ТАЙНЫ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ТАЙНЫ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА

Боденчук В.А. 1, Семчук Н.Н. 1
1Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Причины возникновения

Самое полное и подробное сочинение по этому поводу написал Дмитрий Сергеевич Мережковский. В своей работе автор отмечает падение литературы, кризис, возникший в связи с застоем в политической и культурной жизни страны [1].

Основные направления

Символизм (от слова символ, что в переводе «условный знак»). По-другому это направление называется неоромантизм. На взгляды символистов оказала философия В. С. Соловьева, который утверждал в своих работах, что когда-нибудь на землю спустится Прекрасная Дама (Вечная Женственность, Премудрая София) и все преобразится в лучшую сторону.

Акмеизм (от слова άκμη, что в переводе «высшая степень», «вершина»). Поэты были близки к реализму, в своих творениях изображали действительность такой, какая она есть, то есть стремились к наивысшей точности изображения.

Футуризм (от лат. слова futurum, что в переводе «будущее»). Футуристы отрицали подчас творчество прошлого, были за искусство будущего, видели прекрасное даже в работе двигателя. Представители этого направления очень много экспериментировали, например, над словом: изобретали неологизмы, художественные приемы, ритмы, рифмы, стихотворные композиции …

Сюрреализм (в переводе с фр. «сверхреализм»). Реальность для сюрреалистов – чуждое слово. Особенные черты: заинтересованность магией, внимание к проблемам оккультизма и алхимии. Это течение близко символистам и футуристам [2].

Культурный синтез «серебряного века»

Особенностью «серебряного века» являлась связь разных видов искусств. Появлялось и исчезало множество литературных объединений, клубов, кафе, салонов, где велись бесконечные дискуссии на различные темы. Здесь читали стихи, выставляли картины и скульптуры, исполняли музыкальные произведения, ставили театральные постановки. Все это тут же бурно обсуждалось без каких-либо ссылок на авторитеты. Названия этих собраний были соответствующими: «Башня», «Цех поэтов», «Серапионовы братья», «Бродячая собака» и др. [3].

«Серебряный век» дал жизнь множеству литературных журналов и альманахов: «Весы», «Аполлон», «Сатирикон», «Скорпион». Поэты получили возможность опубликовывать свои произведения сразу же, что создавало предпосылки для развития творческой активности. Взаимовлияние и/или слияние разных видов творчества выражалось в создании принципиально новых произведений искусства, менялись идеалы результата творческих исканий, происходили процессы модернизации, «перестройки» целых культурных течений. Рассмотрим некоторые примеры процессов синтеза культуры поподробнее.

Произведения поэтов «серебряного века» отличались напевностью (например, М. И. Цветаева, С. А. Есенин). Недаром их творения легко ложились на музыку. Стихи обладали пестрой звукописью и яркими образами, визуальным оформлением («лесенка» В. В. Маяковского, «Опус-45» В. Гнедова), что может быть соотнесено с трудами художников над картинами.

На границе двух столетий появились новые тенденции в литературных произведениях, а также работах скульпторов. Заметно проявились новые направления, в которых было ярко выражено отсутствие пафоса, а также существенный отход от монументальности. Начался поиск нового героя, созвучного велению времени.

Импрессионизм был присущ скульптуре (бугристость фактуры, динамичность и текучесть форм), музыке (передача мимолетных впечатлений), живописи (небрежная манера), литературе. В литературе импрессионизм не сложился в качестве отдельного направления, но его особенности отразились в символизме.

Авторы, творившие в стиле импрессионизма, делали акцент на чувствах, эмоциях и воплощали в своих произведениях впечатления от увиденного.

Преобразования в театре

Театр становится одним из центров общественной жизни [4]. Известные художники (А. Н. Бенуа, М. В. Добужинский и др.) участвовали в оформлении постановок. А в живописи возникает интерес к историко-бытовому жанру (картины А. П. Рябушкина).

Кино

Кино – «продукт» разных видов искусства. На границе столетий в России появилось киноискусство, сразу получившее особую популярность. С 1903 г. начинают возникать стационарные «электротеатры», «иллюзионы». В России начали снимать документальные фильмы. В 1908 г. был снят первый фильм «Стенька Разин и княжна». Звездами отечественного немого кино стали актеры В. В. Холодная и И. И. Мозжухин. В основу сценария большинства кинокартин брали произведения А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого [5].

Заключение

В культуре «серебряного века» произошло уникальное соединение реалистических традиций XIX в. и новых направлений века XX. Деятельность художников разных видов искусств была схожа своей проблематикой. К примеру, при всей «западной» направленности многих новых течений (символизма, неоклассицизма, футуризма) значимое место занимает «русская тема», символика национальной самобытной красоты.

Значение культурного синтеза «серебряного века» в истории России трудно переоценить. Благодаря взаимопроникновению разных видов творчества возникли новые уникальные произведения искусства, которые принесли известность и славу в мире не только своим авторам, но и всей стране. Конечно, не все последователи традиций принимали новые веяния и смешение искусств (И. А. Бунин, А. А. Блок, В. Я. Брюсов и В. В. Маяковский вскоре отошли от эпатажа) [6].

«Серебряный век» – прорыв, стремление к созданию нового, отрицанию старого, изучению неизведанного – был «дерзким толчком» в развитии русской и мировой культуры, который был прерван революцией 1917 года. В августе 1922 г. были высланы философы С. Н. Булгаков, П. А. Сорокин, композиторы И. Ф. Стравинский и С. В. Рахманинов, художники М. 3. Шагал и В. В. Кандинский, театральный деятель С. П. Дягилев, дирижер С. А. Кусевицкий, писатели А. И. Куприн и И. А. Бунин, артист Ф. И. Шаляпин и многие другие [7]. Таким образом, эпоха «русского Ренессанса» завершилась массовым уходом её деятелей и подвижников за рубеж и утратой или переосмыслением многих культурных ценностей в искусстве.

ЛИТЕРАТУРА

1. История России: учеб. для вузов / А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2007. – 528 с.;

2. Сюрреализм: [Электронный ресурс] // Путь к осознанности. URL: https://www.litdic.ru/syurrealizm/. (Дата обращения: 26.02.2021);

3. Об особенностях Серебряного века и его поэтах: [Электронный ресурс] // Общенет. URL: http://obshe.net/posts/id1996.html. (Дата обращения: 26.02.2021);

4. Русское театральное искусство в начале XX века: [Электронный ресурс] // История России. URL: https://www.history-at-russia.ru/xx-vek/russkoe-teatralnoe-iskusstvo-v-nachale-xx-veka.html. (Дата обращения: 26.02.2021);

5. Русские поэты второй половины XIX века / [Состав, предисл., коммент. справ. и метод. материалы Ю. Б. Орлицкого]. - М.: АСТ : Олимп, 1999. - 585, [1] с.; 21 см. - (Школа классики : ШК : Кн. для ученика и учителя);

6. Блок А. Собр. соч.: В 8 т. Проза. М.; Л., 1962. Т. 5.;

7. Серебряный век русской культуры: [Электронный ресурс] // Онлайн-школа Фоксфорд. URL: https://foxford.ru/wiki/istoriya/serebryanyy-vek-russkoy-kultury. (Дата обращения: 26.02.2021).

Просмотров работы: 9