ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС ПО ИНФОРМАТИКЕ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС ПО ИНФОРМАТИКЕ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Шмотьев А.Ю. 1, Мащенко М.В. 1
1Филиал РГППУ в г. Нижнем Тагиле
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Усиление интереса к проблеме профессионального самоопределения личности обучающихся в России с начала 21 века обусловлено практическим запросом динамично меняющегося рынка труда в условиях социально-экономических преобразований, происходящих в нашей стране.

Поздняя, не систематическая профориентационная работа во многих образовательных организациях приводит к низкому уровню профессионального самоопределения и в дальнейшем необходимости получения дополнительного профессионального образования, что не может положительно сказываться на возможностях самореализации и качестве труда [5].

Рассмотрим особенности профориентационной работы непосредственно в образовательном процессе. К сожалению, не каждый предмет способен охватить наибольшее внимание обучающихся. В последнее время, в условиях развития информационных технологий, появилось достаточно большое количество направлений профессий, связанных с информатикой. Курс «Информатика» предоставляет большие возможности для формирования профессионального самоопределения обучающихся.

Во-первых, использование на уроках преимущественно технические средства  персональный компьютер, мультимедийные устройства, оргтехника, которые в свою очередь доступны каждому обучающемуся.

Во-вторых, особенная организация компьютерного класса: каждый обучающийся имеет доступ к общим техническим и информационным ресурсам и в то же время обладает собственным рабочим местом, также оснащенным специальным оборудованием. Кроме того, практика организации работы у доски снижена, преобладают и приветствуются ответы с места, зачастую используя информационные ресурсы.

В-третьих, использование педагогических технологий, направленных на активную самостоятельную деятельность, создание индивидуального продукта может быть организовано естественным образом, в виду высокой персональной заинтересованности обучающихся.

Предметная линия курса «Информатика» является практико-ориентированной, внимание уделяется не столько общим моментам работы, сколько самостоятельному решению профессиональных и реальных задач из разных областей при использовании компьютерных технологий.

Развитие внутренней мотивации, самосознания и самоопределения, является следствием алгоритмизированной деятельности на уроках информатики, которая требует большей внутренней организации, тщательного планирования и оценки каждого этапа этой деятельности.

Таким образом, профориентация и как следствие профессиональное самоопределение обучающихся проходит в курсе «Информатика» естественным путем, органично находясь в рамках образовательного процесса. Покажем формирование профессионального самоопределения на уроках информатики (см. рис. 1).

Первый этап самоопределения носит диагностический характер (компьютерная диагностика), в результате чего у каждого обучающегося выявляются свои профессиональные интересы, способности (подкрепленные профессиональными интересами) и характер, так как в дальнейшей работе мы должны формировать у обучающихся собственный профессиональный опыт, а не убеждение в отличном. Следовательно, необходимо ответственно подойти к первому диагностическому этапу.

Следующий этап  профинформирование и профориентация, на котором предполагается информирование обучающихся разными способами (сами рассказываем о профессиях, предлагаем обучающимся самим найти информацию о профессиях и оформить найденный материал по примеру, либо обсуждают профессии на форумах или в чатах, делятся своими мнениями). Информация не должна быть перенасыщена терминологией или технологическими сведениями той или иной профессии. Мы можем проинформировать обучающихся в виде дискуссии, круглого стола или при выполнении индивидуального проекта.

Рис. 1. Модель формирования профессионального самоопределения обучающихся на уроках информатики

На уроках информатики по теме «Информационные технологии», содержательная линия которой начинается в 7 классе и продолжается до 11 класса, обучающиеся обрабатывают текстовую, числовую информацию. Рассматривают способы хранения, передачи, обработки информации. Строят модели статистического прогнозирования, корреляционных зависимостей, оптимального планирования. Предоставляем возможность примерить на себе профессиональные роли, например, взять на себя обязанности разработчика персональных пенсионных планов (профессия появится после 2020 года) для разработки модели персональных инвестиций в пенсионные фонды и другие финансовые инструменты в зависимости от уровня доходов. Вовремя профинформирования мы обращаем внимание на суть, востребованность и престиж профессии. Определяем востребованность профессий в регионе проживания и России в целом, тем самым предоставляя объективную и всестороннюю информацию.

Последний этап  анализ, корреляция и прогнозирование. Используем упражнения для развития адекватной самооценки обучающихся с учетом данных компьютерной диагностики и выявленных в ходе уроков профессиональных предпочтений. Например, «Копилка достижений», обучающиеся на листе бумаги пишут фразы, под которыми они понимаю успех для получения выбранной профессии и также что необходимо еще сделать. Формируем предварительный выбор профессии.

Следует отметить, что у всех авторов изучение темы «Информационные технологии» носит практико-ориентированный характер, однако предлагаемые для работы материалы не имеют общей тематики и личностно значимого содержания для обучающихся. В этой связи оставляя основное содержание обучения без изменений путем включения профориентационных материалов и заданий можно начать целенаправленное формирование профессионального самоопределения обучающихся.

Проведение уроков следует организовать с использованием цифрового образовательного ресурса, который будет учитывать параметры системы контент-фильтра, иметь всю необходимую информацию для обучающихся при проведении занятий и одновременно охватывать большое количество пользователей.

Цифровой образовательный ресурс «PRO_ВЫБОР» по теме «Информационные технологии» рассчитан для обучающихся и учителей (см. рис. 2). Главная страница содержит реализованные проекты обучающихся, этапы выбора профессии и последние опубликованные статьи про профессии будущего.

Рис. 2. Главная страница сайта «#PRO_ВЫБОР»

На сайте реализован режим доступа по ролям: учитель и обучающийся. После регистрации (авторизации), указанным группам, предоставляется полный доступ к разделу «Обучающемуся». При указании роли «Учитель», доступ открывается только после проверки информации модератором. В разделе «Обучающемуся», размещены практические работы (инструкции к выполнению, документы), интерактивные игры, квесты, тесты (выявляющие сформированность профессионального самоопределения). В разделе «Учителю», размещены конспекты занятий, презентации к урокам, рекомендации по проведению.

Вне зависимости от регистрации (авторизации) на сайте, всем открыт доступ к разделу «#PROфессии» (см. рис. 2). В данном разделе публикуется информация о новых профессиях, которые появятся до 2025 года или после 2025 года и надпрофессиональные навыки, умения. Надпрофессиональные навыки  это навыки, позволяющие повышать эффективность специалиста в профессиональной области и быть востребованным в разных отраслях деятельности [3].

Таким образом, формирование профессионального самоопределения обучающихся является первостепенной задачей образовательного учреждения, учителей-предметников. На уроках информатики формирование профессионального самоопределения обучающихся, для выбора осознанной профессиональной области, может строится на основе поэтапной модели профессионального самоопределения (см. рис.1) c использованием цифрового образовательного ресурса.

Список литературы

Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 295 (ред. 31.03.2017) (Зарегистрировано в Минюсте России 15.04.2016 № 296). – Режим доступа: СПС КонсультантПлюс.

Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении Плана мероприятий, направленных на популяризацию рабочих и инженерных профессий» (05 марта 2015 № 366-р) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://government.ru/docs/17129/ – Загл. с экрана.

Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года» (18 июля 2013 № ПК-5вн) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/456016920 – Загл. с экрана.

Удалова, Е.С. Профессиональное самоопределение личности: социально-философский анализ : автореф. дис. ... канд. философ. наук : 09.00.11 / Удалова Екатерина Сергеевна. – Саранск, 2013. – 22 с.

Просмотров работы: 23