ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На сегодняшний день Российская Федерация находится на сложном и противоречивом этапе своего развития. Проводимые экономические, политические и правовые реформы привели к кризису экономики, безработице, резкому падению жизненного уровня народа, его крайней поляризации и росту девиантного поведения. В обществе произошли изменения нравственного и правового сознания людей, сопряженные с переориентацией их в сторону асоциального образа жизни. В связи с этим проблема девиантного поведения требует особого внимания

В настоящее время, среди решаемых проблем социально-экономического оздоровления, важное место занимает создание принципиально новой модели государственной системы социальной профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних. Существовавшая прежде карательно-административная политика должна быть заменена на защитно-охранную, представленную комплексом мер адекватной медико-психологической, социально-психологической, социально правовой и социально-педагогической помощи и поддержки семье, детям и подросткам. Необходимость такой стратегии объясняется, прежде всего, теми крайне неблагоприятными тенденциями, которыми характеризуется динамика асоциальных проявлений в подростково-юношеской среде. Из-за отклонений от нормального поведения происходит разрушение спокойного уклада жизнедеятельности. Молодежь является самым активным психологическим субъектом и поэтому проявления социально неприемлемого поведения самым выразительным образом проявляется именно в них.

В тоже время в РФ с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением. По данным МВД РФ, ежегодно подростками совершается 150 тыс. преступлений на фоне роста числа тяжких и повторных преступлений, в т.ч. совершаемых группами несовершеннолетних.

Исследования, показывают, что почти в 90 % случаев несовершеннолетние правонарушители являлись социальными сиротами, воспитывающимися в семьях группы риска, ведущих аморальный и асоциальный образ жизни, в семьях, где родители жестоко обращались с ними, употребляли алкоголь и наркотики. Согласно статистическим данным открытого доступа, 40 % воспитанников учреждений внесемейного воспитания склонны к совершению преступлений, 40 % – уже совершили их, 10 % склонны к суициду и только 10 % имеют позитивную мотивацию на будущую жизнь [1].

Государство уделяет внимание этим проблемам: подписана Международная Конвенция о правах ребенка, принят новый Семейный кодекс, отвечающий общепринятым международным нормам. Приняты законы: «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, дополнения к Федеральному Закону «Об основах социального обслуживания населения РФ».

Несмотря на это, ведомственная разобщенность, а также отсутствие современных механизмов в управлении социальной сферы приводит к низкой эффективности использования этих средств. Отсутствуют структуры, которые бы отслеживали весь процесс реабилитации дезадаптированного подростка и отвечали бы за конечные результаты.

Определение девиантного поведения учёные формулируют по-разному. Так, в социологическом словаре даётся следующее определение: «Девиантное поведение – форма дезоргазизации поведения индивида в группе или категория лиц в обществе, обнаруживающая несоответствие сложившимся ожиданиям, моральным и правовым требованиям общества [2, с.28-29].

Большинство людей следует установленным в обществе социальным нормам. Благодаря им, в обществе доминирует предсказуемость и регулярность действий. Но случается и такое, что некоторые люди отказываются следовать общепринятым нормам и правилам. Следовательно, их действия – это отклоняющееся или девиантное поведение. Девиантное поведение— это поведение, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся норм в определённых сообществах в определённый период их развития. Негативное девиантное поведение приводит к применению обществом определённых формальных и неформальных санкций (изоляция, лечение, исправление или наказание нарушителя) [3].

Отклоняющимся называют поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм: корыстной ориентации (правонарушения и проступки, связанные со стремлением получить материальную, денежную, имущественную выгоду: хищения, кражи, спекуляции); агрессивной ориентации (действия, направленные против личности: оскорбление, хулиганство, побои, изнасилование, убийство); социально-пассивной ориентации (стремление ухода от активной общественной жизни, уклонение от своих обязанностей и долга, нежелание решать личные и социальные проблемы: уклонение от работы и учебы, бродяжничество, употребление алкоголя и наркотиков, токсических средств, самоубийства, суицид .

В отечественной литературе проблемами детей с девиантным поведением занимаются многие исследователи, такие как С.В.Дармодехин, П.Д.Павленок, Е.И.Холостова, которые отмечают, что «девиантное поведение, понятие социально-психологическое, это нарушения поведения, не обусловленные нервно-психическими заболеваниями». ). Исследованию структуры мотивов правонарушений у несовершеннолетних посвящены работы Н.А.Дремовой, Г.Л.Исуриной. При этом в литературе выделяют непатологические и патологические формы девиантного поведения. Исследователь В.В.Ковалев подчеркивает, что непатологические девиации - это нарушение поведения у психически здорового человека и говорить о девиантном поведении как о самостоятельном и психологическом явлении можно лишь при отсутствии органической психической патологии. Девиантное поведение, как правило, подразделяется на две группы:

Первая группа: поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, т.е. наличие у человека явной или скрытной психопатологии. Эту группу, во-первых, составляют лица, которых можно условно отнести к третьей группе характеров, т.е. астеников, шизоидов, эпилептоидов и других психически ненормальных людей. Во-вторых, к этой группе примыкают лица с акцентуированными характерами, которые тоже страдают психическими отклонениями, но в пределах нормы.

Вторая группа: поведение, отклоняющееся от морально-нравственных норм человеческого общежития и проявляющееся в различных формах социальной патологии - пьянстве, наркомании, проституции и пр. Подобный вид девиантного поведения выражается в форме проступков или преступлений. Если эти проступки незначительны и не приносят большого вреда общественным отношениям, то лица, совершившие их, подвергаются наказанию по нормам трудового или административного права. Правоохранительные органы в лице милиции и судебных органов применяют к девиантам меры принудительного характера (административный арест, штраф и пр.), а социальные и медицинские службы проводят с ними комплекс мер по социальной адаптации. Если же девиант совершает преступление, то такое деяние квалифицируется по нормам уголовного законодательства. В связи с этим преступность как вид девиантного поведения в основном изучается юриспруденцией, а аморальное поведение социологией, психологией, психиатрией и другими науками [5, с.78-81].

Изучение девиаций носит интегративный междисциплинарный характер, что обусловлено множеством научно-теоретических моделей и обоснований возникновения причин девиантного поведения. Самыми распространенными научно-теоретическими моделями, дающими обоснование причинам появления девиаций, являются биологическая, антропологическая, бихевиоральная, культурологическая и социологическая.

Биологическая модель возникновения девиантного поведения носит самый безапелляционный характер. Согласно ключевому представителю биологического направления в теории девиантности Ч. Ломброзо, основным детерминантом отклоняющегося и криминогенного поведения являются наследственно-биологические факторы и климатические условия окружающей среды [6].

Антропологическая теория во многом схожа с биологической. Например, американский врач У. Шелдон связывал риск возникновения девиантного поведения с физиологическими особенностями строения человеческого тела. Согласно его точке зрения, люди с мезоморфным строением тела, т.е. мускулистые, атлетически сложенные, имеют большую склонность к проявлению девиантности [7, с. 26-29].

Бихевиоральная теория одной из причин возникновения девиаций считает нарушения в процессе научения. В частности, одной из основных предпосылок усвоения агрессивных способов поведения и установок определяется наличие примеров агрессивного поведения в близком социальном окружении и в средствах массовой информации.

Согласно культурологическому подходу, причина появления девиаций базируется на социокультурном конфликте между фактически сложившимися в обществе нормами культуры и контркультурой.

Социологическая теория возникновения девиаций представлена многочисленными многофакторными обуславливающими моделями, основными среди которых являются теория аномии (Э. Дюркгейм), аномическая теория девиации (Р. Мертон) и теория дифференциальной ассоциации (Э.Г. Сазерленд) [8, с. 33-39].

По мнениюАлексеевой, причинами возникновения молодежных девиаций в условиях современного российского общества являются следующие:

1. В основе девиантного поведения лежит прежде всего социальное неравенство. Это находит выражение в низком, подчас нищенском уровне жизни большей части населения и особенно молодежи, в трудностях которые встают перед молодыми людьми при попытке самореализации и получения общественного признания, в ограничении социально приемлемых способов получения высокого заработка для молодых женщин и мужчин.

2. Морально-этический фактор выражается в низком морально-нравственном уровне общества, бездуховности, психологии вещизма и отчуждении личности. В условиях экономической жизни общества, когда все покупается и продается, торговля рабочей силой, способностями и даже телом становится рядовым событием. Морально-этическая деградация и падение нравов находят выражение в массовой алкоголизации и бродяжничестве, распространении наркомании и «продажной любви».

3. Окружающая среда, которая нейтрально или благосклонно относится к девиантному поведению. Молодые девианты - алкоголики, наркоманы, проститутки - в большинстве своем выходцы из неблагополучных семей. В такой среде имеется свое представление о нормах поведения, свои авторитеты и приоритеты [9, с.48-51].

Формы девиантного поведения весьма разнообразны [4]. К основным формам относятся: алкоголизм, наркомания, проституция, суицидальное поведение

Охарактеризуем основные формы проявления девиантного поведения.

Девиантное поведение зачастую имеет компенсаторный характер. Прежде всего это касается употребления алкоголя, благодаря которому подростки пытаются «восполнить» внимания со стороны окружающих. На фоне этого возникает пьянство и алкоголизм.

Между этими понятиями существуют различия. Алкоголизм характеризуется патологическим влечением к спиртному и последующей социально-нравственной деградацией личности. Пьянство - это неумеренное потребление алкоголя, которое наряду с угрозой здоровью личности нарушает ее социальную адаптацию.

В последние годы отмечается тенденция повышения уровня злоупотребления алкоголем. Особую тревогу вызывает тот факт, что этот рост происходит за счет подростков и молодежи.

Алкоголизации подростков способствуют следующие факторы: алкогольное окружение и связанные с ним устойчивые алкогольные традиции; характерологические особенности (неустойчивые и эпилептоидные типы акцентуаций и психопатий); свойственная возрасту склонность к подражанию и объединению со сверстниками, когда неформальная группа становится главным регулятором поведения. Встречаются также врожденные алкогольные синдромы, когда младенцы, испытывают физиологическую зависимость от алкоголя в результате употребления матерью спиртных напитков во время беременности.

Причины: любопытство (какое влияние окажет на меня алкоголь?) - для недопущения этого явления нужен систематический контроль родителей за поведением ребенка и разъяснение вреда алкоголя для человеческого организма, особенно детского; вхождение в молодежную группу, целью деятельности которой является добывание и системное распитие спиртных напитков, употребление наркотиков - в основном это подростки с низким уровнем психического развития, лишенные полезной коллективной деятельности и развлечений, неуверенные в себе, пассивные. Для отвлечения всех этих школьников от пагубного пристрастия к спиртному требуется вовлечение их в деятельность здорового коллектива сверстников, где бы они духовно развивались и самоутверждались [10, с.53].

По данным ВОЗ Россия занимает 1-е место в мире по подростковому алкоголизму. 40% российских подростков пьют алкоголь регулярно. Не пробовали спиртное только 4% учащихся старших классов [11].

Усиливается также с каждым годом ещё одна негативная девиация – наркомания. Наркомания – опаснейшее заболевание, унесшее множество жизней, в том числе молодых. Вред наркомании часто недооценивают, а ведь от зависимости одного человека страдают и другие – его дети, близкие, члены семьи, а иногда и посторонние люди. Опасны не только нестерильные шприцы и так называемая ломка, ведь наркотик может привести к летальному исходу еще до возникновения зависимости

Среди причин, по которым наркотики так легко прижились в России, безусловно, самыми вескими являются следующие:

- развал системы детских и молодежных организаций;

- резкое изменение социального статуса - расслоение в обществе;

- массированное влияние западной культуры и пропаганда западного стиля жизни (общество массового потребителя);

- ценностный кризис в обществе - потеря жизненных ценностей;

- ослабление семейных связей (в частных случаях) и т. д.

Под наркоманией понимают болезненные влечения, пристрастия к систематическому употреблению наркотиков, которые приводят к тяжелым нарушениям психических и физических функций [12, с.46].

По данным Главного управления по контролю за оборотом наркотиков МВД России, в России в 2020 году 6 млн. наркозависимых:

20% от общего их числа – школьники 9-13 лет;

60% — молодые люди 16-30 лет;

около 20% — старше 30 лет.

Наркоман, по мере развития болезни, деградирует как личность, т. к. рабская зависимость от наркотиков заставляет его совершать аморальные поступки [13].

Рассмотрим следующую негативную девиацию как проституция. Под проституцией понимается систематическая деятельность по оказанию сексуальных услуг за плату. Особенно опасно вовлечение в проституцию несовершеннолетних. Основной причиной проституции среди девочек и мальчиков подросткового возраста является их желание заработать, совмещенное со стремлением к «красивой жизни», далее следуют причины социального характера, невысокий уровень культуры, в том числе - сексуальной, распущенность и неблагополучие в семье.

Факторами, сдерживающими проституцию, могли бы быть повышение жизненного уровня населения, реализация программы полового воспитания, сглаживание социального неравенства. Общество должно воспитывать в женщине чувство женской гордости, давать отпор хамству, грубости, воровству, пьянству, защищать женщину от агрессии и насилия.

Рост проституции ведет к распространению СПИДа. По прогнозам ученых, через 10-15 лет эта эпидемия станет проблемой номер 1. В настоящее время в России созданы специализированные подразделения, которые ведут контроль проституции и порнографии в структуре управлений внутренних дел в каждом регионе. Однако административно-правовые и уголовно-правовые санкции за деятельность, связанную с проституцией, практически не применяются. Социальному работнику необходимо показать реальную негативную картину жизни людей, занимающихся проституцией, развеять миф об их «красивой жизни», ссылаясь на конкретные примеры, классическую литературу и кинематографию [14, с.18-30].

Стоит обратиться к последней форме проявления девиантного поведения – суициду.

Суицид - это намеренное лишение себя жизни или попытка к самоубийству. Суицид - вид деструктивного саморазрушающего поведения, к которому относятся пьянство, потребление наркотиков. Количество и уровень самоубийств возрастает в периоды экономического кризиса и безработицы.

Традиционно суицидальное поведение рассматривается как разновидность девиантного поведения. Однако по мере развития деви-антологии возникает все больше сомнений в том, являются ли «отклонения» отклонениями, не являются ли все испытанные временем формы человеческого поведения функциональными, адаптивными, а потому «нормальными» (закономерными). Очевидно нефункциональные, неадаптивные поведенческие формы элиминируются в процессе эволюции рода Homo sapiens. Девиантно ли суицидальное поведение? Да, суицид противоречит инстинкту самосохранения. Да, самоубийства уносят из жизни немало людей работоспособного возраста, нанося тем самым «вред» обществу. Да, добровольный уход из жизни причиняет горе родным и друзьям*. Да, принятые превентивные меры (психологические, педагогические, медицинские, социальные) могут спасти человека, уберечь его от рокового и нередко поспешного, необдуманного шага.

Думается, проблема эвтаназии может рассматриваться в нескольких плоскостях. Мне представляется безусловным право человека распоряжаться своей жизнью. Другое дело – имеет ли право врач оказывать просимую услугу по облегчению ухода из жизни. При всей дискуссионности этого вопроса нам кажется, что в принципе это допустимо. Бывают случаи, когда человек, страдающий тяжелой неизлечимой болезнью, причиняющей неустранимые физические и / или психические страдания, принимает вполне сознательное решение прекратить их единственно возможным путем, но у него нет возможностей реализовать свое намерение. Аналогичные ситуации возникают во фронтовых условиях (тяжелое ранение, невозможность выйти из окружения, реальная перспектива пыток и уничтожения в случае попадания в плен и т. п.). В подобных случаях эвтаназия выступает актом милосердия, а отнюдь не преступлением. Очевидно, должны быть выработаны (возможно, под эгидой Всемирной организации здравоохранения) единые международные правила, а также соответствующие им национальные нормы, предусматривающие условия и процедуру применения эвтаназии, гарантирующие от злоупотреблений (перечень ситуаций, допускающих эвтаназию; наличие явно выраженной воли лица, принявшего такое решение; заключение консилиума врачей и др) [15].

Весьма правильная точка зрения Холостовой Е.И и Кононовой Л.И о том, что эффективность всех профилактических мер может обеспечить только включение таких составляющих как:

- направленность на устранение источников дискомфорта в подростке и в среде его окружающей, создание условий для получения подростком нужного опыта решения всех возникающих у него проблем;

- обучение подростка тем навыкам, которые помогут ему достичь его целей и сохранить здоровье

- предупреждение тех проблем, которые могут возникнуть у подростка [16].

Назрела реальная необходимость осуществления межведомственного подхода к реабилитационному процессу, что обеспечит непрерывность в работе с детьми девиантного поведения с момента их обнаружения до полного и всестороннего восстановления (психосоматического, социального, правового, интеллектуального). Организация систематической социальной работы с ребенком и его окружением будет способствовать его возвращению в общество [17, с.48].

Таким образом, девиантное поведение является результатом сочетания широкого спектра различных факторов воздействующих на представителей современной молодежи, соответственно, данная проблема может быть решена путем интеграции сил различных специалистов на разных уровнях.

Список использованных источников

1.[Электронный ресурс]// https://rosstat.gov.ru/folder/13721 Дата обращения: 09.11.20

2. Вологиок Е.В. К проблеме развития направленности личности в условиях дисфункциональной семьи // Материалы Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов». – 2009. – №8. – С.28-29.

3. Громов И. А., Мацкевич И. А., Семёнов В. А. Западная социология. —СПб.: ООО «Издательство ДНК», 2003. - 532 с.

4. M.А. Малышева /Гендерные аспекты социальной трансформации. – М.: Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН, 2005. – 443с.

5. Иванников В.А. Задачи социальной службы помощи детям // Дети с девиантным поведением: психолого-педагогическая реабилитация и коррекиция. – 2005. – №5. – С.78-81

6. Ломброзо Ч. Человек преступный / Ч. Ломброзо. – М.:Алгоритм, 2018. – 352 с.

7. Мельникова М. И. Зарубежный опыт изучения проблемы девиантного поведения //INTERNATIONAL RESEARCH JOURNAL. – 2015. – С. 26-29

8. Ремеева А. Ф. Когнитивно-бихевиоральная терапия как средство оказания воздействия на агрессивное поведение подростков / А.Ф. Ремеева //Коченовские чтения «Психология и право в современной России»: сб.науч.тр. / отв. ред. В.В. Рубцов. – М.: МГППУ, 2010 – С. 33- 39

9. Алексеева Л.С. Социальная реабилитация подростков // Семья в России. М., – 1995. – № 2. – С. 48-51

10. Готлиб А.С., Запорожец О.Н., ХасаевТ.Ф //Социальная работа – 2004 – №8. – С. 53-56

11. Всемирная Организация Здравоохранения [Электронный ресурс]// https://www.who.int/ru Дата обращения: 10.11.20

12. П.Д. Павленок. Основы социальной работы:. - 2-е изд, - М.: ИНФРА-М, 2001. - 395 с.

13. МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ [Электронный ресурс]// https://xn--b1aew.xn--p1ai/Deljatelnost/statistics Дата обращения: 10.11.20

14. Анисимов Л.Н. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди молодежи. М., 1999. – 331с.

15. Гилинский Я., Афанасьев В. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения: Учеб. Пособие. СПб., – 2004 г. – С. 254

16. Холостова Е.И., Кононова Л.И. Теория социальной работы. – М.: ЮрайтИздат, – 2012. – 345 с.

17. Осипова О.С. Девиантное поведение: благо и зло // Социс. - 1998. - №9. – С. 48

Просмотров работы: 2137