Уголовная и ненормативная лексика в современной жизни. Профилактика такой лексики в образовательных учреждениях. - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Уголовная и ненормативная лексика в современной жизни. Профилактика такой лексики в образовательных учреждениях.

Баранова Д.А. 1, Арсенова А.Р. 2
1ТГПУ им. Л.Н.Толстого
2ТГПУ им .Л.Н. Толстого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Язык- это национальное достояние и богатство народа. Многие люди стремятся обогатить свою речь, читая художественную и научную литературу. Знакомясь с человеком, в первую очередь мы обращаем внимание на манеру его общения: культурно говорящий и правильно подбирающий слова индивидуум всегда будет привлекать больше, чем человек со скудным словарным запасом, использующий в своей речи много ненормативной лексики.

Однако данная манера общения со стремительной скоростью внедряется в речь молодежи, звучит с экранов и афишируется в печати. Некоторые слова давно и прочно вошли в обиходный язык и уже не воспринимаются как лексика, относящаяся к уголовному жаргону. Например, такие слова, как: «крутые», «прикольные», «алкаш», «клевые», «бабки», «мусор», «мент». Очевидно, они помогают лучше понять друг друга, упрощают диалог, сводя его к просторечию. Зачем говорить высокопарно, если можно придумать свои слова, незамысловатые и «грубые», дойдя до того, что перестанешь понимать творения классиков.

А для чего был придуман изначально и существует до сих пор уголовный жаргон?

В первую очередь он предназначен для зашифровки сообщений с тем, чтобы непосвящённый не мог понять или понять превратно о чем идёт речь, а также для того, чтобы хорошо разбираться в преступной иерархии, так как каждая каста (масть) имеет своё собственное название.

А что же относится к ненормативной лексике?

Например, излюбленный русским обществом мат. Идя по улице, мы спокойно можем услышать непристойные выражения, режущие слух, не только среди подростков, но и среди взрослого поколения. Использование мата засоряет речь человека, делая ее менее восприимчивой и приятной, но более «необразованной», «дикой» и «грязной». Слова, входящие в эту категорию, стали уже «паразитами», истощающими наш словарный запас, делая его скудным и неинтересным. Смотря на взрослых, дети разучились корректно строить предложения и свободной выражать свои мысли.

Государство пытается решить эту проблему в социальных сетях. 23 декабря 2020 года Госдума приняла в третьем чтении законопроект, согласно которому соцсети будут обязаны самостоятельно выявлять и блокировать незаконный контент, а именно мат. Он вступил в силу 1 февраля 2021 года. Однако запреты не решают серьезных внутренних проблем. Большинство людей признает, что нелитературные выражения унижают человека, но это же большинство тем не менее употребляет эти выражения.

Профилактика

Основными задачами в образовательной организации по формированию культуры речи и культуры общения обучающихся являются:

- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- формирование способности противостоять как негативным воздействиям социальной среды, так и факторам микросоциальной среды;

- развитие педагогической компетентности родителей (законных представителей) в целях содействия социализации обучающихся в семье.

Мы хотим призвать людей радеть за наш язык! Не только переживать за него, но и вносить свою лепту в его развитие и вместе с тем постоянство, сохранять и использовать красивые русские слова, чтобы они не «пылились» в книгах, а активно употреблялись в обыденной речи.

Литература:

1. Методические рекомендации по профилактике ненормативной лексики авторы-составители: Губанова Елена Александровна, Зубков Вадим Геннадьевич, методисты ГБОУ ГМЦ ДОгМ

2. Криминальная субкультура как криминологического явление Шемякина В.В.

3. Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодёжи. Криминальная субкультура.

Просмотров работы: 35