Феномен тревожности в студенческой среде - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Феномен тревожности в студенческой среде

Першина М.С. 1, Боронихина Д.А. 1
1Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В условиях современной действительности, когда на человека воздействует такое множество угнетающих факторов, невозможно отрицать факта все возрастающей тревожности, которая особенно заметна у студентов высших образовательных учреждений: экзамены, зачёты, сроки сдачи — все вышеперечисленное, а также многое другое негативно сказывается на психике, общем эмоциональном состоянии и физическом здоровье, порождая это весьма коварное и вредное явление.

Целью данного исследования является изучение природы тревожности, ее признаков и методов борьбы с нею.

Для того, чтобы приступить к изучению этой проблемы, стоит начать с вопросачто есть тревожность.

В психологии нет точного определения данному явлению. Основываясь на теории дифференцированных эмоций, — это феномен, состоящий из эмоции страха, взаимодействующего с другими основными эмоциями, такими как вина, гнев, стыд; причем сама эмоция страха является предоминирующей.
А.М. Прихожан указывает, что тревожность — это "переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности" [5].

Ч.Д. Спилбергер определяет тревожность двумя формами: «тревога как состояние (СТ)» и «тревога как свойство (ЛТ)» [1]. Эта классификация удобна как в практической деятельности, так и в диагностике. ЛТ — стабильное индивидуальное свойство, определяющееся тенденцией субъекта воспринимать угрозу собственной личности и готовностью реагировать на это повышением СТ в условиях даже небольшой опасности или напряжения [3]. Можно сказать, что тревога как свойство отображает склонность определенного человека испытывать тревожность.

Рассмотрим основные формы тревоги, выдвинутые И.Б. Заболотским и В.А. Илюхиной:

1. Ситуационная тревога— это кратковременная тревога, возникающая как ответная реакция на определенные действия, вызывающие стресс у индивида. Она может являться последствием страха перед неизвестностью и часто возникает у людей с заниженной самооценкой.

2. Фобическая тревога — одна из форм ситуационной тревоги, для нее характерна реакция избегания (р-я, которая возникает у индивида в ответ на сигнал об опасности, которая призвана предотвратить и/или устранить действие раздражителя).

3. Тревога ожидания проявляется тем, что человек страшиться попасть в определенную ситуацию, которой он боится. Выраженность варьируется от легкого беспокойства до очень сильной напряженности.

4. Спонтанная тревога ("свободный страх" по З. Фрейду). Тревога не связана с определенным раздражителем. Часто проявляется в виде дурных предчувствий или беспокойства. Вызывает особый интерес ее длительность - от короткого приступа до нескольких недель или месяцев.

5. Постстрессовая тревога. Такая форма часто появляется после чрезвычайных или ситуаций и/или пережитого потрясения — затоплений, военных действий, взятия в заложники, землетрясений и подобного. Наблюдаются головные боли, расстройства сна.

6. Тревожная депрессия — сочетание тревоги с депрессией. Появляется затрудненное засыпание, в то же время сохраняются типичные для последней ранние пробуждения [4].

Возникновение и закрепление тревожности связаны с неудовлетворением ведущих возрастных потребностей, которые приобретают гипертрофированный характер [2]. По собственному опыту могу выделить и такие очевидные причины, как приближение экзаменов, несданный зачет, плохие отношения с преподавателем, неуверенность в знаниях, нехватка времени на подготовку, большое количество домашних заданий, плохой сон, нестабильные отношения с одногруппниками, боязнь выступлений, недостаточный отдых. Подобные ситуации требуют высокого уровня стрессоустойчивости, в то время как большинство молодых людей им не обладают.

Как можно убедиться, тревога — феномен, с которым необходимо бороться, особенно студентам высших образовательных учреждений, так как они сталкиваются с повышенной нагрузкой, а учебная деятельность требует концентрации и внимания. Есть множество причин, которые могут подтвердить вредное воздействие тревоги не только на процесс получения и закрепления знаний, но и на общее состояния здоровья.

Перечислю наиболее частые и значительные ее последствия:

1. Эффективность деятельности:

Высокотревожные студенты затрачивают неоправданно бóльшие временные и энергетические ресурсы по сравнению с нетревожными.

2. Внимание:

Наблюдается его сужение. Человек концентрируется на том, чего он боится, а остальное кажется ему маловажным.

3. Снижение способности к решению сложных задач:

Индивид боится ошибиться, что является мощным отвлекающим фактором, мешающим сосредоточиться.

4. Отношение к неудачам:

Высокотревожные студенты склонны переоценивать их последствия, что становится поводом для снижения мотивации к успешной учебе.

5. Скорость переработки информации:

Заметно снижается. Студенту, страдающему тревожностью, требуется гораздо больше времени для усвоения нового материала.

6. Состояние здоровья:

- появление вегето-сосудистой дистонии;

- снижение иммунитета;

- повышение давления, риск развития сердечно-сосудистых заболеваний;

- риск развития диабета.

7. Снижение способности к реализации личностных устремлений.

8. Успеваемость во время экзаменационной сессии:

Ввиду того, что тревога воздействует на психологическую и физиологическую адаптацию, успеваемость заметно снижается, и потенциал студента раскрывается не полностью [3].

Следует обратить внимание на работу педагогов, так как преподаватели довольно часто рассматривают тревожность в качестве положительной особенности, мотивирующей на упорную работу и формирующей ответственность.

Именно поэтому так остро стоит вопрос о том, как распознать тревожность и бороться с нею.

Существуют эмоциональные и физиологические симптомы. Рассмотрим их.

Многие из эмоциональных симптомов проявляются в беспокойстве и раздражительности. Также наблюдается нервозность (чрезмерная возбудимость), перманентное опасение чего-либо (например, что преподаватель сложного предмета устроит внеплановую контрольную). Пессимистичный настрой, невозможность сосредоточиться на задаче. Среди физиологических можно выделить учащенное сердцебиение, судороги или дрожь (особенно вечером), потливость рук, мышечное напряжение, частые головные боли, быстрая утомляемость, бессонница, ночные пробуждения.

Также тревожность можно определить с помощью опросника Спилберга (для школьников используется опросник Филлипса). Плюс данной методики заключается в точности результата и простоте диагностирования.

Как же справиться с этим явлением?

Следует отметить, что попытка самостоятельного искоренения тревожности является довольно сложной задачей. Даже сеансы с психологом требуют значительных усилий со стороны специалиста для достижения результата. Это происходит из-за того, что зачастую пациент воспринимает это как покушение на его безопасность и привычную зону комфорта, которая, по сути, в таких условиях комфортной являться не может.

Основная стратегия, позволяющая справляться с беспокойством и тревожностью – разработка программ поведения в потенциальных стрессовых ситуациях, взращивание эмоциональной устойчивости через переживание условных ситуаций, их «проигрывание», а также целенаправленное повышение самооценки.

Однако данная методика требует систематического подхода и времени. Поэтому существуют техники, являющиеся полезными при ситуационной тревоге.

1. Первая и довольно действенная — переключение внимания. Чаще всего, даже если индивид не знает, что именно вызывает у него это чувство, наблюдение за животными, водой, пребывание на природе или просто прослушивание расслабляющей музыки в значительной степени подавляет его.

2. Физическая активность. Спортивные упражнения — мощное оружие в борьбе не только с тревожностью, но и со стрессом. Спорт повышает мозговую активность, вследствие чего предоставляется возможность посмотреть на сложившуюся ситуацию под другим углом, найти новые решения проблемы.

3. Снижение значимости. Перед трудным экзаменом можно сказать себе: «Шансы получить положительную оценку у меня выше, так как я посещал лекции и готовился, а в случае неудачи можно пересдать экзамен. Это всего лишь проверка знаний». Недаром на Едином Государственном Экзамене перед раздачей бланков звучат слова о том, что это лишь одно из жизненных испытаний, которое ученикам предстоит пройти.

4. Нельзя забывать и о методах саморегуляции:

- управление дыханием;

- ослабление мышечных зажимов и напряжения;

Особое внимание стоит уделить словесному воздействию — четким и кратким командам, поданных самому себе. Такая команда повторяется про себя несколько раз и помогает почувствовать уверенность в действиях.

Таким образом, тревожность — это отдельное психологическое образование, которое может быть вызвано множеством факторов, и риск его возникновения особенно высок в условиях высокой учебной нагрузки. Опираясь на данное исследование, можно утверждать, что ее игнорирование, в частности в студенческой среде может привести не только к снижению успеваемости, но и к проблемам со здоровьем. Поэтому очень важно быть осведомленным о том, как вовремя предотвратить или победить данный феномен и сделать обучение наиболее комфортным.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Spielberger C.D. Anxiety: Current trends in theory and research. N.Y., 1972. Vol. 1. P. 24-553. Забродин Ю.М., Бороздина Л.В., Мусина И.А. К методике оценки уровня тревожности по характеристикам временной перцепции // Психол. журн. 1989. Т. 10

2. Хорни К. Собрание сочинений в 3 томах. М., 1997.

3. Соловьев В.Н. Адаптация, стресс, здоровье: учеб.-метод. пособие. Ижевск: Изд. дом «Удмуртский университет», 2005

4. Заболотский И.Б., Илюхина В.А. Физиологические основы различий стрессорной устойчивости здорового и больного человека / И.Б. Заболотский, В.А. Илюхина, - Краснодар: "Кубанская медицинская академия", - 1995.

5. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.: МСПИ, 2006.

Просмотров работы: 30