Выполнение творческих проектов на уроках технологии - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Выполнение творческих проектов на уроках технологии

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Самая важная трудовая деятельность детей – это учеба, и для того чтобы воспитать у учащихся творческие черты личности, нужно проводить на уроках творческие проекты. Повышение творческой активности во многом зависит от подготовки школьников к творческой деятельности.

Предметы творчества следует рассматривать не только как обучающие каким-то трудовым и конструктивно-художественным навыкам и знаниям, а как предметы, формирующие мышление, эмоциональную деятельность. Они связаны с природой, этикой, эстетикой, наукой, техникой и другими сферами деятельности, окружающими человека.

Подросток чувствует себя творцом. Он создает продукт своего творчества, который доставляет радость и ему, и взрослым. Школьник видит, как серьёзно оценивают его работу, и сам серьёзно относится к ней. Только тогда можно ожидать хороших результатов, когда процесс творчества учащихся имеет серьёзную организацию.

Творческая деятельность ученика не может выйти за пределы имеющихся у него знаний. Значит, эти знания он должен получить на уроке. Учитель обязан научить ученика навыкам и приёмам работы, которые были бы нужны ему для создания запроектированных изделий. Кроме того, творческий процесс не исключает знаний технологии выполнения изделий, правил безопасности труда. Здесь от меня требуются огромные усилия, такт, чтобы поддержать школьника, не допускать разочарования в своих силах.

Успешно развивать познавательную активность учащихся способствует метод проектов.

Метод проектов прочно закрепился в нашем сознании и наших мастерских. Проектная деятельность, с одной стороны, невозможна без наличия у школьников определённого уровня познавательной активности. С другой стороны, проектная деятельность является и эффективным педагогическим средством развития познавательной активности.

Все дети разные по своим способностям, интересам и потребностям. В связи, с чем возникает проблема: как наиболее эффективно организовать процесс обучения школьников? Решение данной проблемы считаю в использовании современных образовательных технологий, одной из которых является метод учебного проекта, который предполагает существенное повышение образовательного процесса и развитие творческой активности учащихся.

Цель работы – выявить эффективность проектного метода обучения на развитие творческой активности обучающихся. Для достижения этой цели были определены следующие задачи:

построение учебного занятия, позволяющего формировать и развивать творческую активность школьников;

формирование творческого климата среди учащихся;

предоставление педагогической помощи обучающимся в реализации их способностей, возможностей и раскрытии творческого начала;

создание на уроке эмоционально-доброжелательной атмосферы творчества;

создание ситуации успеха каждого ученика для проявления своей активности и своего творчества;

формирование устойчивого интереса к данной форме учения.

Творческий проект на уроках технологии – это учебно-трудовое задание, в результате которого создается продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной. В соответствии с требованиями социального и научно-технического прогресса, творческие проекты по изготовлению изделий, пользующихся спросом, требуют знаний и умений предпринимательской деятельности.

Это меняет не только содержание, но и методы обучения, вырабатывающие у обучающихся качества личности, которые позволяли бы адаптироваться к новым социально-экономическим условиям.

Так, при выполнении своего творческого проекта, учащиеся выполняют экономический расчет, в котором отражают финансовые затраты на изготовление изделия, затраты времени, возможность массового производства и т.д. Как правило, учебные проекты содержат в себе проблему, требующую решения, а значит, формируют одну или несколько задач. Это задача должна быть привлекательна своей формулировкой и должна стимулировать повышение мотивации к проектной деятельности. Используя проектный метод обучения, дети постигают всю технологию решения задач – от постановки вопроса до представления результата.

В образовательной области «Технология» использование метода проектов способствует формированию у школьников основ технологической грамотности, культуры труда, творческого подхода к решению поставленных задач, усвоение различных способов обработки материалов и информации.

Опираясь на опыт учеников, руководствуясь их познавательными интересами, учитывая его способности, уровень интеллектуального развития и творческий потенциал, можно помочь учащемуся наметить направление учебной работы в зоне его ближайшего развития (цели, объём, содержание) и путь его реализации.

Выполнение учащимися творческих проектов следует рассматривать не только как процесс, направленный на ознакомление учеников с разнообразным миром предметов и развитием их способностей, но и как один из эффективных способов трудового воспитания и политехнического образования.

Подростковая проектная деятельность – это такая деятельность, в основе которой лежит активизация творческой, познавательной и практической составляющих, в результате которой школьник производит продукт, обладающий субъективной (иногда объективной) новизной.

Проектная деятельность включает четыре основных этапа.

На первом этапе – подготовительном, на котором перед детьми ставится проблема - осознание нужд и потребностей во всех сферах деятельности человека. На этом этапе школьники должны осознать, уяснить, зачем и почему им надо выполнять проект, каково его значение в их жизни и жизни общества. Перед ними ставлю цель - получение в итоге деятельности полезного продукта, который может носить как социальный, так и личностный характер.

Самым сложным моментом является организация этой деятельности, а особенно – подготовительный этап. Поэтому я выделяю ведущие темы (разделы), которые будут вынесены на проектирование.

Перед выбором темы проекта предлагаются учащимся минимальное количество примерных тем. Также упор делается на то, чтобы учащиеся самостоятельно придумали тему, которая должна быть им интересна.

На втором этапе – конструкторском, дети разрабатывают конструкции, соответствующей технико-технологической документации. Завершающим элементом этого этапа является планирование технологии изготовления, где учащиеся осуществляют такие действия, как подбор инструментов и оборудования, определение последовательности технологических операций, выбор оптимальной технологии изготовления изделия. Средствами деятельности выступает личный опыт учащихся, опыт учителя, родителей, а также все рабочие инструменты и приспособления. Результатами деятельности учащихся является приобретение новых знаний, умений, графические документы. На протяжении этого этапа учащиеся производят самоконтроль и самооценку.

На данном этапе проекта очень важно научить ребенка творческому видению. Ведь, именно, это умение отличает человека – творца, человека – созидателя. Умение только тогда станет интересным, увлекательным, если оно озаряется ярким светом мысли, чувств, творчества, красоты, игры. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

Конструирование – один из разделов, используемый в процессе трудового обучения учащихся всех возрастных групп. Он связан с решением творческой задачи на конструирование или моделирование изделий труда. На передний план здесь выдвигается творческое применение знаний на практике.

Творческие задания частного характера (например, по увеличению или уменьшению размеров объекта, изменению (улучшению) изделия путем замены деталей, улучшению внешнего оформления готового объекта) способствует включению учащихся в творческий процесс, связанный с обоснованием идеи и конструктивной разработкой изготавливаемого изделия.

В данном случае можно предложить учащимся подойти к каждому пункту проекта творчески.

На третьем этапе – технологическом, во время которого учащиеся выполняют технологические операции, корректируют свою деятельность, производят самоконтроль и самооценку работы. Цель – качественное и правильное выполнение трудовых операций. Предмет деятельности – создаваемый материальный продукт, знания, умения и навыки. Средства – инструменты и оборудование, с которыми работает учащийся. Результат – приобретение знаний, умений и навыков.

В процессе работы над проектом также создаются проблемные ситуации.

Пример. Разметка изделия – очень ответственная операция. Она требует не только знаний, умений, но и творчества. На занятиях по разметке перед ребятами ставится проблема: самостоятельно разметить заготовку на заготовке с учетом направления волокон в древесине, экономии. При этом активность учащихся проявляется в выборе варианта и его объяснения. Данная работа позволяет детям самим находить пути выполнения задания, то есть решать проблему.

Если добиться того, чтобы детская душа проснулась, зазвучала, то есть научить ученика сопереживать, то его духовная жизнь станет более полной. Именно, тогда развивается нравственный и духовный аспект, а также творческий потенциал ученика, что немаловажно. И каждый раз вместе с детьми я радуюсь их маленькой победе на уроке: радостному озарению в глазах, задумчивому выражению лица, эмоциональному всплеску и новой идее.

Из многолетнего опыта замечаю, что учащиеся планируют не только спроектировать и изготовить какое-то изделие, но и любят заниматься декоративно-прикладным творчеством, а именно красочно оформить данное изделие выжиганием, резьбой или другими видами отделки, а также мастерить что-либо из подручных материалов.

Такое множество разнообразных и оригинальных способов творческой деятельности необычайно развивает фантазию, творческое воображение, эстетический вкус.

На данном этапе проекта одним из важнейших элементов методики преподавания – дать возможность ребенку самому открыть новый для него технологический прием. «Это открытие руками» носит прикладной характер. В случае затруднения я помогаю наводящими вопросами, но не раскрываю при этом способы выполнения до конца. Вариантов открытия может быть несколько и ребенок не должен быть скован определенным и единственным способом и приемом выполнения задания. Иногда он приходит к совершенно неожиданному и оригинальному решению. Это всячески поощряется, так как это и есть развитие его творческой активности.

Особое внимание уделяю выполнению практической работы, поощряю любую творческую инициативу, всячески поддерживаю даже самые слабые попытки творческого подхода к работе.

Во время практической работы над проектным изделием учащимся очень интересно придумывать свои неповторимые модели. Такое множество разнообразных и оригинальных способов творческой деятельности необычайно развивает фантазию, творческое воображение, эстетический вкус.

На четвёртом этапе – заключительном, происходит окончательный контроль, корректирование и испытание проекта. Учащиеся проводят экономические расчеты, экологические и мини маркетинговые исследования, анализируют проделанную ими работу, устанавливают, достигли ли они своей цели, каков результат их труда. В завершение всего обучаемые оформляют результаты проектных исследований, защищают свой проект перед одноклассниками.

Проект выполняется по определенному плану. Я предлагаю не только подойти к каждому пункту проекта творчески, но и проявить любую творческую фантазию при оформлении проекта, которые должны быть яркими и красочными.

Защита проекта проводится в виде обзорного выступления, а также выставки работ учащихся.

На таких уроках учителем решаются вопросы эстетико-познавательного воспитания, открываются широкие возможности для художественно-творческого развития учащихся, формируется у них эмоционально-нравственное отношение к миру, окружающей жизни, к людям, развивается ассоциативно-образное мышление. Именно, данные уроки, способны разбудить и воспитать душу ученика, сформировать в нем творческое начало.

Использование метода проектов может целенаправленно решать задачи индивидуально-ориентированного образования. Действенность этого метода обусловлена тем, что он позволяет детям выбрать деятельность по интересам, которая соответствует их способностям, и направлена на формирование у них знаний, умений и навыков. Выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм инновационной творческой деятельности, учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, получать и применять знания по различным отраслям, восполнять проблемы, приобретать опыт решения творческих задач.

При использовании данного метода существенно изменяются и роли участников педагогического процесса: учитель не является экспертом, он - демократичный руководитель, консультант, помощник; соответственно ученик выполняет роль активного участника процесса проектирования. Важно, что работа над проектом предполагает обязательную рефлексивную деятельность: оценку того, что каждый приобрел в процессе выполнения учебного задания, что удалось, а что нет, в чем заключались причины неудач и как их можно избежать в будущем.

Проектное обучение своим предметом полагает не столько специальные области знания, сколько метазнания (знание о том, как приобретать знания) и познавательные навыки, которые могут быть успешно перенесены на другие сферы деятельности. Действенность этого метода обусловлена тем, что он позволяет учащимся выбрать деятельность по интересам и через дело, которое соответствует их развивающимся способностям, дает знания и умения и способствует устремлению к новым делам.

Разрабатывая и реализуя проекты, учащиеся развивают навыки мышления, поиска информации, анализа, экспериментирования, принятия решений, самостоятельной работы и работы в группах.

Проекты на занятиях выполняются индивидуально, либо в группах. В групповых проектах отдельные разделы выполняются индивидуально.

Выполнение творческих проектов на уроках технологии важный вид деятельности учащихся. Творческий проект позволяет развить мышление учеников, развивает умение работать как в группе, так и самостоятельно.

Выполнение проекта – одна из сторон воспитания, которая направлена на осознание школьниками нравственной ценности трудового начала жизни.

Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект с точки зрения учителя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно учить:

проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задачи, вытекающей из этой проблемы);

целеполаганию и планированию деятельности;

самоанализу и рефлексии (самоанализу успешности и результативности решения проблемы проекта);

презентации (самопредъявлению) хода своей деятельности и результатов;

умению готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;

поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля;

практическому применению знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;

выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования;

проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

Библиографический список:

1. Байбородова, Л. В., Харисова И. Г., Чернявская А. П. Проектная деятельность школьников // Управление современной школой. Завуч. – 2014. - № 2. – С. 94-117

2.Боровых, В.П. Технология. 7-11 классы. Практико-ориентированные проекты / В.П. Боровых. - М.: Учитель, 2009. -230c.

3. Выполнение проектов на уроках технологии [Электронный ресурс]/-Электрон. текстовые дан. -Режим доступа:

https://multiurok.ru/files/vypolnieniie-proiektov-na-urokakh-tiekhnologhii.html

4. Метод творческих проектов на уроках технологии в общеобразовательной школе [Электронный ресурс]/-Электрон. текстовые дан.-Режим доступа: https://infourok.ru/metod_tvorcheskih_proektov__na_urokah_tehnologii__v_obscheobrazovatelnoy_shkole-427742.htm - свободный – Загл. с экрана, дата обращения 28.11.2020;

5. Творческие проекты в предметной области «технология» [Электронный ресурс]/-Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: https://infourok.ru/tvorcheskie-proekty-v-predmetnoj-oblasti-tehnologiya-4115460.html - свободный – Загл. с экрана, дата обращения 27.11.2020;

Просмотров работы: 21