Трансакционные и трансформационные издержки. Теорема Коуза-Стиглера - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Трансакционные и трансформационные издержки. Теорема Коуза-Стиглера

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В экономической науке издержки делят на трансформационные и трансакционные.

Трансформационные издержки — это те издержки, которые возникают в процессе физического изменения сырья, приводящее к появлению готового продукта, обладающего ценностью.

Трансакционные издержки представляют собой затраты, связанные с трудностями, возникающими в ходе взаимодействия экономических субъектов. К ним относятся поиски информации, контрагентов, а также издержки, связанные с переговорным процессом.

Для понимания сути теоремы Коуза-Стиглера также необходимо иметь представление о внешних эффектах. Внешними эффектами называют выгоды и издержки возникающие в ходе производства и потребления благ, касающийся внешних по отношению к экономическому взаимодействию субъектов (то есть третьих лиц). Различают положительные и отрицательные внешние эффекты.

Положительными называют внешние эффекты, которые проявляются в виде выгоды у лиц, не участвующих в производстве, и которая не компенсируется ими производителю товара (например, благоустройство территории).

Отрицательными называют внешние эффекты, которые проявляются в виде издержек у лиц, не участвующих в производстве, и которая не компенсируется им производителем (например, загрязнение воздуха заводами).

Рональд Гарри Коуз – американский экономист, удостоенный Нобелевской премии по экономике 1991 г. «за открытие и прояснение точного смысла трансакционных издержек и прав собственности в институциональной структуре и функционировании экономики».

Сама теорема впервые была сформулирована Джорджем Стиглером в 1966 году следующим образом:

«Если права собственности четко определены и трансакционные издержки равны нулю, то размещение ресурсов (структура производства) будет оставаться неизменным и эффективным независимо от изменений в распределении прав собственности»

Данная теорема наглядно иллюстрируется самим Коузом в примере с соседствующими фермером и скотоводом, у которых возникают разногласия по поводу потравы посевов фермера скотом. Коуз наглядно доказывает, почему права собственности на какое-либо благо в результате оказываются у того, кто может наиболее эффективно этим благом распорядиться.

Если доход от выращивания предельной (дополнительной) коровы равен 60 долл., а дополнительный ущерб от нее равен 40 долл., права окажутся у скотовода. Если наоборот — у фермера. Предположим, что изначально права распределены неэффективно, в нашем примере (60 и 40) — принадлежат фермеру. Между фермером и скотоводом возникает рыночное соглашение по поводу перемещения прав. Скотовод выкупает у фермера право на выращивание дополнительной коровы, стоимость которого варьирует от 40 до 60 долл. Например, он платит фермеру штраф 50 долл. за потрав посевов, и оба получают предельный доход 10 долл.

Рисунок 1. Распределение прав в пользу скотовода.

Аналогичное соглашение возникает, если изначально права принадлежат скотоводу, но от их использования он получает предельный доход 40 долл., в то время как предельный ущерб фермера равен 60 долл. В таком случае фермер заплатит 50 долл. скотоводу за отказ от выращивания коровы, выкупив свои права на защиту посевов. В обоих случаях социальные (внешние) издержки превращаются во внутренние издержки выращивания коровы или посевов. В результате перераспределения прав общественное благосостояние увеличивается на 20 долл.

Рисунок 2. Распределение прав в пользу фермера.

У теоремы Коуза-Стиглера имеется ряд слабых мест.

Права собственности распределяются эффективно только в условиях совершенной конкуренции.

Как положительные, так и отрицательные внешние эффекты препятствуют образованию рынка совершенной конкуренции.

Положительные внешние эффекты нельзя продавать, а за отрицательные эффекты нельзя взыскать штраф ввиду отсутствия соответствующего механизма.

Чтобы переговоры приводили к эффективному решению, у сторон не должно быть издержек на ведение переговоров.

В случае нарушения предпосылок (мало участников, личные контакты, отсутствие субститутов), теорема теряет смысл

«Представим: Пустырь. На одном его краю – карета. На другом – десять человек. Сигнал! – они бегут к карете. Кто же поедет на ней? – тот, кто лучше правит? Нет – тот, кто быстрее бегает. Кто сумел обогнать, растолкать всех; а ездить он может весьма плохо»

Михаил Веллер

Заключение

Теорема Коуза-Стиглера имела большое влияние на развитие экономической науки. Она прояснила механизм распределения прав собственности на экономические блага и влияние на этот процесс транзакционных издержек. Несмотря на ряд недостатков, связанных с необходимостью соблюдения большого количества условий для применения теоремы в реальной жизни, она активно используется и обсуждается современным экономическим сообществом.

Библиографический список

Журавлева, Г. П. Микроэкономика : учебник / под ред. Г.П. Журавлевой и Л.Г. Чередниченко. — М.: ИНФРА-М, 2018. — 415 с.

Компенсация как способ защиты нарушенных исключительных прав: проблемы и решения: научно-практическое пособие / Н. В. Бузова, М. М. Карелина, А. В. Костин [и др.]. - Москва: РГУП, 2020. - 152 с.

Малкина М. Ю. Микроэкономика / Малкина М.Ю. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 395 с.

Репин С.С. Теорема Коуза-Стиглера (Трансакционные издержки и проблема возникновения внешних факторов) / С.С. Репин // Ученые записки Российской академии предпринимательства – 2017 – №2 – с. 86-91.

Федотов, В. А. Экономика: учебник / В.А. Федотов, О.В. Комарова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: ИНФРА-М, 2020. — 196 с.

Просмотров работы: 651