лица оказать влияние на деятельность других лиц, в рамках предпринимательской или любой другой деятельности (аффилированность), прикрепление недостоверных документов, а также допущение обыкновенных орфографических ошибок для снижения вероятности определения заявки.

В нынешних условиях предотвратить эти нарушения весьма затруднительно, вносимые изменения сложно отследить добросовестными участниками или контролирующими структурами. И в данном случае технология «блокчейн» является решением данных проблем. Это поможет даже спустя большое количество времени проследить за всеми действиями участников и заказчика соответственно цепочки блоков определенного государственного заказа. Появляется возможность предоставления данных силовым структурам, Федеральной антимонопольной службе, Прокуратуре с целью пресечения нарушений в сфере государственных закупок и последующего наказания за противоправные деяния.

Анализируя приведенные выше данные, можно отметить, что внедрение технологии «блокчейн» в сферу государственных закупок будет являться достаточно сложным процессом, в силу своей дороговизны обслуживания и недостатком кадров необходимого уровня. Однако несмотря на это, очевидно, что недостатки технологии компенсируются снижением ущерба, которое государство получает в виде махинаций в госзакупках и понижении качества товаров и услуг, закупаемых государством или муниципальным органом для простых граждан. В связи с этим, внесение определенных изменений, связанных с применением технологии «блокчейн» в сфере государственных закупок, в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» является актуальным решением существующих проблем данной сферы GR.

Список литературы

Блокчейн [Электронный ресурс] / Tadviser. — URL: http://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Блокчейн_(Blockchain)

Труфанов, С.А. Оптимизация структуры кадрового потенциала предприятия на основе диффернцированного подхода с использованием матриц компетенций / С.А. Труфанов // Вестн. Ростовского гос. ун-та путей сообщения. — 2012. — № 3. — С. 105-113.

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 № № 44-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013 г. № 14.  с изм. и допол. в ред. от (ред. от 29.07.2017).

Мокренко, А.В., Ованесян, Н.М. Система управления государственными закупками на современном этапе: механизмы и инструменты / Мокренко А.В., Ованесян Н.М. // Журнал «Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС». Проблемы управления. — 2017. — № 2. — С. 43-49.

В 2019 г. Счетная палата выявила 898 нарушений законодательства в сфере закупок на общую сумму 53,1 млрд руб. [Электронный ресурс] / Счетная палата Российской Федерации. — URL: http://www.ach.gov.ru/press_center/news/29982?sphrase_id=5716566

Просмотров работы: 47