ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ МОДА И ЭКО-ИННОВАЦИИ В ДИЗАЙНЕ ОДЕЖДЫ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ МОДА И ЭКО-ИННОВАЦИИ В ДИЗАЙНЕ ОДЕЖДЫ

Иванова П.О. 1, Щеглова Т.М. 1
1ОГАПОУ «Старооскольский техникум технологий и дизайна»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Модная индустрия остается второй по уровню загрязнения окружающей среды, сразу после нефтяной промышленности. По неутешительным прогнозам ООН, к 2030 году 40% населения грозит нехватка питьевой воды, и винить в этом стоит, прежде всего, стремительно развивающийся fast fashion (быстрая мода). Благодаря fast fashion любой человек может купить одежду будто бы с подиума. Она стоит относительно дешево, из-за этого вещи служат недолго.

Мир моды уже сейчас становится более экологичным – многие именитые зарубежные и наши отечественные бренды стали создавать качественную одежду из натуральных или переработанных тканей; появились разные проекты, помогающие продлевать вещам их срок службы.

Согласно опросам, уже 64 % миллениалов выбирают экологичные бренды, которые за счет следования нормам экологичности улучшают свою репутацию.К производству одежды из необычных материалов обращаются все больше дизайнеров. Ткани делают из молока, крапивы, водорослей, листьев ананаса и рыболовных сетей. Молодые дизайнеры предлагают и используют технологии для создания одежды из переработанных материалов, а также необычных веществ, делать из которых вещи раньше не пришло бы никому в голову.

В 2018 году дизайнер иранско-канадского происхождения Роя Агхигхи придумала, как делать одежду из водорослей, чтобы та поглощала углекислый газ и выделяла кислород. На ощупь эта белая, полупрозрачная ткань напоминает лён, а на солнечном свету начинает фотосинтез. Стирать одежду из такой ткани нельзя – ее нужно поливать водой раз в неделю как комнатное растение.

В основе живой ткани одноклеточные зеленые водоросли хламидомонады Рейнхардта, смешанные с нанополимерами. Срок службы одежды составляет один месяц, а когда она придет в негодность, ее можно сдать в компост. По замыслу Рои Агхигхи, уход за «живой» одеждой воспитает в ее хозяевах ответственность.

Идею ткани она разработала вместе с коллегами из Университета Британской Колумбии иУниверситета искусства и дизайна им. Эмили Карр в Канаде. Цель проекта Biogarmentry – снизить рост выброса в атмосферу токсинов от текстильных отходов.

В 2018 году в Лондонской неделе моды принял участие британо-сингапурский дуэт дизайнеров Vin+Omi, который занимается производством тканей из сорных растений, в том числе крапивы, гортензии, ивы и ясеня. К их проекту присоединился принц Чарльз, который предложил использовать крапиву из его сада в резиденции «Хайгроув-хаус».

Дизайнерам вместе с главным садовником поместья в Глостершире и студентами университета Оксфорд Брукс удалось собрать урожай из 3 тыс. стеблей крапивы. Из них изготовили ткань, напоминающую флис или шерсть альпака. «Это тонкая, воздушная текстура. Вы никогда не угадаете, что ткань когда-то была жгучей крапивой», – пояснили дизайнеры. Из ткани изготовили 10 вещей, которые представили на Неделе моды в Лондоне, а некоторые из них выставлены в музее Виктории и Альберта.

В интервью The Guardian Omi дизайнер сказал: «Напрасно считается, что крапива не имеет ценности. Крапива повсюду, это сорняк, но это и богатый природный ресурс. Мы хотим побудить людей задуматься о том, как мода может работать с тем, что предлагает окружающая среда, вместо того, чтобы использовать вредное производство».

Британский дизайнер Vin начала сотрудничать с Omi, которая родилась в Сингапуре и до этого работала в Christian Dior под руководством Джона Гальяно, в 2004 году. С самого начала их основополагающим принципом была экологичность. «Пятнадцать лет назад нас называли хиппи, –вспоминает Vin. – В индустрии моды все еще много проблем, но, по крайней мере, сейчас это признают все». Дизайнеры сотрудничают с отелем Savoy в качестве консультантов по вопросам устойчивого развития. С весны прошлого года швейцары отеля носят униформу из ткани, сделанной из пластиковых отходов отеля.

В декабре 2020 года компания Valio представила коллекцию одежды Plant&Milk design из вторичного хлопка, переработанного полиэстера, упаковки Tetra Pak и остатков молочного производства. Футболки сделали из молока, которое отбраковали на ферме по технологии американского стартапа Mi Terro, которую они запатентовали в 2019 году.

По сравнению с хлопковой одеждой вещи из молока быстро высыхают после стирки и поддерживают оптимальную температуру тела. На получение одной футболки нужен казеин из пяти стаканов молока.

По словам стилиста, преподавателя и эксперта по устойчивости в моде Ольги Джонстон-Антоновой, за такими технологиями будущее моды. Они не только позволяют употребить в дело пищевые отходы, но и дают возможность использовать альтернативные материалы. Одежду можно делать практически из любого источника целлюлозы, из которой производят вискозу. В качестве сырья производители текстиля используют и апельсиновые корки, и шкурки бананов, и виноград, из которого производят кожу. Эти технологии становятся все более доступными. Постепенно такие ткани станут нормой – внешне они ничем не отличаются от обычных материалов, их так же окрашивают и кроят.

По мнению Джонстон-Антоновой, новые технологии – вовсе не эпатаж, а необходимость, связанная, прежде всего, с истощением ресурсов и с осознанием представителей индустрии моды, какой экологический след несет традиционное производство. «Основной вред для экологии начинается с производства текстиля, к тому же заканчивается нефть, из которой делают синтетику. У нас просто нет других тканей и ресурсов, поэтому нужно придумывать новые, – считает эксперт. – Тот же хлопок уже научились получать в лаборатории из клеток, для этого уже не нужно засеивать поля. Его стоимость со временем станет аналогичной обычному хлопку».

По всему миру уже традиционными становятся показы мод и выставки, где демонстрируются современные экологичные материалы и технологии производства и переработки одежды. В российских Неделях моды также принимают участие бренды, выпускающие одежду из переработанных рыболовных сетей (Ginger Ocean), листьев ананаса (Ría Studio), микрозелени (Paula Ulargui) и других «необычных» материалов. «Создание коллекций из нетрадиционных материалов служит и для защиты окружающей среды, и во благо имиджа бренда, – считает Александр Шумский, президент Национальной палаты моды и Mercedes-Benz Fashion Week Russia. Мода всего мира стоит на пороге эковолюции».

Во всём мире ведётся борьба за эко-моду, которые сокращают своё вредное влияние на природу. Но чтобы действительно повлиять на экологию, нужно начать с себя. Каждый из нас может внести свой вклад в общее дело и сделать мир вокруг себя чуть лучше. Покупая новую вещь, нужно относиться к ней бережно и стараться сохранить на долгое время. Человечество должно стать социально ответственным, поскольку природа, окружающая среда и жизнь на Земле должны всегда стоять на первом месте, иначе безудержная тяга к перенасыщению и легкомысленность могут погубить нашу планету.

Литература

1.Как мода разрушает экологию и что мы можем с этим сделать? // https://zen.yandex.ru/media/dapper/kak-moda-razrushaet-ekologiiu-i-chto-my-mojem-s-etim-sdelat-5d13632d57856200b007053f (дата обращения 15.02.2021г.).

2. Молоко, водоросли и крапива: из чего сделана одежда будущего // https://www.gazeta.ru/lifestyle/style/2021/01/a_13459730.shtml (дата обращения 20.02.2021г.).

3. Экологичность – модный тренд, набирающий обороты // https://zen.yandex.ru/media/id/5d4d5178dfdd2500ad4385e6/ekologichnost-modnyi-trend-nabiraiuscii-oboroty-5dba97a974f1bc00b07cc7ca(дата обращения 18.02.2021г.).

Просмотров работы: 185