МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СКОРОСТНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ 16-17 ЛЕТ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СКОРОСТНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ 16-17 ЛЕТ

Тукмачев К.А. 1, Парамонова Д.Б. 1
1Набережночелнинский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. В настоящее время подготовка лыжников-гонщиков является важной частью в построении спортивной тренировки. Рост спортивных результатов зависит от уровня развития выносливости.

Развитие выносливости в лыжном спорте связано с продолжительной циклической работой для повышения уровня развития аэробных и анаэробных возможностей организма [4]. При недостаточном развитии скоростной выносливости, нельзя добиться высокого уровня подготовки лыжников-гонщиков. В последнее время актуальными являются вопросы по развитию скоростной выносливости в циклических видах спорта. Особое внимание уделяется развитию скоростно-силовых качеств у лыжников-гонщиков 16-17 лет, потому, что в этом возрасте у юношей и девушек, происходят изменения во всех внутренних системах и органах и этот период считается самым благоприятным для занятий лыжным спортом. В связи с ростом спортивного мастерства и увеличения роста конкуренции к лыжникам-гонщикам предъявляют новые требования в системе подготовки.

Вопросы по организации средств и методов развития скоростной выносливости у лыжников-гонщиков недостаточно изучены [3, 6]. В источниках литературы представлены данные по тренировочным нагрузкам [8], циклах подготовки, соотношения тренировочных нагрузок и средств общей и специальной подготовки. Зимой выносливость развивается благодаря длительному передвижению на лыжах, а летом – в езде на велосипеде, на лыжероллерах, плавании, беге.

Актуальность исследования заключается в противоречии между требованиями спорта в достижении высоких результатов, высокой конкуренции, требований к поиску наиболее эффективных средств и методов спортивной подготовки и недостаточной разработанности методики развития скоростной выносливости у лыжников-гонщиков.

Цель исследования обосновать на практике методику развития скоростной выносливости и повысить ее уровень у лыжников-гонщиков 16-17 лет.

Объект исследования: тренировочный процесс лыжников-гонщиков.

Предмет исследования: методика развития скоростной выносливости у лыжников-гонщиков.

Проблема исследования состоит в поиске наиболее эффективных методов развития скоростной выносливости у лыжников-гонщиков 16-17 лет.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что разработанная методика позволит улучшить показатели скоростной выносливости у лыжников-гонщиков 16-17 лет.

Исходя из поставленной цели и гипотезы, решались следующие задачи:

1. Определить основы развития скоростной выносливости у лыжников-гонщиков 16-17 лет.

2. Определить наиболее эффективные методы и этапы развития скоростной выносливости у лыжников-гонщиков 16-17 лет.

Положительные результаты исследования позволят разнообразить учебно-тренировочный процесс лыжников-гонщиков.

Материал и методы исследования Исследование проводилось в МБУ "Спортивная школа олимпийского резерва имени олимпийского чемпиона Ф.П.Симашева" Заинского муниципального района.

В исследовании приняли участие две группы лыжников – гонщиков 16-17 лет. В программе подготовки лыжников-гонщиков экспериментальной группы применялась разработанная нами методика развития скоростной выносливости. Контрольная группа тренировалась по стандартной программе.

В тренировку экспериментальной группы включались имитационные упражнения с палками, бег со сложными условиями передвижения, развивающие скоростную выносливость. Для развития скоростной выносливости в тренировочные процессы включались отрезки на 400 – 800 м. Во время силовых тренировок применяли статическую нагрузку и выполняли более сложные упражнения на растяжку и координацию, больше работали на технику и силовые упражнения, проводили скоростно-силовые тренировки, постепенно увеличивая время занятий на лыжном тренажере до 15 минут. Обязательно выполняли упражнения на растяжку, используя медленные и скоростные лыжероллеры, скоростные роллеры для развития скоростной выносливости и быстроты, контролировали пульс.

В лыжном спорте особое значение имеет скоростная подготовка для повышения интенсивности тренировочного процесса за счет объемов скоростно-силовой работы [9]. Одной из основных задач подготовки лыжников-гонщиков является развитие скоростной выносливости [1].Скоростная выносливость развивалась на средних и длинных отрезках с ускорениями, при этом использовались отрезки с максимальной скоростью передвижения., и в зависимости от дистанции определялось соотношение объемов и нагрузок.

Для развития скоростных качеств у лыжников также применяли прыжки, многоскоки, прохождение различных дистанций, с определенной скоростью.

Результаты исследования и их обсуждение Исходный уровень показателей специальной выносливости общей физической подготовки у участников обеих групп примерно одинаковый. Методика подготовки в спортивной школе основана на ФГОС и является классической. Основные различия в тренировочном процессе групп заключались в том, что контрольная группа больше времени уделяла на имитационную подготовку, а экспериментальная группа – на специальные упражнения, т.е. на имитацию с палками и лыжероллерную подготовку. Средний показатель первого задания - бег на 1000 м - составили 4,00 минуты в контрольной группе, у лыжников-гонщиков экспериментальной группы 4,15 минуты. Результаты второго задания – бег на лыжах на дистанции 1 км – составили, в контрольной группе – 5,30 мин, в экспериментальной группе – 6,0 мин, а на дистанции 5 км результат времени в контрольной группе лучше на 2,00 минуты, чем в экспериментальной группе и составил 28,0 минут в контрольной группе и 30 минут в экспериментальной. После эксперимента сравнительный анализ показал, что результаты улучшились у обеих групп, однако прирост отличается. Средний показатель при выполнении первого задания - бег на 1000 м, составил: в контрольной группе – 3,50 мин, в экспериментальной группе – 3,30 мин. Результаты второго задания – бег на лыжах на дистанции 1 км – составил, в контрольной группе – 5,00 мин, в экспериментальной группе – 4,40 мин, а по итогам выполнения третьего задания – бег на лыжах на дистанции 5 км, результат времени в экспериментальной группе оказался лучше на 1,00 минуту, чем в контрольной группе.

Анализируя результаты второго и третьего заданий (бег на лыжах на 1 км и на 5 км), можно сделать вывод, что эффективность методики основанной на лыжероллерной и имитационной подготовке в экспериментальной группе лучше, чем в контрольной, что подтверждается улучшением результатов. Применение методики улучшило двигательные качества лыжников и привыкание организма к нагрузкам. Если сравнивать результаты до эксперимента и после, можно сделать вывод, что результаты в экспериментальной группе улучшились по сравнению с результатом в контрольной группе.

Заключение. В результате проведенного анализа и изучения источников литературы можно сделать ряд выводов.

1. Были изучены сведения, которые касались развития скоростной выносливости у лыжников-гонщиков 16-17 лет.

2. Рассмотрены методы и средства развития скоростной выносливости у лыжников-гонщиков.

3. Эксперимент показал эффективность влияния методики на развитие скоростной выносливости у лыжников-гонщиков 16-17 лет, что повлияло на уровень повышения результатов.

Разработанная нами методика, заключалась в необходимости развивать основные качества лыжника-гонщика, направленные на чередование силы и выносливости, что позволяло увеличить количественные и качественные показатели, а спортсменам сохранить энергию на весь сезон. Данная методика может быть использована в качестве средства, для возможности адаптации организма лыжников-гонщиков 16-17 лет к нагрузке, и повышению уровня тренировки. Занятия с лыжниками-гонщиками всегда связаны с высокими нагрузками, а эффективность тренировочного процесса во многом зависит от профессионального уровня тренера.

Список литературы

1. Андреева О.В. Программирование тренировочного процесса квалифицированных лыжников-гонщиков на основе комплексного контроля: автореф. дис. канд. пед. наук. – Челябинск, 2000. 20 с.

2. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка). – М.: Издательский центр Академия, 2013. 416 с.

3. Бутин И.М. Лыжный спорт: учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2012. 192 с..

4. Видякин М.В. Физкультура. Система лыжной подготовки детей и подростков: конспекты занятий. – Волгоград: Учитель, 2013. 171 с.

5. Волков Л.В.Теория и методика детского и юношеского спорта. – М.: Олимпийская литература, 2012. 295 с.

6. Дронина, О.А. Особенности специальной подготовки лыжников-гонщиков на летне-осеннем этапе подготовительного периода: Материалы конференций Института физической культуры, спорта и туризма Петрозаводского государственного университета. 2015. № 2. С. 106–111.

7. Жданкина Е. Ф.,  Добрынин И.М. Физическая культура. Лыжная подготовка: учебное пособие для вузов. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 125 с. 

8. Зациорский В. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания. – М.: Советский спорт, 2009. 199с.

9. Иорданская Ф.А., Юдинцева М.С.. Мониторинг здоровья и функциональная подготовленность высококвалифицированных спортсменов в процессе учебно-тренировочной работы,. – М.: Советский спорт, 2006. 183 с.

Просмотров работы: 27