Зависимости у студентов: причины, последствия и способы профилактики. - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Зависимости у студентов: причины, последствия и способы профилактики.

Есипенко А.Д. 1, Скворцова Д.Д. 1
1ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 1 курс
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Научно-технический прогресс позволил перейти от ручного труда к механизированному, что значительно упростило человеческую жизнь. В XXI веке жизнь современного человека стала наполняться всевозможными мобильными устройствами, которые помогли выйти коммуникации на новый уровень. Появление новых гаджетов спровоцировало появление новых зависимостей. Наиболее опасной из них стала зависимость от социальных сетей.

Социальные сети прочно вошли в нашу жизнь и почти заменили живое общение. Многочисленные исследования говорят о том, что этим явлением охвачено более 75% всех пользователей Интернета. Многие студенты просто не представляют жизнь без интернета. Причины этой зависимости максимально просты. Социальные сети приносят студенту мнимое ощущение радости, ведь там он может найти единомышленников, новых друзей, забыть про свои проблемы, отдохнуть от реального мира и создать свой идеальный мир. Со временем у личности появляется психологическая зависимости от социальных сетей, то есть своего рода заболевании. Прежде всего, они начинают всё больше и больше проводить времени в интернете, а потом и вовсе превращаются в интернет зомби. Студенты получают удовольствие от общения в виртуальном мире, но потом перестают замечать, как резко ухудшается настроение при невозможности зайти в социальную сеть. Многие не только дома, но и в учебное время и даже при общении в жизни с друзьями заняты просмотром сообщений. Это отрицательно влияет на процесс обучения и значительно снижает его.

По мнению психологов, в основе зависимости от социальных сетей лежит низкая самооценка, неуверенность в себе, даже некоторое отрицание себя. Ведь там тебя никто не видит, а фотографию можно поместить самую, на взгляд человека, удачную, или вовсе спрятаться за так называемой аватаркой. А за счет лайков и комментариев у людей повышается "виртуальная" самооценка. Постоянное присутствие в социальных сетях повышают у них уровень допамина – почти аналога адреналина. Общение в чатах, вся характерная для социальной сети атрибутика вызывает возбуждение, прилив энергии и выброс эндорфина, после чего студенту хочется раз за разом испытывать подобное состояние, и испытывать его как можно чаще. Теперь Интернет и социальные сети для него - это средство для получения удовольствия и эмоциональной разгрузки.
Человек начинает терять связь с реальным миром. Недостаток живого общения негативно сказывается на состоянии здоровья, ухудшает работу иммунной системы, нарушает гормональный баланс внутри организм, нарушается процесс мышления, повышается уровень тревожности и нервозности, появляется социофобия и страх перед живым общением. Все это провоцирует развитие серьезных заболеваний.
Важно понимать, что эта зависимость формируется на гормональном уровне, и пока человек не захочет сам её побороть, ничего не получится. Зависимость от смартфона лечится не столько медикаментозным путём, сколько строгим соблюдением некоторых ограничений:
1) Перестаньте использовать гаджет перед сном.

2)Оставляйте телефон дома во время прогулки.

3)Замените виртуальное общения на живое.

4)Отключайте уведомления на телефоне, так как это позволит полностью сконцентрироваться на работе.

5) Заходите в социальные сети в определённое время, тогда вырабатывается расписание, и посещение перестаёт быть хаотичным.

Помните, что нельзя избавляться от присутствия в социальных сетях сразу, нужно постепенно сокращать время пребывания там, а иначе вы можете сорваться.
Эти своевременные ограничения помогут вам вернуть связь с реальной жизнью и победить цифровую зависимость.
Не стоит упускать из вида и другие виды зависимостей, которые актуальные сейчас до сих пор.
Многие не могут разграничить алкоголизм со злоупотреблением алкоголя. Молодые люди переходят черту разового употребления и их развлечение заходит слишком далеко, так как именно эта возрастная группа наиболее склонна к влиянию алкоголя на незрелый и не сформировавшийся организм. Причины могут быть самые разные. Во-первых, физиологический фактор, например, наследственная предрасположенность к алкоголю. Во вторых, социальный фактор: распространëнной причиной является круг общения человека и его влияние. Часто студенты злоупотребляют алкоголем для того, чтобы влиться в коллектив или же чтобы не быть белой вороной. Противоположной причиной является одиночество. Студент который не смог наладить отношения с одногруппниками не находит другого выхода, кроме принятия спиртных напитков. В третьих, психологический: различные провокации. Не редко молодёжь поддаётся таким провокациям, как "взять на понт", они считают себя смелыми и крутыми, когда поддаются влиянию авторитетных для них людей. Все эти причины развивают в будущем такое заболевание как алкоголизм, которое имеет серьёзные последствия: разрешение неравных клеток, цирроз, алкогольный гепатит, гастрит, язва, рак, отравление продуктов обмена, снижение половых функций и многие другие.
Также огромное количество студентов с никотиновой или наркотической зависимостью. Никотин, как и другие наркотики, вызывает зависимость путем действия на дофаминовые структуры головного мозга, в результате чего закрепляется восприятие «позитивного» эффекта, и формируется желание этот эффект повторять. Дофамин - вещество, участвующее в формировании мотивации поведения, т.е. того, что человек будет делать и как он будет себя вести. Причины схожи с появлением алкоголизма у молодёжи, но и есть и особенности.
Так, привычка к табакокурению возникает в результате взаимодействия биологических и социальных факторов, т.е. биологическими факторами подразумевается индивидуальная реакция на поступление никотина в организм. К числу социальных факторов возникновения никотиновой и наркотической зависимости относится курение родителей, употребление спиртных напитков, неблагополучная семья, проблемы в семейных отношениях, постоянное наличие карманных денег и мнение сверстников, недостаточная степень готовности к учёбе, трудности усвоения учебной программы, стрессы и педагогическая запущенность.

Последствия не менее пагубные от алкоголизма. Общие: депрессия, неудовлетворённость, раздражимость, нарушение сна, вспыльчивость, слабая концентрация внимания, головные боли и повышенный аппетит.
Наркомания наиболее серьёзная проблема и влечёт за собой тяжёлые последствия: возросшая в 7-11 раз смертность; кражи и преступления; увеличение суицидальных попыток в десятки раз; риск обретания большого количества заболеваний, например СПИДа.
Каждый человек должен понимать, что невозможно решить какую-либо проблему прибегая к курению, спиртным напиткам, наркотическим веществам, компьютерным играм или социальным сетям, поскольку это не решит её, а приведёт к множеству новых. Иллюзия «счастливых» и беззаботных дней рухнет и останется огромное количество последствий, которые тяжело или невозможно предотвратить.
Список литературы:
1. Г.В. Старшенбаум «Аддиктология. Психология и психотерапия зависимостей» .
2. С. В. Березин, К. С. Лисецкий «Психология ранней наркомании».
3. Торенс Т. Горски и Мерлин Миллер «Остаться трезвым. Руководство по предотвращению срывов».
4. Краснова С.В. «Как справиться с компьютерной зависимостью».
5.
https://scienceforum.ru/2018/article/2018004030

Просмотров работы: 193