ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ СУЩНОСТЬ И ОЦЕНКА - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ СУЩНОСТЬ И ОЦЕНКА

Молчанова Е.А. 1
1ОмГАУ П.А.Столыпина
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Преобразование материальных, трудовых и финансовых ресурсов в товары и услуги является одной из основных целей организации. Для успешного и полного достижения этой цели организация должна обеспечить, чтобы это преобразование было выгодно не только потребителю, но и ей самой.

Руководитель должен рассматривать организацию как систему, в которой все элементы зависят друг от друга, эффективность, функционирования которой зависит от постоянного развития и движения этой системы. Он также должен уметь подбирать необходимые показатели эффективности, правильно их интерпретировать и использовать для анализа эффективности организации в целом и отдельных ее элементов. На основе полученных результатов руководитель должен принимать управленческие решения, позволяющие достичь целей организации.

1. Эффективность организации.

Эффективность – это результат, который выражен стоимостными показателями, является экономическим эффектом, характеризующимся приростом дохода, увеличением прибыли.

Как любой термин эффективность выражает некоторую идею, которая такова, что если организация эффективна, то ее успех обусловлен характеристиками, составляющими эффективность. Можно даже сказать, что эффективность — это ключ к успеху. [4]

Существует несколько основных подходов к определению эффективности деятельности организаций:

1. Понимание эффективности как степени, в которой цели организации достигнуты.

2. понимание эффективности как способности организаций использовать окружающую среду для получения ограниченных ресурсов.

3. понимание эффективности как способности организаций достигать максимальных результатов при фиксированных затратах или способности минимизировать затраты при достижении желаемых результатов.

4. понимание эффективности как способности достигать целей на основе хороших внутренних характеристик.

5. Понимание эффективности как степени удовлетворенности клиентов и заказчиков.

Эффективность представляет собой соотношение эффекта или достигнутого результата и затрат на их получение.

Эффект представляет собой результат осуществления мероприятий, которые направлены на совершенствование производства, бизнеса и организации в целом.

При управлении вполне естественно стремление к максимальному сокращению затрат и к максимальному повышению всех видов эффектов.

В организации затраты не однородны и не всегда являются чистыми деньгами. [1]

Затраты можно разделить на:

- материальные затраты и энергия;

- затраты на рабочую силу;

- финансовые ресурсы или деньги и их эквиваленты.

Сократив один из вышеперечисленных ресурсов, можно повысить эффективность. Эффективность управления обеспечивается деятельностью, направленной на оптимизацию затрат и повышение эффективности во всех сферах управления:

- в области управления человеческими ресурсами;

- при управлении производством или создании операционной системы;

- в определении методов и структур управления.[6]

Успех стиля управления может быть измерен его влиянием на прибыль и затраты. При оценке также следует использовать критерии, относящиеся к задачам:

- о разработке продукта;

- организации;

- управлению персоналом.

Необходимо также сказать, что использование стилей управления имеет некоторые ограничения:

1. Правовые вопросы;

2. этические нормы;

3. ценность предпринимательства.

Эффективность стилей управления не может быть оценена вне конкретных ситуаций. Поэтому следует рассмотреть:

- личные качества;

- зависимость предстоящих задач;

- организационные условия;

- условия окружающей среды. [2]

Эффективность обычно может быть измерена и количественно оценена, поскольку можно определить денежную стоимость ее входов и выходов.

Недостаточно оценивать эффективность работы фирмы только по ее экономическим достижениям, так как эффективность организации определяется рядом показателей. Эффективность организации оценивается комплексно по показателям двух блоков.

Первый блок содержит объективные показатели:

1. Результативность.

2. Производительность.

3. Продуктивность.

4. Рентабельность.

5. Экологичность.

6. Энергоемкость.

Второй блок содержит субъективные показатели:

1. трудовая, духовная и социальная активность работников.

2. Удовлетворение от работы.

3. Относительная стабильность организации.

4. Гармония организации. [5]

1.1 Стратегии эффективности.

Современные стратегии повышения эффективности сочетают управление ресурсами с желанием расширить сферу деятельности. Сложное взаимодействие ресурсов и результатов требует разделения статистического и динамического аспектов в структуре эффективности. Если статистическая эффективность характеризует процесс адаптации к текущему экономическому положении. Компаний, не предназначенных для дальнейшего роста, то динамическая эффективность характеризует тенденцию к развитию. [3] Концепция динамической эффективности необходима для стратегического управления.

Статическая эффективность и методы ее контроля являются основными при управлении текущими процессами деятельности предприятия в относительно короткий промежуток времени, т.е. решение оперативно-тактических задач. В то же время стратегическое управление невозможно без изучения динамических аспектов эффективности, когда предприятия должны перейти на дополнительные затраты в текущем периоде как необходимое условие обеспечения стабильной и высокой эффективности в долгосрочной перспективе.

Динамическая эффективность является основным способом поддержания высокой конкурентоспособности предприятия в течение как можно более длительного периода времени. [5] Следует отметить одинаковое значение для предприятия этих аспектов эффективности. Использование только статистических методов управления эффективностью может негативно сказаться на перспективах развития компании. В то же время чрезмерное внимание к динамическому аспекту эффективности, связанное с высоким риском, может привести к неоправданным затратам, потере темпов перехода к новому качеству эффективности.

Динамическая эффективность – это основной способ поддержания высокой конкурентоспособности предприятия в течение максимально длительного периода времени. Необходимо отметить одинаковую ценность для предприятия этих аспектов эффективности. Использование лишь способов управления статистической эффективностью может отрицательно сказаться на перспективах развития предприятия. В то же время чрезмерное увлечение динамическим аспектом эффективности, связанным с большим риском, может привести к неоправданным расходам, потере темпов его перехода в новое качество эффективности. [2]

Система показателей эффективности:

1. Обобщающие показатели;

2. Показатели эффективности живого труда;

3. Показатели эффективности использования основных фондов, оборотных средств и капитальных вложений;

4. Показатели эффективности использования материальных ресурсов;

5. Показатели экономической эффективности новой техники.

2. Оценка эффективности организации

Определение уровня эффективности предприятия является важной задачей для предприятий, заказчиков и поставщиков предприятия, финансовых институтов и других субъектов рыночной экономики. Результаты оценочной деятельности позволяют руководителям оценить перспективы дальнейшего движения, выявить проблемные зоны и проанализировать эффективность выбранной стратегии развития компании. [3]

В современных экономических условиях показатели экономической эффективности должны учитывать все соответствующие параметры внешней среды, в том числе рыночную конъюнктуру, экологическую безопасность, ориентацию на передовые технологии и др. Для оценки вклада отдельных элементов предприятия в экономическую эффективность, а также для оценки эффективности деятельности, осуществляемой в организации, необходимо иметь соответствующий набор экономических инструментов. [6]

По мнению западных ученых, наиболее значимые результаты в анализе деятельности компании дает использование многочисленных моделей оценки.

Понятие "оценочные модели" включает в себя широкий спектр методик, которые можно разделить на несколько групп. Важно отметить, что на практике при оценке эффективности деятельности компаний они редко ограничиваются только стратегиями одной группы. Зарубежные авторы выделяют четыре основные группы моделей оценки эффективности:

1) научно-экспериментальная;

2) модели, направленные на изучение систем управления;

3) модели, ориентированные на участников;

4) качественные / антропологические. [2]

Научные и экспериментальные модели традиционно чаще всего используются на практике.

Для этих стратегий надежность полученной информации является приоритетом. Среди них особой популярностью пользуются методы проведения экспериментов, эконометрические методы, к которым относятся анализ эффективности и анализ экономической эффективности, а также другие методы теоретической научной оценки.

Модели, направленные на изучение систем управления.

Существует две основные стратегии в этой группе: стратегия-PERT, которая предполагает оценку и пересмотр планов с использованием сети моделей и методов планирования и управления;

и метод "критического пути", который представляет собой метод сетевого планирования, который определяет продолжительность проекта, анализируя, какая последовательность операций (какой путь) имеет наименьшую гибкость для планирования, т. е. наименьшим временным резервом.

Методы, ориентированные на участников. Они фокусируют внимание исследователя на участниках оценки, в частности на клиенте, для которого проводится оценка, или на тех, кому результаты исследования принесут пользу в будущем.

Качественный / антропологический. Особенностью данной группы является то, что здесь большое значение придается процессу наблюдения, необходимости сохранения всех особенностей контекста оценки и субъективной интерпретации процесса. К этой категории относятся все основные школы качественных исследований, критические подходы, а также так называемые "натуралистические" или "четвертого поколения" методы, популярные среди западных специалистов.

Внутри сообщества экспертов по оценке эффективности идут бесконечные споры между сторонниками всех этих групп. Все они доказывают эффективность и действенность своего направления. Конечно, нет единого мнения о том, какую методологию оценки следует считать наиболее эффективной. Однако опытные специалисты хорошо знакомы со всеми типами стратегий, что позволяет им применять набор методов, наиболее подходящих для конкретной ситуации. [1]

Как сказано выше на практике зачастую не ограничиваются стратегиями только одной группы. На мой взгляд, это верное решение, поскольку каждый из описанных методов позволяет выявить отдельное направление деятельности компании, а их сочетание позволяет увидеть полную картину выполняемой компанией работы и основные направления ее развития. Именно поэтому я считаю, что не стоит выбирать одну определенную группу и использовать стратегии только из нее.

Заключение.

Многие считают, что чем ниже себестоимость и выше прибыль, тем успешнее бизнес.

С одной стороны, сложно не согласиться с этим мнением, но с уточнением, что на основе финансовых показателей можно сделать вывод только о текущем положении дел.

С другой стороны, чтобы обеспечить высокие перспективы, необходимо создать целую стратегическую карту, учитывающую тот факт, что ценность компании — это не только материальные ресурсы, но и бизнес-проекты, инновационная деятельность, новые технологии, персонал, отношения с клиентами и многие другие факторы.

Благодаря своевременной и всесторонней оценке результатов деятельности компании, возможно:

качественно и профессионально оценивать эффективность хозяйственной деятельности компании и ее филиалов;

точно выявлять и учитывать показатели, оказывающие ключевое влияние на прибыль, получаемую по конкретным видам товаров и услуг;

своевременно выявлять негативные моменты в работе компании и принимать соответствующие меры;

найти наилучшие способы решения проблем компании и максимизировать доход в краткосрочной и долгосрочной перспективе;

открыть для себя больше возможностей для увеличения прибыли;

определить приоритетные цели развития бизнеса на будущее.

Правильная оценка эффективности бизнеса, проведенная опытными и компетентными специалистами, позволит компании сбалансировать работу всех систем, расширить рынок сбыта, повысить производительность труда, внедрить наиболее эффективные инструменты и технологии, спрогнозировать дальнейшее развитие и найти новые направления бизнеса.

Список литературы:

Забродская, Н. Г. Предпринимательство. Организация и экономика малых предприятий: Учебник / Н.Г. Забродская. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 263 с.

Кнышова, Е. Н. Менеджмент: Учебное пособие / Кнышова Е. Н. - Москва: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2020. - 304 с.

Лапыгин, Ю. Н. Теория организации и организационное поведение: учебное пособие / Ю. Н. Лапыгин. - 2-е изд., испр. и доп. — Москва: ИНФРА-М, 2020. — 360 с.

Подлесных, В. И. Новые подходы и методы обеспечения устойчивого развития предпринимательских структур: Теория организации, самоорганизации и управления: монография / Под ред. проф. В.И. Подлесных. — Москва: ИНФРА-М, 2019. — 304 с. 

Расширение информационной базы отчетных показателей как основа повышения эффективности управления: монография / Ю.И. Сигидов, М.С. Рыбянцева, Г.Н. Ясменко, Е.А. Оксанич; под ред. Ю.И. Сигидова, М.С. Рыбянцевой. — М.: ИНФРА-М, 2019. - 236 с.

Суслов, Г. В. Управление персоналом организации: учебное пособие / Г.В. Суслов. — Москва: РИОР : ИНФРА-М, 2020. — 154 с.

Просмотров работы: 1025