Современные дети активно используют сервисы интернета в своей деятельности. Поэтому перед педагогом стоит задача вовлечения и привлечения обучающихся к учебной деятельности с помощью привычных ему инструментов и технологий. Использование текстовых, табличных документов, презентаций и обучающих видео, облачные хранилища, различные онлайн-инструменты значительно расширяют возможности. Все чаще нам приходится создавать, редактировать фото, аудиофайлы, видео, заниматься анимацией. Формирование медийной и информационной грамотности становится востребованными навыками 21 века.
В рамках реализации федеральных проектов «Успех каждого ребенка» и «Доступное дополнительное образование для детей» с конца 2019 года в школах стали пользоваться персонифицированным финансированием дополнительного образования детей (ПФ ДОД). Педагоги разрабатывали авторские дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы на любую интересующую тему, которая в настоящее время востребована для проведения кружковой деятельности. В этих проектах активно приняла участие МБОУ СОШ №2 г.о. Озеры.
О выборе темы для кружковой работы долго думать не пришлось. К современным школьникам общество предъявляет высокие требования, особенно это касается умения выразить свои мысли, представить их в понятной форме и презентовать для окружающих и обосновать свою точку зрения. Защита проектов или их представление, участие в конкурсах и даже в организации школьных мероприятий — выполнение всего этого в электронном виде чаще трудно дается школьникам, особенно большего внимания и поддержки требуют новоиспеченные пятиклашки. Дистанционных конкурсов становится все больше и больше и возможность участия должен получить каждый, раскрыть свой потенциал и набраться новых положительных эмоций. И тут нами выявлено противоречие между требованиями и умениями и возможностями школьника, чаще ему требуется помощь взрослого человека, чаще учителя информатики. Именно поэтому было предложено организовать новое направление кружковой работы в нашей школе – «Видеостудия».
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Видеостудия» была составлена в соответствии с предъявляемыми требованиями и имеет техническую направленность. Программа реализуется в рамках кружковой деятельности и ориентирована на детей подросткового возраста 12-15 лет. В ней используется дифференцированный подход в работе с каждым ребёнком, так как группы формируются из разновозрастных детей, имеющих различный уровень базовых знаний и умений. Она предполагает знакомство с современными программными продуктами обработки и монтажа видео- и фотоматериала, грамотном использовании камеры смартфона и видеокамеры. Данная разработка учит детей не только монтировать видео-ролики, редактировать фотографии, но также составлять сценарий и подготавливаться к съемке, развивает медийность в каждом.
Несмотря на то, что программа дополнительного образования была составлена с учетом минимального материально-технического обеспечения школы, нам все же пришлось столкнуться с рядом проблем в реализации. Первая и главная проблема заключается в том, что прикладное программное обеспечение для нашей операционной системы Linux не удалось найти. Школа оснащена компьютерными классами со стабильным интернет соединением, но во всей школе установлена операционная система (ОС) Linux с которой у педагогов есть определенные сложности.
При подготовке данной программы было обнаружено, что практически все редакторы и онлайн-инструменты привязаны к ОС Windows и, соответственно, на Linux они идти не будут. Этот факт значительно усложнил нашу работу, получилось, что учащийся не сможет зайти даже на тот же сервер YouTube и вырезать фрагмент видео или музыкальную дорожку, или воспользоваться онлайн-инструментами.
Сразу возникла идея воспользоваться мобильными устройствами, но в этом случае ученик должен быть оснащен мобильным телефоном, если не с хорошей, то хотя бы среднего качества камерой. Среди мобильных сервисов также существует огромное число приложений для редактирования или созданий видео- и фотоматериалов. Правда из этого решения вытекает сразу две проблемы. Первое: родители не каждого ученика имеют возможность приобрести такой телефон. Это не обязательно связано с материальным недостатком (хотя и этот факт имеет место быть). Некоторые сознательно не покупают или покупают исключительно кнопочную версию мобильника для своих чад, чтобы те не отвлекались от учебы на игры и прочее баловство. Даже если у обучающегося есть возможность работать в телефоне над созданием или редактирования видео- и фотоматериалов, то покупать приложения для длительного использования точно не предоставляется возможности. В этом и заключается еще одна проблема реализации кружковой деятельности «Видеостудия».
В заключении отметим, что создание в школе кружка «Видеостудия» определенно очень перспективная идея, ведь она решает ряд проблем, с которыми сталкивается современный школьник. Однако необходимо продумать организацию дополнительной программы с точки зрения программного обеспечения.