Использование гаджетов и цифровых устройств в образовательном процессе (тенденция byod) - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Использование гаджетов и цифровых устройств в образовательном процессе (тенденция byod)

Исламгулова Т.Э. 1
1Филиал РГППУ в г. Нижнем Тагиле
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. В настоящее время современный образовательный процесс переживает цифровую эру: на место бумажных учебников приходят электронные формы учебников, которые легко помещаются в гаджете или цифровом устройстве. Современные гаджеты и цифровые устройства предназначены не только для обеспечения связи и развлечения, но и для обучения. В образовании появляется и набирает популярность такая технология, как BYOD.

BYOD – аббревиатура «Bring Your Own Device» и переводится как «принеси свое собственное устройство». Данный термин Рафаэль Баллагас ввел в своей работе «BYOD: Bring Your Own Devicе», вышедшей в 2005 году. Суть концепции в том, чтобы пользоваться собственными гаджетами и цифровыми устройствами в официальных организациях.

Смысл «BYOD» в сфере образования в том, чтобы не запрещать гаджеты и цифровые устройства на уроках, а наоборот, активно применять их в процессе образования. Цифровые устройства могут выступать не только в качестве отвлекающего фактора от педагогической задачи, но и быть удобным средством ее решения.

Материал и методы исследования. В статье использована литература из открытых источников сети Интернет об использовании гаджетов и цифровых устройств в образовательном процессе, о технологии BYOD. Также стоит отметить, что используемый метод сравнительного анализа применяется в обобщенном виде, таким образом с некоторой степенью достоверности, результаты проведенного исследования в данной статье, являются отчасти субъективными, оценочными выводами автора.

Результаты и обсуждения. В эпоху информатизации общества почти каждый человек имеет собственное цифровое устройство. Появляется все больше универсальных гаджетов с набором мощных приложений. С расширением функционала цифровых устройств целесообразно использовать их не только в развлекательных целях, но и в педагогических. С этой задачей педагогам может помочь технология BYOD. Она не только обеспечивает интерактивность занятия, но и позволяет облегчить портфель учащегося от тяжелых учебников. Гаджеты и цифровые устройства могут вместить в себя намного больше информации, чем в учебнике. Рассмотрим остальные преимущества использования технология BYOD в образовательном процессе:

быстрота и легкость распространения учебных материалов среди обучающихся;

мультимедийный формат подачи информации способствует лучшему усвоению материала урока;

наличие бесплатных платформ и приложений для взаимодействия нескольких участников;

экономия учебного заведения на покупке цифровых устройств;

обучающиеся более бережно относятся к собственным гаджетам и цифровым устройствам.

использование BYOD технологии способствует развитию информационной культуры обучающихся;

независимость времени и места нахождения педагога и обучающихся;

упрощение работы с сетевыми сервисами, требующими регистрацию пользователя. Мобильное устройство позволяет сохранить данные для получения доступа к нужному ресурсу сети. То есть, устройство ориентировано на конкретного пользователя [4];

возможность заменить учебник на цифровой аналог;

высокая интерактивность обучения;

обучающиеся уже умеют пользоваться своим гаджетом или цифровым устройством, и не тратят время на то, чтобы научиться работать с ним;

наличие у обучающихся более передовых цифровых устройств, чем в учебных заведениях.

Но при использовании этой технологии педагогу может столкнуться с некоторыми трудностями. Чтобы их преодолеть, нужно учитывать такие аспекты, как:

здоровьесбережение обучающихся;

не все обучающиеся будут выполнять педагогическую задачу;

необходима корректировка образовательной деятельности с учетом необходимости использования гаджетов и цифровых устройств;

необходимость системного применения технологии;

организация сетевого и реального взаимодействия на уроках;

не у всех обучающихся есть гаджеты и цифровые устройства;

сложность одновременной зарядки нескольких разрядившихся устройств;

угроза возникновения неравноправия при использовании личных мобильных устройств. Не у каждой семьи есть возможность приобрести дорогое многофункциональное устройство для ребенка, поэтому функциональные возможности девайсов могут серьезно отличаться;

на цифровых устройствах обучающихся могут иметься вредоносные программы (вирусы);

соответствие минимальным техническим требованиям ресурсов, используемых на уроках;

конфиденциальность и безопасность. Использование любых гаджетов требует предварительного инструктажа по вопросам построения этических и безопасных взаимоотношений с другими пользователями [3].

Некоторые из трудностей несложно исправить. Например, проблему отвлечения от педагогической задачи можно решить, установив на цифровые устройства учителя и обучающихся программы «Nearpod». Данная онлайн-платформа позволяет педагогу создавать интерактивные презентации и делиться ими с учениками во время урока, при этом управляя сменой слайдов. В реальном времени можно отслеживать результаты работы с активными слайдами, т. е. с теми, на которых размещены вопросы, тесты, рисунки для комментирования и тому подобное [2].

В настоящее время существует учебник, содержащий QR-коды, с помощью которых можно посмотреть 3D-модели устройств и процессов. Но больший успех будут иметь электронные интерактивные учебные пособия, созданные специально для образовательного процесса.

Также, существуют такие бесплатные сервисы, как облачное хранилище Google Drive (также предоставляет возможность обмениваться файлами, одновременно редактировать их). Созданы специальные веб-сервисы для образовательной деятельности. Например, «Kahoot!», разработанный специально для использования мобильных устройств учащимися и демонстрационного экрана учителем. Данный веб-сервис предназначен для создания онлайн-викторин, опросов и обсуждений [2].

Также стоит отметить то, что образование с использованием гаджетов и цифровых устройств набирает популярность в мире. Технология BYOD успешно применяется в качестве самообразования, школьного и вузовского образования, дистанционного и корпоративного обучения [1].

Выводы. Таким образом, использование технологии BYOD может быть целесообразно для достижения педагогических целей образования. Но педагогу нужно учесть некоторые аспекты для успешного внедрения данной технологии. Анализ плюсов и минусов показал, что при грамотном использовании BYOD педагог может получить хорошие результаты образования и высокую мотивацию обучающихся.

Для обеспечения положительных результатов необходимо, чтоб данная технология применялась системно, как минимум один гаджет или цифровое устройство было на подгруппу, соответствие минимальным техническим требованиям для ресурсов, используемых на уроке.

Эффективность технологии BYOD доказывает ее успешное применение как для самостоятельного обучения, так и в профессиональной деятельности педагогов школы и высших учебных заведений, в дистанционном и корпоративном обучении.

Библиографические ссылки.

1. Григорьева, И. В., Назарова В. В. Использование мобильных устройств в образовательном процессе. Технология BYOD // Международная

научно-практической интернет-конференция «Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе», 2019. [Электронный ресурс]. — URL: http://news.scienceland.ru/2019/04/21/3038/ (дата обращения: 19.01.2021).

2. Диков, А. В. Социальные медиасервисы в образовании:  монография / А. В. Диков. — Санкт-Петербург: Лань, 2020. — 204 с. — ISBN 978-5-8114-4741-1. — [Электронный ресурс]. Лань: электронно-библиотечная

система. — URL: https://e.lanbook.com/book/140771 (дата обращения: 19.01.2021). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

3. Карпова, Е. Е. Воздействие цифровой среды на академическую успеваемость обучающихся в начальной школе // Мир науки. Педагогика и психология, 2019. — №1, [Электронный ресурс]. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/80PDMN119.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. (дата обращения: 19.01.2021).

4. Любанец, И. И. Использование BYOD-технологии в образовательном процессе // Вестник Донецкого педагогического института, 2017. — №3. [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-byod-tehnologii-v-obrazovatelnom-protsesse (дата обращения: 19.01.2021).

Просмотров работы: 81