Социальный статус отличников в коллективе. Психология отличников. - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Социальный статус отличников в коллективе. Психология отличников.

Туманова А.Д. 1
1НФИ КемГУ


 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Отличник - учащийся, имеющий высшую оценку знаний, отметку «отлично» [1]; Зачастую отличник видит себя как человека, приносящего пользу обществу. С другой стороны, отличник может быть среди некоторых социальных групп (в первую очередь, среди своих одноклассников) объектом зависти, ненависти и злости, что для самого прилежного ученика может являться достаточно губительным на психологическом уровне. Данная проблема достаточно злободневна, так как отличники нередко бывают объектом большого недопонимания со стороны одноклассников, для которых учёба не всегда является самоцелью. Однако и сторона отличника в некоторых ситуациях межличностного взаимодействия с ребятами не всегда бывает правой и справедливой. Исходя из этого также нередко возникновение ссор между ребятами, которые могут перерасти в более серьёзные конфликты, что, действительно, могут быть губительными не только для отличника, но и для всей социальной группы, в которой отличник находится.
Стандартизированные программы российских школ и других учебных заведений направлены, в первую очередь, на индивидуальность обучающегося по этим программам ребенка в формировании основной компетенции: умении учиться [2]. У каждого ребёнка в течение всей учебно-практической деятельности возникают особые способности к различным предметам: один ребёнок успешен в гуманитарных науках больше, чем в технических, другой – совершенно наоборот. Одни ребята в коллективе – круглые отличники, другие – круглые троечники. Главное, иметь к детям хороший подход со стороны педагогов и родителей, не допускать предвзятого отношения к ним.

Это требование актуально в отношении педагогов и родителей.
Хотя детям тоже важно выработать в себе доброжелательное отношение к своим сверстникам, особенно к тем, кто выделяется посредством достижений в учёбе и жизни школы. Однако доброжелательное отношение к прилежному ученику не всегда стойко. Всё равно найдутся дети, которые позавидуют любым его успехам. В данном случае важна психологическая выдержка в жизни отличника. Чтобы была выдержка, нужна соответствующая психолого-педагогическая поддержка отличника. Ведь зачастую тем детям, которые стараются быть прилежными во всём и всегда, необходима поддержка, доброе слово, добрый жест преимущественно со стороны взрослых. Основная педагогическая цель заключается в том, что нужно понять психологическую природу отличника, чтобы разбираться во всех его психологических проблемах и нередких «вспышках» между одноклассниками в коллективе. Задача педагога – разрешить социальные и духовные проблемы отличника, сформировать в нём воспитанную, понимающую окружающих людей личность, избавить от страха перед неудачами.

Психологическая природа отличника.
По результатам различных психологических экспертиз в области изучения человека как индивида, индивидуальности, личности показано, что большое влияние на развитие индивидуальности и личности человека оказывает, в первую очередь, не только развитие его темперамента и характера, но и задатки как анатомо-физиологические особенности нервной системы. Задатки, спустя определенное количество времени, формируются в способности. Это более развитые задатки, способствующие успешному выполнению деятельности того или иного плана. Способности же, в свою очередь, позже вполне могут развиваться в одаренность как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности» [3].
Одаренность отличника раскрывает потенциал его личности. Одаренный отличник предстает перед педагогом человеком, который может решить любые задачи с высокой вероятностью успеха. Фактор высокой успешности отличника в силу его развитой одаренности вполне способен выделить отличника среди группы остальных обучающихся. Шансы, что такие дети достигнут успехов в ближайшем и отдаленном будущем очень высоки [4].
Педагогическая поддержка отличника.
В любом случае одаренному ребёнку необходима педагогическая поддержка, заключающаяся в тьюторском сопровождении педагога. Существуют различные подходы в педагогической деятельности по отношению одаренного отличника, которых учитель должен придерживаться:
- индивидуальный подход как осуществление процесса сопровождения ребёнка-отличника с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей, а также его темперамента, характера, способностей, склонностей, мотивов, интересов и т.д., в значительной степени влияющих на поведение отличника в различных ситуациях.
- интегративно-вариативный подход как работа по объединению усилий участников образовательного процесса различных социальных институтов, где реализуются целевые установки одаренного отличника, а также организовывается сплочение одаренного ребёнка с остальными ребятами из группы/класса/коллектива.
- рефлексивно-деятельностный подход как способность к стремлению осмыслить собственные действия путём самонаблюдения, самоанализа, критической самооценки. В данном случае педагог и одарённый ребёнок должны тщательно анализировать и оценивать свои действия в образовательном процессе.
- культурологический подход как максимальное стремление педагога развернуть творческий потенциал одарённого отличника через изучение культуры в «зоне ближайшего развития» [5].
Таким образом, педагогическое сопровождение одарённого отличника необходимо для его полноценного и безболезненного развития как в отношении к собственной деятельности и личности, так и в отношении к коллективу и его принятии.

Советы самому себе.
Однако самому отличнику также необходимо прикладывать усилия в работе со своими привычками и принципами, чтобы улучшить эффективность своей деятельности и коммуникативные способности в отношении своих сверстников. Приведем несколько полезных советов для жизненного благополучия отличника:
1. Оставаться всегда на высоте.Если тебе действительно нравится учиться на пятерки, быть везде первым, усердно работать, то никакие оскорбления, унижения и прочие козни со стороны сверстников тебя не остановят. Уверенные и стойкие люди всегда отталкивают негативных людей. Только твои успехи и твоя стойкость сделают тебя СИЛЬНЕЕ!
2.
Быть ближе к тем, кому ты интересен и кому ты нравишься. Перспектива данного совета такова, что человек ясно понимает, что в дальнейших взаимоотношениях с желчными людьми он далеко не продвинется. Комфортнее и легче общаться с людьми, которые тебе интересны и которым интересен ты сам, которые добры к тебе по-настоящему и которые дарят большую радость в общении.
3.
Обратиться за помощью. В более тяжелых случаях взаимоотношений с одноклассниками обратиться за помощью к учителям, родителям или психологу, чтобы разрядить конфликт, придти к более мирному его решению и самому успокоиться. Никогда не оставляй веру в помощь взрослых. Взрослые в любом случае придут на помощь.
4. Учись на пределе своих возможностей. Когда ты воображаешь себя «сверхчеловеком», который может успевать делать сотни дел за один присест, приходит много разочарований, обид, накатывающей злости, от этого сильно начинают истощаться физическое и ментальное здоровье.
5. Проанализировать смысл «идеальных вещей» и придти к выводу, что, на самом деле, ничего идеального в мире не бывает. Когда в чём-то присутствует определенная «изюминка», та самая «изюминка» делает тебя уникальным, а не похожим на робота.
6. Никогда не бойся того, что тебя недооценят, не похвалят, раскритикуют; никогда не бойся, что ты не станешь самым первым. Помни, жизнь – это зебра. Каждый человек обязательно столкнется с чем-то хорошим сегодня, а с чем-то плохим – завтра. И из тех, и из других вещей мы учимся чему-то.
7. Слушайся старших. Не груби учителям, если они делают тебе какое-либо замечание, не отвечай дерзко на советы родителей, желающих помочь тебе в учёбе; не ссорься с учителями, не оспаривай отметки, не игнорируй приглашения учителей на какие-либо школьные мероприятия и не отказывайся от дополнительных оценок.
Послушание взрослым поможет отличнику быть достойно почитаемым в обществе учителей и сверстников.
8. Помни, что статус отличника не сделает тебя самым особенным среди других учеников или студентов. Вокруг тебя есть ребята, которые тоже любят учиться и трудиться над уроками, как и ты сам: у кого-то получается лучше, у кого-то – не очень. Лишь милосердие, понимание и доброта к окружающим не сделает отличника высокомерным.
9. Не оставляй своих целей. Не сдавайся. Какими бы ни были обстоятельства, лучше не бросать то, что задумал делать. Поставленная цель может изменить твою жизнь.
10. Помни: не бывает взлётов без падений. Бывают такие моменты, когда удача может на какое-то время покинуть тебя. Если ты не будешь унывать и опускать руки, она в любой момент может вернуться.
11. Трудись, но давай больше времени отдыху. Работоспособность мозга (особенно в учёбе) будет улучшаться благодаря тому, что мы больше будем давать нашему мозгу отдыха. Важно отвлекаться на то, что не напрягает – это может быть всё, что угодно.
12. Оставайся всегда на позитиве. Позитив – это то, что продлевает жизнь и делает нас счастливыми всегда, несмотря на трудности и горести. Позитив так же, как и хороший отдых, улучшает работоспособность мозга и тела. Когда мы постоянно радуемся, мы бодры. Это положительно влияет на учёбу и преодоление целей.
Отличники – уникальные люди, всегда важно правильно их понять и в нужные минуты поддержать.
Список литературы:
1. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. — М.: Гос. ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940. (4 т.) / [Электронный ресурс]. Режим доступа - https://biblioclub.ru/?page=dict&dict_id=117 (дата обращения 17.02.21).
2. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» - Новосибирск: Норматика, 2019. – 144 с. - статья 11, п.1, с.19; статья 12, п.1, с.21.
3. Б.М. Теплов «Способности и одарённости» [Электронный ресурс]. Режим доступа – https://cde.osu.ru/courses2/course15/article_5.html (дата обращения 17.02.21).
4. Психология детской одаренности : учебник для вузов / А.И. Савенков – 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. – с.96 ; с. 143.
5. Тьюторское сопровождение одарённого ребёнка : учебное пособие для вузов / А.В. Золотарева, Е.Н. Лекомцева, А.Л. Пикина - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. – с.21-23.

Просмотров работы: 27