"Коррупция в нашей стране приобрела не просто масштабные формы. Она стала привычным, обыденным явлением, которое характеризует саму жизнь нашего общества". (Д.А. Медведев) [3]
На сегодняшний день коррупция остается одной из самых острых проблем современной России и таит в себе угрозу мирового масштаба.
Отдельные члены общества обогащаются за счет средств, которые могли бы быть направлены на развитие таких важных сфер, как образование, здравоохранение, инфраструктура, экономика.
На сегодняшний день наша страна является одной из наиболее коррумпированных стран мира, и ее «успехи» в этом существенно опережают достижения национальной экономики, что, по сути, не самая приятная новость.
В борьбе с коррупцией ключевую роль играет финансовый контроль.
Финансовый контроль – это контроль над законностью действий в области образования и использования денежных средств государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов. [1, с. 5]
Финансовый контроль имеет важнейшее значение для управления финансами на любом уровне, обеспечивая надежное функционирование всей финансовой системы, реализацию осуществляемой государством финансовой политики, содействует обеспечению финансовой безопасности.
Главная цель государственного контроля – обеспечить интересы государства и общества по поступлению доходов и расходованию государственных средств.
Согласно рейтингу Transparency International Россия занимает 129 место. В первую пятерку попали Дания, Новая Зеландия, Финляндия, Сингапур и Швеция. [5]
Почему же мы так отстали от стран Европы и даже некоторых стран Азии? Какую политику применяет Запад, чтобы минимизировать коррупцию?
Дания, как самая некоррумпированная страна, славится своей высокой степенью прозрачности всех государственных учреждений и большого количества частных компаний.
Также в Дании было образовано Датское агентство международного развития, которое на сегодняшний день активно совершенствует политику абсолютной нетерпимости, то есть неприемлемости как внутри организации, так и в процессе сотрудничества с внешними партнерами проявлений взяточничества. Главным условием данной политики является занесение в контракты компаний особого пункта, в котором запрещаются различные проявления взяточничества. В случае несоблюдения требований договор автоматически считается расторгнутым, а сотрудничество прекращается.
Новая Зеландия – страна, занимающая второе место в рейтинге, а, следовательно, ее опыт также очень важен для нас.
В этом государстве имеется целый ряд учреждений, занимающихся борьбой с коррупцией, а точнее отдельными ее элементами. Главная роль отведена SFO (The Serious Fraud Office) – ведомство по выявлению и борьбе со случаями крупного мошенничества. SFO использует в своей деятельности различные механизмы. В первую очередь это активный мониторинг, а также расследования и преследования в корпоративной сфере.
Что касается Финляндии, то в этой стране коррупция отторгается обществом. В повседневной жизни большинство граждан ни разу не сталкивались с проявлениями столь губительного для всего мира явлением.
Основной принцип антикоррупционной политики гласит: «Коррупция не является изолированным феноменом». Имеется в виду, что данное явление не требует отдельных законов, органов или стратегии. Наоборот, данная политика включена в общую политику государства. Именно здесь коррупцию рассматривают как часть преступного мира, а не отдельное явление.
В Финляндии основным органом, который занимается контролем и расследованием преступлений в данной сфере, является Министерство юстиции. Под его эгидой также была образована формальная сеть, которая оказывает содействие антикоррупционной деятельности и повышает уровень осознания опасности данного явления обществом.
Сингапур в настоящее время является одной из самых здоровых и сильных стран в сфере антикоррупционной политики. Это связано с тем, что они поняли истинную суть ситуации и решили основательно изменить привычную жизнь народа государства, разрушив систему, воспроизводящую коррупцию, путем повышения доверия народа к правительству страны, а также повышения вознаграждений до адекватного уровня.
Так, среди основных мер по борьбе с коррупцией правительство Сингапура определило следующие:
Обновление антикоррупционного законодательства.
Ужесточение уголовной ответственности за коррупционные действия.
Установление высоких социальных гарантий народу, а также предоставление защиты лицам, уведомивших об актах коррупции.
Широкое освещение антикоррупционной пропаганды, а также различных фактов коррупции в СМИ. [2]
Стоит отметить, что уровень коррупции стал резко падать не только после осуществления новых мер по борьбе с коррупцией и обновления законодательства, но и после резкого повышения вознаграждений (заработных плат) государственным и муниципальным служащим. Правительство Сингапура считает, что именно достойный уровень оплаты труда и отсутствие больших различий между заработными платами различных сотрудников является фактором, исключающим желание совершать антикоррупционные действия.
О Швеции говорят, что «это страна, которая если и не устранила коррупцию напрочь, то смогла минимизировать ее проявления и связанные с ней негативные последствия для жизни общества и экономики».
Шведы считают, что представитель властной структуры может позволить, чтобы предприниматель угостил его чаем. Но на принятие решения может повлиять, например, если он оплатит его обед в ресторане.
В 1923 г. в Швеции был создан «Институт против взяток», который работает и по сей день. Сотрудники данного учреждения считают, что, работая именно над такими мелочами, они смогут изменить восприятие, предотвращая, таким образом, большие коррупционные преступления. [4]
Но в Швеции есть еще одно преимущество, которое используется в борьбе с коррупцией – максимальная доступность информации. Любой человек, будь он гражданином или нет, может позвонить, к примеру, в налоговую и узнать всю необходимую ему информацию о доходах, семье, имеющемся имуществе и т.д., лишь назвав ФИО того человека, который его интересует.
Несмотря на низкое положение некоторых стран в рейтинге Transparency International, во многих из них вы даже не столкнетесь с проявлениями коррупции на дорогах. А в США (29 место) и вовсе вас могут арестовать за провокацию коррупции, то есть за предложение об оплате штрафа на месте.
Рассмотрев модели самых некоррумпированных стран мира, на наш взгляд России больше всего подходит модель Швеции, где люди доверяют журналистам, а правоохранительные органы, узнав о коррупционном скандале в СМИ, приступают к собственному расследованию. Где люди предпочитают делиться информацией чаще с журналистами, чем с полицией, которая, кстати говоря, вполне нормально работает.
Подводя итог, хотелось бы сказать, что в зарубежных странах как бизнесмены, так и работники государственного сектора больше боятся СМИ нежели правоохранительные органы. СМИ помогают государственным учреждениям осуществлять финансовый контроль, в том числе и контроль за соблюдением антикоррупционного законодательства. Засветившись на первой полосе в коррупционной истории, бизнес может потерять репутацию, что будет стоить ему гораздо дороже, чем штраф в государственную казну.
Одним из важнейших способов предупреждения и минимизации последствий коррупции является эффективно организованный государственный финансовый контроль. Именно поэтому нам необходимо совершенствовать систему финансового контроля учитывая опыт развитых зарубежных стран. В первую очередь таких как Дания, Новая Зеландия, Финляндия, Сингапур и Швеция.
Таким образом, на сегодняшний день одна из важнейших задач государства – создание надежного государственного финансового контроля как инструмента противодействия коррупции. А также обеспечение общественной поддержки как начала общественного контроля.
Естественно, наивно полагать, что мы сможем быстро и безболезненно перейти, например, к шведской модели антикоррупционной борьбы. Однако, если произойдет сдвиг в сознании людей, менталитете, со временем изменится и сама система.
Список литературы
Финансовый контроль: учебное пособие / Г.Ю. Царегородцева ; М-во обр. и науки РФ, Вологодский государственный университет. – Вологда : ВоГУ, 2016. – 110 с.
А. Манукян, Т. Хаджиев. Антикоррупционная стратегия Сингапура: ориентация на результат // Трибуна молодого ученого. 2013. №1 (26).; URL: http://ehd.mgimo.ru/IORManagerMgimo/file?id=2B7F867E-CD39-4B6F-1DD1-00CD1CA09C5B
Вступительное слово на заседании Совета по противодействию коррупции // Президент России. 2008. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/1566.
Как в Швеции борются с коррупцией // Russian Media House. 2019. URL: https://ru.sweden.se/ljudi/provesti-chertu-kak-v-shvecii-boryutsya-s-korrupciej/#.
Россия в Индексе восприятия коррупции – 2020 // Transparency International. 2021. URL: https://transparency.org.ru/research/indeks-vospriyatiya-korruptsii/rossiya-v-indekse-vospriyatiya-korruptsii-2020-30-ballov-i-129-mesto.html.