Роль мотивации в жизни человека. - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Роль мотивации в жизни человека.

Чумакова Ю.А. 1, Родина В.В. 1
1ТГПУ имени Толстого 4 корпус
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Краткий экскурс в историю изучения и развития мотивации:

 

Впервые слово «мотивация» упоминается в статье А. Шопенгауэра «Четыре принципа достаточной причины» (1900). С тех пор данный термин прочно вошел в психологический обиход для обоснования того или иного поведения человека и животных. 
В 20-е и последующие годы двадцатого столетия в западной психологии появляются теории мотивации, которые относятся исключительно к человеку (К. Левин, 1926; Г. Олпорт, 1937, и др.). В теориях, наряду с органическими, выделяются вторичные (психогенные) потребности, возникающие в результате обучения и воспитания (Г. Мюррей, 1938). К ним относятся различные потребности: в достижении успеха, в аффиляции и агрессии, в независимости и противодействии, в уважении и защите, в доминировании и привлечении внимания, в избегании неудач и вредных воздействий и т.д. 
Свою классификацию потребностей человека дал и А. Маслоу (1954). 
В своей работе «Мотивация и личность» (1954) Маслоу выдвинул гипотезу, что все потребности человека заложены с рождения, под руководством инстинктов, и что они организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования. Эта работа была продолжена другими учеными.
Ступени (снизу вверх): 
1. Физиологические (первичные потребности человека)

2. Безопасность 
3. Любовь/Принадлежность к чему-либо (жажда теплых, дружеских отношений, необходимость социальной группы и принятия в ней, семьи).
4. Уважение (устойчивая и высокая оценке собственных достоинств, уважение окружающих людей).

5. Познание 
6. Эстетические 
7. Самоактуализация  (соответствие собственной природе). 
Причем последние три уровня: «познание», «эстетические» и «самоактуализация» в общем случае называют «Потребностью в самовыражении» (Потребность в личностном росте) .
Потребности одного типа должны быть удовлетворены полностью прежде, чем другая потребность, более высокого уровня, проявится и станет действующей. Должна быть соблюдена определенная структура, последовательность. Иначе произойдет некий сбой, в результате которого человек будет чувствовать неудовлетворенность в тех или иных сферах деятельности.
Теория А.Маслоу достаточно хорошо сочетается с теорией мотивационного комплекса, которая анологично предполагает наличие пяти групп потребностей. Однако эти потребности между собой связаны циклическими, а не иерархическими связями по типу 5-элементной схемы в китайской философии. Данные потребности требуют первостепенного удовлетворения, а движение потребностей идет снизу вверх. Альдерфер, в отличие от Маслоу, считает, что движение потребностей модет быть как снизу вверх, так и сверху вниз. Движение вверх по уровням он назвал процессом удовлетворения потребностей, а движение вниз явлением фрустрации, т.е. процессом поражения в стремлении удовлетворить потребность. 
Из вышесказанного можно сделать вывод, что проблема изучения такого психологического явления как мотивация до сих пор актуально. Причем все больше мнений сходятся на том, что каждый человек способен обнаружить мотивацию в том, что он делает, то есть когда он занимается любимым делом или при удовлетворении предельно важных потребностей.

Что такое мотивация:

Мотива́ция (от lat. «movere») — побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

Процесс мотивации в организме человека:

Как и все процессы в мозгу, мотивация – это комплексный процесс. Он основывается на действии нейромедиаторов - биологически активных химических веществ, которые осуществляют передачу электрического импульса от нейрона к нейрону и от нейронов к мышечной ткани. Таким образом, для появления мотивации нейромедиаторами оказывается на мозг пробуждающее действие, понуждая его создать желание, оценить вознаграждение, сфокусировать внимание, обратиться к навыкам или памяти и произвести другие действия, необходимые для того, что секунды спустя превратится в действие, станет поступком. 
Основное действие выполняет допамин, известный как «гормон удовольствия». Он вырабатывается в тканях организма в самых разных случаях и участвует в различных процессах, вызывая чувство радости и улучшение настроения. Интересно, что выброс допамина в организм происходит раньше, чем человек достигает своей цели. Таким образом и осуществляется мотивационное воздействие. Человек испытывает множество приятных и даже волнующих чувств. 
Допамин движется по лимбической системе - собрании различных мозговых структур, которое располагается под корой больших полушарий, в глубине черепной коробки, и отвечает за благоприятные с точки зрения эволюции базовые паттерны поведения, участвует в формировании эмоций и выполняет многие другие функции. 
Лимбическая система активно участвует в формировании эмоционального ответа организма на внешние и внутренние обстоятельства, а также эффектов, которые эмоции оказывают на тело. 
Кора мозга человека способна обрабатывать абстрактные понятия и цели, а также оценивать абстрактную награду, в том числе, в перспективе. Вероятно, именно этот факт и лежит в основе большинства мотивационных процессов.

В настоящее время существует следующая классификация феномена мотивации: 

1. Мотивация сводится к физиологическим механизмам. При этом анализируются различные потребности человека, драйвы и необходимые условия для их возникновения.

2. При феноменологическом подходе мотивационные образования (мотивы, потребности) рассматриваются как осознанные побуждения. Подход редуцирует качественную специфику мотивации к целям, намерениям, волевым процессам. За счет нее организм побуждается к действиям. 

3. Одним из самых распространенных подходов является понимание мотивации как энергетической функции организма. Здесь мотивация играет роль в грамотном распределении энергии. Функция регуляции при этом отводится когнитивным переменным, информационным процессам и механизмам научения. 
4. Мотивацию трактуют как гипотетический промежуточный процесс, опосредующий стимульно - реактивные связи. 
5. Формалистические подходы к изучению мотивации сводят процессы мотивации к вероятному принятию решения среди ассортимента различных вариантов, а также к максимализации целевой функции. 
6. Атрибутивные подходы рассматривают мотивацию как процесс приписывания исходу действия наиболее соответствующего мотива из некоторого тезаруса мотивов, представляющих собой совокупность культурно-специфических причин стереотипов. 
7. Динамический подход рассматривает мотивацию как некоторую динамически - энергетическую тенденцию, которая, в результате, выступает силой силой многих факторов. 
8. Согласно принципу драйва-навыка, при объяснении детерминации во главу угла ставятся не процессы мотивации, а ассоциативные процессы научения.
9. Подход «ожидание х ценность» понимает мотивацию как динамическое или даже рациональное взвешивание ожиданий и ценностей с мотивом.

Кроме того, мотивация подразделяется на большое количество видов. Приведём самые распространенные и основные из них:

1.Внешняя (экстернальная) мотивация – это мотивация, которая не является связанной с содержанием какой-то деятельности; она обусловлена внешними для человека обстоятельствами. Вид обусловлен такими внешними факторами как вознаграждения и наказания.

2.Внутренняя (интроецированная) мотивация – это мотивация, связанная с содержанием деятельности, но не с внешними обстоятельствами (самореализация, личностный рост и развитие). Следующим уровнем внутренней мотивации является самомотивация, которая характеризуется наличием плана, четко поставленных целей, к которым стремится человек. Большое значение здесь имеют самоуважение, самооценка и психологическое равновесие.

3.Положительная мотивация – это мотивация, основанная на положительных стимулах. Она активизируется поведением, которое направлено на получение желаемых вознаграждений (как внешних, так и внутренних).

4.Отрицательная мотивация – это мотивация, основанная на отрицательных стимулах. Она может проявляться в поведении человека, направленном на избежание неприятных последствий для его жизнедеятельности (наказание).

5.Устойчивая мотивация – это мотивация, основанная на естественных потребностях человека. Их удовлетворение не требует особых усилий воли над собой.

6.Неустойчивая мотивация – это мотивация, которая требует постоянной внешней поддержки. Как правило, это необходимые усилия над собой для совершения каких-либо важных действий (устранение вредных привычек).

Как же мотивировать себя?

В нижеприведенном списке указан перечень подобранных нами способов правильной мотивации.

1. Цель должна быть конкретной, измеримой, достижимой, значимой, а также ограниченной во времени. Обязательно следует делить общую цель на небольшие задачи, для каждой из которых будет поставлен дедлайн. Может быть введено награждение.

2. Метод коллекционирования мотивирующих материалов. Они должны быть собраны в каком-то месте или носителе и доступны.

3.Метод личного сборника вдохновляющих цитат. Записывайте понравившиеся цитаты в отдельную тетрадку или в текстовый файл и обращайтесь к ним в трудную минуту.

4. Читайте и вдохновляйтесь историями чужих успехов. Этот способ подойдет в случае, если вас по-настоящему мотивируют эти личности, а не только вызывают глухое чувство зависти

5. Старайтесь сделать свои задачи максимально интересными. Даже выполняя рутинные и скучные задачи возможно обмануть наш мозг интересной формулировкой.

6. Подберите вдохновляющую музыку. Правильно подобранные композиции — это самый простой способ создать нужный настрой для выполнения задачи.

7. Создавайте интересный фон. Если вы занимаетесь «бездумным» физическим трудом (моете окна, ведете машину, сажаете картошку), придумайте себе параллельное развлечение. Это может также развить вашу многозадачность.

8. Планируйте мотивацию. Заранее составьте список наиболее эффективных для вас способов мотивации и заглядывайте в этот список по мере надобности.

9. Найдите свои ценности и «антиценности». Подумайте, что для вас является самым важным в жизни, к чему вы стремитесь и чего хотите избежать.

10.Всегда отвечайте на вопрос «Зачем?», прежде чем браться за какое-либо дело. Таким способом вы сможете выяснить ваши истинные желания и ценности.

Сила вышеперечисленных методов – спонтанность. Преграды мотивации: лень, самокопание, депрессия.

Явление мотивации сохраняется у человека на неопределенный промежуток времени. Мы выделили самые важные приёмы удержания ресурсного замотивированного состояния человека:

1.Никогда не ждать быстрых результатов. Наберитесь терпения и не делаете анализ выполненного раньше времени.

2. Не стоит хвалиться будущими успехами. В первую очередь стоит добиться задуманного.

3. Подходите к увеличению нагрузки грамотно.

4. Отслеживайте прогресс и фиксируйте ваши достижения.

5. Создавайте благоприятную информационную среду. Регулярно читайте книги и статьи по своей теме, смотрите видеоролики и слушайте подкасты, найдите и поддерживайте контакт с единомышленниками

6. Не теряйте связь со своими целями и ценностями. Никогда не забывайте, ради чего вы вообще выполняете ту или иную задачу. В этом случае в каждой своей задаче вы будете видеть нечто большее, чем просто усилия. Это будет инвестицией в ваше будущее.

7. Избегайте недосыпания и переутомления. Пожалуй, это самый главный пункт. Данные состояния крайне опасны, так как не только наносят вред нашему здоровью, но и резко снижают нашу способность к самодисциплине и самомотивации.

Вывод:

Благодаря мотивации в жизни человека, он способен достичь многого. Это неотъемлемый компонент жизни людей, сподвигающий на свершения и улучшение своей жизни. Мотивация служим верным помощником, когда человек желает чего-то достичь, невзирая на преграды, которые есть на любом пути. Стимулятором мотивации также является негативное представление других люде о способностях человека. Все могут утверждать, то человек ничего не способен достичь и добиться. В случае если ему удается опровергнуть мнение остальных людей, он получает огромное удовольствие.

Совершая маленькие шаги к своей мечте, человек осознает свои возможности. Это и мотивирует достигать большего и преодолевать непосильное другим.

В этом и главная цель мотивации для каждого.

Список литературы:

История возникновения мотивации- https://studbooks.net/1488803/menedzhment/teoreticheskie_osnovy_motivatsii

Эксперимент нейробиологов- https://hightech.plus/2019/09/30/neirobiologi-viyasnili-kak-poyavlyaetsya-motivaciya

Мотивация- https://ru.wikipedia.org/wiki/Мотивация

Классификация мотивации- https://studbooks.net/1488803/menedzhment/teoreticheskie_osnovy_motivatsii

Виды мотивации- https://4brain.ru/psy/psihologija-motivacii.php#2

Как сохранить мотивацию и как правильно себя мотивировать-https://time-blog.ru/kak-sebya-motivirovat/#С_чего_начать

Что мешает мотивации-https://iklife.ru/samorazvitie/kak-motivirovat-sebya-gde-najti-motivaciyu.html#Подводные_камни_мешающие_замотивировать_себя

Как мозг мотивирует нас к действию- https://theoryandpractice.ru/posts/11680-motivate-me

Просмотров работы: 1437