Согласно проведенным исследованиям, проблема руководства лидерства - это две равнозначные проблемы, связанные с социальной психологией. Также эти качества относятся к проблеме объединения групповой деятельности, и в психологии описывается конкретный человек этого объединения.
Цель данной работы – это разобрать, какие существуют проблемы руководства и лидерства, как в самой организации, так и как качество человека – либо приобретенное либо развитое.
Для достижения цели данной работы необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть проблемы руководства и лидерства.
Изучить формы распределения власти.
Итак, начнем с того, что проблемы лидерства и руководства еще недостаточно исследованы на данный момент, хотя проблемы стоят достаточно остро, и поэтому большое значение имеет изучение феномена лидерства и, как следствие, обеспечение эффективного руководства [1].
Ключевая фигура в команде – это обычный руководитель. Многое зависит от того, как руководитель ведет себя с людьми, как и во что он вмешивается или не вмешивается, что он делает для своих подчиненных. Именно по этим причинам и тому, что личность лидера, руководитель всегда вызывает у людей повышенный интерес, ученые, особенно психологи и социологи уделяют особое внимание этим вопросам.
Лидер - это человек в организации, в группе или в команде, который пользуется признанным авторитетом, имеет влияние на группу людей и он осуществляет управленческие действия.
Руководитель – это лицо, на которое возложены служебные функции по управлению группой лиц и организации ее деятельности.
Понятия лидера и руководителя схожи, но между ними есть различия, и каждого из этих качеств имеет как преимущества, так и недостатки. Кроме того, эти понятия присущи как самому человеку, его характеру, его личности, так и самой организации.
Лидер – управляет небольшой группой людей, где он является лидером.
Руководитель – управляет большой группой людей, он управляет более широкой социальной системой.
В социальной психологии специфика понятий лидерства отчетливо видна при анализе и сравнении двух качеств - "лидерства" и "руководства".
Это дополнительные различия между руководством и лидерством, но есть и общие черты:
Лидерство и руководство – это средства координации отношений членов социальной группы.
Лидерство и руководство – это оба явления, реализующие процессы социального влияния в коллективе.
Руководство, как и лидерство, характеризуется определенной субординацией отношений. В руководстве отношения четко определены и закреплены должностными инструкциями, а в лидерстве отношения никак не очерчены.
Нередко лидерство превращается в руководство, а руководство часто становится лидерством [2].
Таблица 1 – Матрица базовых стратегий
Руководство |
Лидерство |
Осуществляется регуляция официальных отношений группы как некоторой социальной организации |
1. Осуществляется регуляция межличностных отношений в группе |
Связано со всей системой общественных отношений и является элементом макросреды |
2. Является элементом макросреды (так же, как сама малая группа) |
Целенаправленный процесс, осуществляемый под контролем различных элементов социальной структуры |
3. Возникает стихийно |
Явление более стабильное |
4. Явление менее стабильное и зависит в большей степени от настроения группы |
Более определенная система различных санкций |
5. Менее определенная система различных санкций |
Процесс принятия решений значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно связанных с данной группой |
6.Решения принимают непосредственно по групповой деятельности |
Сфера действий руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе |
7. Сфера деятельности лидера — в основном малая группа |
Суть в том, что вопрос руководства и лидерства важен и актуален. Особое значение имеют проблемы форм распределения власти в организации и выбора стиля руководства, соответствующего ситуации и сферам деятельности организации [3].
Проблемы руководства и лидерства важны в условиях финансового кризиса, так как эффективным управлением должно быть устойчивость организации, и ее возможность конкурентоспособности.
Проблема руководства и лидерства - это проблема социальной психологии, оба эти качества относятся к проблеме интеграции групповой деятельности, а психологически описывают субъекта этой интеграции.
Рассматривая результаты проведенного исследования, актуальность изучения лидерства предопределяет современными подходами к лидерству, тем, что необходимо учитывать психологические и личностные особенности лидера и характера взаимоотношений, который во многом определяется, как способность лидера учитывать отношение подчиненного к нему.
Важность постановки проблемы лидерства определяется следующими факторами:
Недостаточная база исследования во многих областях лидерства;
Крайне низкий уровень профессионализма современных руководителей, что приводит к низкой эффективности деятельности организации.
Каждый руководитель должен уметь определять средства, с помощью которых он будет достигать поставленных целей, и методы контроля в достижении поставленных целей, а также уметь ставить перед собой задачи. И от того, насколько эффективно руководитель способен управлять мнением команды, зависит его успешное руководство.
Вывод: проблемы руководства и лидерства в современной организации в настоящее время стоят достаточно остро, и поэтому необходимо уделять большое внимание изучению аспектов руководства и лидерства [4].
В государственных учреждениях считается, что постановка целей и принятие ответственности – это дело политиков, а не государственных служащих. Лидерство на государственной службе – это логическое несоответствие демократии.
Конечно, руководитель может стать лидером, но только тогда, когда абсолютно все члены команды будут ему доверять и, несомненно, выполнять все его указания, а главное – делать это без лишних сомнений. Такие руководители добьются своих целей и будут успешны в своем бизнесе.
Проблемы лидерства:
Противостояние между руководителем и лидером, то есть между неформальными и формальными лидерами.
Качества лидера в реальной жизни не соответствуют теоретической базе.
Деструктивные лидеры, лидеры-противники групп.
Идентификация лидеров – людей с естественными или сформированными лидерскими качествами.
Понимание индивидуальных целей лидера с целями группы.
Сочетание формального и неформального лидерства в деятельности руководителя.
Разностороннее развитие лидера – целенаправленное изучение и формирование качеств и умений, которыми обладает лидер.
Так же хочется привести пример, что в современных крупных организациях, функционирующих в условиях динамичного окружения, существуют три типа управленцев, различающихся как по своей позиции, так и по функциям в организации (Таблица 2).
Таблица 2 – Сравнение линейных руководителей, функциональных специалистов и менеджеров в организации
Критерий сравнения |
Линейный руководитель |
Функциональный специалист |
Менеджер |
Объект управления |
Люди |
Деятельность |
Деятельность |
Характеристика деятельности |
Работа по правилам |
Работа по правилам |
Инновационная деятельность, поисковая |
Отношение к текущей деятельности организации |
Включен в текущую деятельность |
Включен в текущую деятельность |
Выключен из текущей деятельности, работает на перспективу |
Общая ориентация |
Ориентирован на достижение организационных целей непосредственно |
Ориентирован на достижение организационных целей опосредованно – через поддержание функционирования организации |
Ориентирован на развитие организации, то есть на оптимизацию функционирования для эффективного достижения организационных целей |
Итог, существует огромное количество проблем лидерства в организации, наличие которых, влияют на эффективность организации. Поэтому эти проблемы требуют решения [5].
Что же касается проблемы лидерства и руководства, также хочется отметить, что проблема лидерства и руководства, зависит как от организации, так и от самого человека. Эту проблему нельзя игнорировать, так как сразу будет она видна, у этой проблемы вид открытый. И если эту проблему не решить, то компания будет обречена.
Список использованной литературы
Агарков, А.П. Теория организации. Организация производства: Интегрированное: Учебное пособие для бакалавров / А.П. Агарков, Р.С. Голов, А.М. Голиков. - М.: Дашков и К, 2015. - 272 c
Бай, Т.В. Теория и методика организации питания в туристской индустрии / Т.В. Бай, О.В. Котлярова. - М.: Русайнс, 2015. - 320 c.
Балашов, А.П. Теория организации и организационное поведение: Учебное пособие / А.П. Балашов. - М.: Вузовский учебник, 2018. - 112 c.
Балашов, А.П. Теория организации: Учебное пособие / А.П. Балашов. - М.: Вузовский учебник, 2018. - 192 c.
Третьякова, Е.П. Теория организации (для бакалавров) / Е.П. Третьякова. - М.: КноРус, 2018. - 95 c.