Существует несколько основных подходов к управлению организацией, современная теория менеджмента выделяет четыре:
1) ситуационный;
2) системный;
3) функционально-ориентированный;
4) процессно-ориентированный.
Для полноты исследования кратко рассмотрим каждый из перечисленных подходов.
Сущность ситуационного подхода заключается в применении совокупности различных методов управления, напрямую зависящих от сложившейся на данный момент ситуации, в которой находится предприятие. Наличие необъятного количества факторов внешней и внутренней среды предприятия, которые просто не могут учитывать имеющиеся системы управления, по мнению сторонников такого подхода, требует от менеджмента предприятия, так называемой, «ситуационной гибкости». Подобная «ситуационная гибкость» была ярко выражена в 90-е годы в большинстве российских предприятий, в том числе и тех, кто занимал лидирующие позиции на рынке. На тот момент, решение вопросов типа «кто, кому, где и сколько» занимало практически 100% времени.
Системный подход представляет предприятие как систему – набор взаимосвязанных структур, элементов и блоков, требующих управления, а регуляция которыми может привести как к изменениям в системе в целом, так и в отдельных её элементах. Стоит отметить, что организация расценивается как открытая система, взаимодействующая с внешней средой путём привлечения ресурсов извне и публикации полученных результатов в окружающую среду.
Базой функционального подхода служит иерархическая организационная структура организации, в которой менеджмент основан на управлении организационными единицами, такими как цехи, отделы, подразделения и т.д., а процесс взаимодействия протекает через работу должностных лиц организационных единиц (руководителей отделов, менеджеров, начальников).
Основная идея подхода заключена в закреплении за определённым элементом системы каких-либо функций, которые должны выполняться независимо от других. Взаимодействие элементов основано на процессах обмена ресурсами и разделения труда. Управление организацией в таком случае осуществляется через приказы, разрешения, распоряжения, которые двигаются вертикально в соответствии с принятой на предприятии иерархией.
Процессный подход. На сегодня это наиболее популярный в западной системе менеджмента подход, рассматривает предприятие как сеть, совокупность бизнес-процессов, создающих ценность для клиента. В сравнении с функциональным подходом, который поделил все предприятие на подразделения, отвечающие за определенную функцию, процессный подход объединяет данные функции на основании понятия «создание ценности для клиента».
Чтобы понять, что такое процессный подход к управлению предприятием, необходимо разобраться с понятием самого бизнес-процесса. Дальше мы определим данное понятие и покажем, чем же отличается «старый, добрый» функциональный подход к управлению от процессного.
Рассмотрим несколько определений понятия «бизнес-процесс».
Таблица 1. Определение «бизнес-процесс» от различных авторов
Автор |
Бизнес-процесс – это |
Хаммер М., Чампи Дж. |
совокупность различных видов деятельности, в рамках которой «на входе» используется один или несколько видов ресурсов, и в результате этой деятельности «на выходе» создается продукт, имеющий ценность для потребителя |
Давенпорт Т. |
структурированное конечное множество действий, спроектированных для производства специфического продукта (услуги) для конкретного потребителя или рынка. Или специфически упорядоченная совокупность работ, заданий во времени и пространстве, с указанием начала и конца, точным определением входов и выходов |
Шорт Дж. |
набор логически взаимосвязанных действий, выполняемых для достижения определенного выхода бизнес-деятельности |
Портер М., Миллар В. |
сущность, которая определяется через точки входа и выхода, интерфейсы и организационные устройства, включающие устройства потребления услуг/товаров, в которой происходит прирост стоимости производимого товара/услуги |
Ойхман Е.Г., Попов Э.В. |
множество внутренних шагов (видов) деятельности, которое начинается с одного или нескольких входов и заканчивается созданием продукции, необходимой клиенту и удовлетворяет его потребности стоимостью, долговечностью, сервисом и качеством |
Все определения, данные гуру менеджмента, можно свести к тому, что бизнес-процессы имеют дело с целенаправленной трансформацией в готовые изделия физических, информационных и финансовых ресурсов, которые получает предприятие на входе.
Поэтому, вполне логично определить бизнес-процессы, как механизм объединения ресурсов предприятия на всех этапах с целью создания продукции, удовлетворяющей потребности потребителя и обеспечивающей достижение целей самого предприятия.
Ключевыми элементами процессного управления являются: входы процесса, владелец процесса, ресурсы процесса, выходы процесса.
На текущий момент процессный подход в менеджменте обладает следующими характеристиками:
Выделенный бизнес-процесс, имеющий «вход» (например, заказ клиента) и «выход» (подтверждение от клиента, что проблема решена, или что заказ ему доставлен), а также участников и схему, по которой он проходит.
KPI (ключевые показатели эффективности) бизнес-процесса. Это не только затраченное время, но и оценка, которую выставляет клиент. Она помогает понять, насколько достигается главная цель – удовлетворённость потребителя.
Владелец – сотрудник, ответственный за успешное прохождение. Например, руководитель службы поддержки – владелец всех процессов, которые касаются обращений клиентов.
Регламент – это та самая схема, по которой процесс проходит, а также набор правил, исполняемых участниками.
Рассмотрим цели и функции, устанавливаемые процессным подходом.
Цели:
Увеличение количества горизонтальных связей, снижение количества вертикальных. Сотрудники сами выстраивают цепочки взаимодействия друг с другом, руководитель контролирует это, но не участвует, когда это не нужно.
Уточнение зон ответственности. В каждый момент времени задачу решает конкретный работник. У процесса один владелец, который отвечает за него в целом.
Снятие противоречий между подразделениями.
Задача каждого отдела – назначить на бизнес-процесс специалиста, квалификация которого поможет справиться с конкретным этапом задачи. Но главной целью процессной модели становится создание ценности для клиента. Работа любого отдела признаётся эффективной, только если он повышает эту ценность. И этого не заменят никакие высокие показатели.
Функции:
Регламентация – руководитель определяет входы/выходы процесса (например, поступление заявки и отправка заказанной продукции покупателю). Определяется владелец и участники, создаётся регламент (набор участников, схема движения, правила). Это помогает выделить конкретный бизнес-процесс отдельно от всей другой работы компании.
Контроль – возможность в любой момент уточнить текущий статус процесса, узнать, кто из сотрудников сейчас этим занимается, сколько времени каждый из предыдущих участников потратил на решение задачи.
Мотивация – сбор данных о KPI сотрудников, степени активности их участия. Таким образом удаётся связать личные интересы сотрудников (увеличение зарплаты, повышение в должности) с интересами компании.
Заключение
Процессный подход помогает увеличить производительность труда, экономит много времени на вертикальных и горизонтальных коммуникациях. Каждый сотрудник получает конкретный набор задач с чёткими сроками, их быстрое выполнение повышает ему KPI. Контроль также упрощается, компания работает более прозрачно. Регламенты бизнес-процессов помогают видеть, как в реальности работает компания, и находить способы модернизации. Качество продукта повышается уже благодаря тому, что это ключ к увеличению ценности предложения компании для клиента, которое является главной задачей процессного подхода. Регламенты обеспечивают соблюдение правил работы. Взаимодействие между отделами также улучшается и ускоряется, поскольку сотрудникам разных подразделений приходится постоянно работать друг с другом в рамках повторяющихся процессов.
Библиографический список
Цветков, А. Н. Теория менеджмента : учебник / А. Н. Цветков. — Санкт-Петербург : Лань, 2019. — 344 с. — ISBN 978-5-8114-4194-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/119641 (дата обращения: 17.12.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Тихомирова, О. Г. Менеджмент организации: теория, история, практика : учебное пособие / О. Г. Тихомирова, Б. А. Варламов. - Москва : ИНФРА-М, 2020. - 256 с. - (Высшее образование: Бакалавриат). - ISBN 978-5-16-005014-0. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1057222 (дата обращения: 17.12.2020). – Режим доступа: по подписке.
Ляндау, Ю. В. Теория процессного управления : монография / Ю.В. Ляндау, Д.И. Стасевич. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 118 с. — (Научная мысль). - ISBN 978-5-16-006400-0. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1023242 (дата обращения: 17.12.2020). – Режим доступа: по подписке.
Елиферов, В. Г. Бизнес-процессы: регламентация и управление : учебник / В.Г. Елиферов, В.В. Репин. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 319 с. — (Учебники для программы МВА). - ISBN 978-5-16-001825-6. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1057215 (дата обращения: 18.12.2020). – Режим доступа: по подписке.