ПАТОФИЗИОЛОГИЯ ЧУМА ПЛОТОЯДНЫХ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ПАТОФИЗИОЛОГИЯ ЧУМА ПЛОТОЯДНЫХ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Чума плотоядных (Pestis; болезнь Карре, инфекционная лихорадка) — это высококонтагиозная вирусная болезнь, проявляющаяся лихорадкой, воспалением слизистой оболочки глаз, дыхательного и пищеварительного тракта, пневмонией, экзантемой и поражением центральной нервной системы. Заболевают непривитые звери, а также иммунизированные неэффективной вакциной или с нарушением сроков вакцинации [4].

Этиология. Возбудитель болезни — вирус чумы плотоядных (ВЧП) из семейства Paramyxoviridae, рода Morbillivirus.

Для чумы плотоядных характерны в основном 2 способа заражения (проникновения возбудителя инфекции в организм): оральный и аэрогенный (респираторный). Заражение собак происходит при прямом или непрямом контакте с больными или переболевшими животными, через инфицированные объекты внешней среды (корма, вода, воздух, выделения больных животных и различные предметы ухода за ними).

Инкубационный период болезни составляет 3-7 дней, хотя в отдельных случаях может достигать 2-3 месяцев.

Патогенез. Попав в организм плотоядных через органы дыхания, вирус в 1-й день проникает только в мононуклеарные клетки лимфатических узлов и миндалин, на 2–3-й — в мононуклеарные лейкоциты. В течение первых 6 суток вирус репродуцируется в лимфоидной системе, после чего мононуклеары, перегруженные вирусом, уже встречаются по всему организму. Диссеминация вируса может происходить не только при помощи лейкоцитов, но и экстрацеллюлярно (посредством плазмы крови). На 10-й день высокие титры вируса обнаруживаются в легких, умеренные — в печени и мозге, низкие — в почках, мочевом пузыре, скелетной мускулатуре, надпочечниках, щитовидной и слюнных железах.

Репликация вируса в лимфоцитах и макрофагах приводит к иммунодепрессивному состоянию, которое возникает вследствие прямого цитолитического действия вируса, а также неспецифической активации Т-супрессоров. При условии слабого формирования специфических антител ВЧП внедряется во все эпителиальные клетки. В этот момент появляются симптомы поражения дыхательной, пищеварительной или нервной системы. Если антитела образуются интенсивно, то распространения вируса в организме не происходит или оно ограничивается эпидермисом и нейронами. До момента разрушения этих клеток вирус остается недосягаемым для антител.

Важно отметить, что гемато-энцефалический барьер остается проницаемым не только для эпизоотического, но и для вакцинного вируса. Концентрация антител в крови больных животных достигает пика на 9–12-й день и сохраняется на этом уровне 60–70 дней.

Велико влияние вируса чумы и на эритроциты зверей: вследствие его гемолитической активности уже к 13-му дню после заражения развивается гемолитическая анемия.

Чума плотоядных также может протекать одновременно с алеутской болезнью у норок, сальмонеллезом у лисиц и песцов. Смешанные и секундарные инфекции, а также глистные инвазии, стресс-факторы, нарушения в кормлении, содержании и разведении животных еще сильнее снижают иммунологическую резистентность макроорганизма, усиливают тяжесть патологических процессов и увеличивают летальность [2].

Существенную роль в патогенезе чумы собак играют возбудители секундарных и смешанных инфекций: сальмонеллы, эшерихии, пастереллы, токсоплазмы, кокки и др. Болезнь у собак может протекать одновременно с инфекционным гепатитом или парвовирусной инфекцией. Возбудители секундарных и смешанных инфекций, а также гельминтозы резко снижают иммунологическую резистентность макроорганизма, усиливают тяжесть патологических процессов и увеличивают летальность [1].

Клинические признаки. Инкубационный период у собак — 14–21 дн. (и более), у пушных зверей — 9–30, а иногда 90 дн.

Различают острое, подострое и хроническое течение; легочную, нервную, кишечную, кожную и смешанную формы болезни. Острое течение: повышение температуры тела до 41–42°С, потеря аппетита, коматозное состояние и гибель на 2–3-й дн. Заболевания. Подострое течение: сохранение лихорадки 1–2 дн. (иногда 1–2 нед.), затем она становится ремитирующей. У щенков 1–1,5-месячного возраста температура нормальная или незначительно повышена. Выражены депрессия, пугливость, мышечная дрожь, снижение аппетита, сухость носового зеркальца. Через 2–3 дн. Гнойные истечения из носа, кашель, чихание, сопящее дыхание, влажные хрипы в легких (легочная форма). При кишечной форме наряду с катаром дыхательных путей и конъюнктивитом — острое катаральное воспаление желудочно-кишечно го тракта, запор, рвота, упорный слизисто-кровавый понос. При кожной форме пустулезная сыпь на бедрах, ушных раковинах, около рта и носа, брюшной стенке, пузырьки лопаются, засыхают, образуя корочки. Часто чума протекает в нервной форме: смена угнетения возбуждением, судороги, крики, нарушение координации движений, выделение пены изо рта, периодически эпилептические припадки, парезы, параличи задних конечностей, сфинктеров мочевого пузыря и прямой кишки, лицевого нерва. Хроническое течение свойственно нервной форме: судороги, парезы, параличи, косоглазие, слепота, глухота, потеря обоняния, зарастание зрачка, атрофия глазного яблока остаются на долгое время. Болезнь при хроническом течении продолжается 2–28 дн., иногда несколько месяцев. Летальность — около 50%, при нервной форме — до 85%. Абортивно чума протекает 1–2 дн., сопровождается недомоганиями, а щенки норок в раннем возрасте погибают без симптомов. Клинические признаки чумы у животных разных видов несколько отличаются: у хорошо упитанных и развитых собак единственный признак — лихорадка, иногда наблюдают «твердую лапу» — болезненность, ороговение кожи ног; у песцов и лисиц нервная форма преобладает, а кожную форму не наблюдают; у лисиц катаральные явления выражены сильнее, чем у песцов; у норок доминирует кожная форма, наблюдают опухание лапок в виде боксерской перчатки; у хорьков выражены катаральные явления и дегидратация, летальность достигает 90% [2].

Диагноз. Диагноз чумы плотоядных устанавливают на основании эпизоотологических данных, клинических признаков, патологоанатомических изменений с последующим подтверждением лабораторными исследованиями.

Самым чувствительным и точным методом диагностики является биопроба на непривитых хорьках (тхорзофретках). Можно использовать и щенков собак, лисиц, песцов, но срок для получения результата в этом случае будет значительно больше.

С помощью реакции иммунофлюоресценции можно обнаружить вирусный антиген в мазках, отпечатках из конъюнктивальной слизи, крови, в срезах из тканей. Реакцию нейтрализации применяют для идентификации вируса в культуре клеток. Для выявления антител используют и иммуноферментный анализ, но он уступает РН при диагностике чумы на ранней стадии.

В настоящее время в клиниках г. Казани для диагностики чумы плотоядных стали применять современные молекулярно-генетические и иммунохимические методы исследования, такие как полимеразная цепная реакция (ПЦР) и иммунохроматографический анализ (одношаговый экспресс-тест VetExpert CDV Ag, производства BioNote Inc., Ю.Корея) [3].

Лечение. Для специфической (этиотропной) терапии боль-ных чумой животных используют гипериммунные сыворотки и глобулины. Для защиты клеток организма от инфицирования вирусом можно применять различные интерфероны — канивирекс, реоферон, миксоферон, кинорон и иммуностимуляторы (Т- и В-активин, достим, левамизол, гликопин и др.).

Для регуляции восстановительных процессов в желудочно-кишечном тракте рекомендуется применять пробиотики — лактобактерин, бифидумбактерин; антибиотики — в респираторном тракте: циклофлоксацин, цефалоспорины, отхаркивающие средства; расстройств ЦНС — кортикостероиды: дексаметазон, гидрокортизон, препараты барбитурата — пенстатин, контрикан и др. Эпилепсии и судороги подавляют седативными и противосудорожными препаратами — финлепсин, сибазон, родедорм и новокаиновыми блокадами. Параличи и парезы лечат стрихнином, прозерином, высокочастотной и магнитной терапией [1].

Лечение больных пушных зверей из-за низкой эффективно-сти и опасности рассеивания возбудителя не оправдано. Обычно больных убивают, по крайней мере в начале эпизоотии. Иногда больных зверей лечат в изоляторе с целью продления жизни до созревания волосяного покрова, после чего убивают. Из специфических средств в ранней стадии используют гипериммунную сыворотку, предназначенную для лечения собак. Одновременно или по отдельности применяют три группы лекарственных средств: антибактериальные (для подавления возбудителей секундарных инфекций), симптоматические (жаропонижающие, сердечные, слабительные, седативные) и стимулирующие (витамины группы В, кокарбоксилазу, алоэ и др.) [2].

Специфическая профилактика. Профилактическое 30-дневного карантинирование ввозимых животных, высокая ветеринарно-санитарная культура; охрана ферм от бродячих животных; постоянный ветнадзор за животными, принадлежащими обслуживающему персоналу; вакцинация их против чумы. Для специфической профилактики чумы плотоядных применяют живые сухие моновакцины из штаммов «Вакчум», «ЭПМ», «668- КФ»; используют также поливакцины отечественного и зарубежного производства: трех- и четырехвалентные (против чумы, вирусного энтерита, псевдомоноза, ботулизма). Разработан метод одновременной вакцинации собак против чумы и бешенства.

При возникновении заболевания на хозяйство накладывают карантин и проводят мероприятия согласно инструкции по борьбе с чумой плотоядных. Карантин снимают через 30 дн. После последнего случая выздоровления или гибели животных от чумы и проведения заключительной дезинфекции.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Масимов, Н. А. Инфекционные болезни собак и кошек : учебное пособие / Н. А. Масимов. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2017. — 128 с.

2. Масимов, Н. А. Инфекционные болезни пушных зверей : учебное пособие / Н. А. Масимов, Х. С. Горбатова, И. А. Калистратов. — Санкт-Петербург : Лань, 2013. — 128 с.

3. Сагдиев, Д. И. Инцидентность чумы плотоядных в г. Казани / Д. И. Сагдиев, Р. Х. Равилов // Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины им НЭ Баумана. – 2011. – № 206. – С. 190–194.

4. Эпизоотология с микробиологией : учебник / А. С. Алиев [и др.] ; под редакцией В. А. Кузьмина, А. В. Святковского. — 5-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2020. — 432 с.

Просмотров работы: 128