НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РФ. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РФ. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ

Емельянович В.А. 1
1ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в настоящее время налоги – являются одним из наиболее важных источников формирования бюджета государства, а также механизмом развития рыночных отношений. От бюджета государства во многом зависит не только благосостояние страны в целом, но и качество жизни каждого отдельного гражданина. По данным статистики доходы федерального бюджета в 2018 году составляли 19,455 трлн руб., в том числе 11,927 трлн руб. (61,3%) налоговых, тогда как неналоговых - 7,373 трлн. руб. (37,9%), безвозмездные поступления - 152,11 млрд руб. (0,8%) [1]. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка

Под налогом понимается: «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения…» [2]. Далее необходимо выделить функции налогообложения, которые реализуются в современных условиях:

- Фискальная функция, которая заключается в том, что взимаемы налоги – это источник государственных финансовых ресурсов, которые необходимы для дальнейшего перераспределения на нужды государства. Данная функция формирует бюджет страны. В рамках данной функции имеется своя проблема, которая заключается в том, что возможность и желание граждан уплачивать налоги напрямую зависит от их доходов. Также количество уплачиваемых налогов может снижаться в период социально – экономического кризиса, а также экономической нестабильности.

- Регулирующая функция, которая заключается в перераспределении собранных средств на дальнейшие нужды государства, актуальные сферы и отрасли народного хозяйства и деятельности.

- Социальная функция, которая имеет тесную связь с фискальной и регулирующей функцией, описанными выше. Полученные денежные средства в большей степени перераспределяются в пользу малоимущих слоев населения в виде различных выплат и оказываемой материальной помощи со стороны государства.

- Контрольная функция, которая заключается в создании базы для наблюдения и контроля в процессе образования и распределения доходов различных субъектов экономической системы. Но необходимо отметить, что данная функция не имеет связи с налоговым контролем, который осуществляется органами гос. контроля.

Только комплексная реализация всех выделенных функций позволяет гарантировать успешную налоговую политику, а также создать эффективный механизм влияния на экономику страны в целом [3].

Из вышесказанного можно отметить:

1. Налог можно считать экономической ценностью для государства и общества в целом. Налоги необходимы для поддержания жизнедеятельности и благосостояния общества.

2. Налог – это существенный элемент финансовой и экономической политики государства. Использую налог, в государстве возможно установление стимулирующих и дестимулирующих условий для различных отраслей бизнеса и предпринимательства.

Важным при анализе налоговой системы является определение влияния налогов на экономику страны, а именно распределение соотношения косвенных и прямых налогов. Прямые налоги взимаются непосредственно напрямую с дохода налогоплательщика, тем самым налогоплательщик ощущает эффект данных налогов как «недополученный доход». Косвенные налоги взимаются менее заметным способом, который представляет собой различные надбавки к ценам на товары, услуги и т.д. Основную массу косвенных налогов возлагают именно на потребителей посредством повышения цен. Многие исследователи подчеркивают эффективность именно прямых налогов, которая заключается в их прогрессивности. Именно посредством прямых налогов возможно добиться более справедливого распределения доходов и налогового бремени. Поэтому они обладают наименьшей тенденцией неблагоприятного размещение ресурсов внутри негосударственного сектора. Также важным преимуществом именно прямых налогов является их восприимчивость к росту и спаду в экономике страны.

Также в зависимости от того, кто взимает налог, и в какой бюджет он поступает, налоги можно разделить на: федеральные, региональные и местные налоги.

И так, налоговая система - это целостное экономическое явление, состоящее из отдельных частей, объединенных общими задачами, целями находящихся в определенной связи между собой. 

В настоящее время в современном мире наблюдается тенденция к упрощению налоговой системы и налогообложения. Данная тенденция очень актуальная, т.к. облегчает работу налоговых органов и налогового аппарата в целом.

Одним из ключевых недостатков современной налоговой системы является переориентация налогов на потребление и на косвенные налоги. Также изменение ведет к увеличению налоговой нагрузки по отношению к среднему и малому бизнесу, к тому же и по отношению к физическим лицам, в учете которых также идут индивидуальные предприниматели.

Еще одним явным недостатком налоговой системы является нестабильность налогового законодательства и противоречивость, запутанность нормативно – правовой базы, что влечет за собой постоянное внесение поправок в НК РФ, и как следствие данный недостаток предоставляет возможность недобросовестным налогоплательщикам манипулировать нормами НК РФ на свое усмотрение и в свою пользу. По данным Министерства финансов уход от уплаты налогов неформального сектора стоит бюджету примерно 3 трлн руб. в год, примерно 2 трлн. руб. из которых - это «недосборы» подоходного налога [1].

Немаловажным недостатком является слабый контроль за реализацией сборов налогов, что приводит к уклонению от уплаты налогов, и как следствие - уменьшению налоговых поступлений в бюджет государства, из-за чего, по

разным оценкам, бюджетная система РФ недосчитывается от 30 до 50 % налоговых платежей; [4].

Так, например, по данным Федеральной налоговой службы РФ, существует задолженность по выплате налогов, которая к концу 2016 и началу 2017 г. составила примерно 1031,7 млрд. руб. По сравнению с апрелем 2015 г. она увеличилась на 151,7 млрд.руб., в том числе по налогу на прибыль организаций - 13,2%, по региональным налогам и сборам, по акцизному налогу - 8,1%. [5].

Также важным недостатком современной налоговой системы РФ является ее недостаточное администрирование данной системы. В настоящее время налоговая система РФ остается очень неэкономичной и непродуктивной. Реализуется огромное количество трудоемких налоговых операций, в целом реализуется большое количество налогов, которые имеют свою методику расчета, все это в совокупности повышает трудоемкость налогового учета [6].

Одним из наиболее распространенных недостатков в современных социально - экономических условиях является уклонение предприятий от уплаты налогов, что подтверждает наличие несовершенства современной налоговой политики РФ. Причины уклонения от уплаты налогов могут быть различны: тяжесть налогового бремени, отсутствие или недостаточность знаний в области налогообложения, корыстный и злой умысел предпринимателей, нежелания соблюдать свои обязанности налогоплательщика, что очень часто ассоциируется с менталитетом российского населения. Из-за мошеннических схем бюджет теряет еще 1-2 трлн руб. в год. Здесь значительная часть уклонений от налогов приходится на махинации с НДС, его фиктивное возмещение из бюджета ориентировочно составляет 500 млрд. руб. в год [1].

Все перечисленные недостатки и трудности современной налоговой системы РФ актуализируют необходимость реализации различных направлений развития налоговой системы и повышения ее эффективности в современных условиях. Хотелось бы отметить, что совершенствование элементов налогов и сборов должно происходит в соответствии с изменениями, происходящими в социально- экономическом развитии страны Анализируя выделенные проблемы, можно определить пути и направления совершенствования налоговой системы РФ:

- сохранение конкурентоспособности системы налогообложения РФ по сравнению с налоговыми системами государств, которые ведут на мировой арене борьбу за привлечение инвестиций. Данное направление возможно реализовать через налоговое администрирование и создание наиболее комфортных процедур для добросовестных налогоплательщиков [7].

- необходимость совершенствования НДС. Данный налог является важнейшим и самым распространенным источником формирования бюджета в настоящее время, но необходимо принять такие меры, чтобы данный налог не становился слишком обременительным для налогоплательщиков. Стоит обратить особое внимание на данное направление совершенствования налоговой системы и учесть тот факт, что по информации Федеральной службы государственной статистики реальные располагаемые денежные доходы населения снижаются в течение последних лет: в 2014 году падение составило 0,7%, в 2015 году – 3,2%, в 2016 году – 5,9%, в январе-июле 2017 г. - 1,4%. Также особое внимание необходимо обратить на положение налогоплательщика в современной эпидемиологической ситуации [1].

- формирование необходимого качественного электронного документооборота между всеми участниками налогового администрирования. Но следует учесть, что качественное администрирование является дорогим и сложным процессов. Для правильного исчисления налогов необходимо постоянно формировать, анализировать и обрабатывать актуальную информацию в сфере налогообложения.

Налоговая концепция Российской Федерации обязана быть менее спутанной и сложной. Грядущие преобразование в системе налогообложения обязаны урегулировать имеющиеся нормы налогообложения. Подразумевается усовершенствование структуры налогов, налоговых организаций на всех уровнях. Это позволит улучшить, сделать более эффективным сбор налогов и деятельность налоговых органов.

Подводя итог, хочется отметить, что в настоящее время вносится огромное число предложений осуществлению развития, совершенствования налоговой системы РФ. В современных условиях существует важный отрицательный момент, который связан с нестабильностью налоговой политики в РФ. Главной проблемой налоговой политики является ее нестабильность и несовершенство налогового законодательства. Исходя из выделенных противоречий и путей развития налоговой системы РФ, можно сказать, что государство в настоящее время столкнулось с главным противоречием, это с одной стороны необходимость увеличения налоговых поступлений в бюджет государства, а с другой стороны необходимость уменьшения налогового бремени налогоплательщика. Необходимо определить дополнительные источники роста для налоговой системы. Одним из таких источников является рост налоговых поступлений за счет качественного и эффективного администрирования налогов. Особенности реформирования налоговой системы в РФ заключается в том, что налоги и налоговая система не смогут эффективно функционировать без действующего правового обеспечения. При этом речь идет не только о защите бюджетных интересов, но и об обеспечении конституционных прав и законных интересов каждого налогоплательщика. Также совершенствование налоговой системы РФ позволит наиболее рационально и эффективно распределять финансовые ресурсы страны.

Список используемой литературы:

1. Товченко, Р.Б. Радаев, К.Д. / Проблемы собираемости налогов на современном этапе развития российской федерации // Вестник Международного института рынка. - 2019 (2). – С. 107-112https://elibrary.ru/item.asp?id=41351031

2. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 23.11.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.12.2020)http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/fd3039f558e14477ce752eb9789b02a023fbc006/

3. Глущенко, Я. С. Сущность, функции и виды налогов / Я. С. Глущенко, М. С. Егорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11.4 (91.4). — С. 67-69. — URL: https://moluch.ru/archive/91/20102/ (дата обращения: 21.12.2020).

4. Мороз В. В. Налоговая система РФ на современном этапе ее развития // Бизнес в законе. – 2017. – №6. – С. 19-22.

5. Кондрова Е.И., Лунин И.А. В сборнике: Российская наука: актуальные исследования и разработки. Сборник научных статейV Всероссийской научно-практической конференции. В 2-х частях. Ответственные редакторы Г.Р. Хасаев, С.И. Ашмарина. 2018. С. 81-85.

6. Баташева, Ф. А. Проблемы современной налоговой системы РФ и предложения по ее совершенствованию / Ф. А. Баташева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 17 (97). — С. 436-438. — URL: https://moluch.ru/archive/97/21802/ (дата обращения: 21.12.2020).

7.Бакаева А.С., Трошина Т.С., Журавлева Д.С.В сборнике: НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: СОХРАНЯЯ ПРОШЛОЕ, СОЗДАЁМ БУДУЩЕЕ. сборник статей XVI Международной научно-практической конференции : в 2 ч.. 2018. С. 185-187. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35216575

Просмотров работы: 35