Дизайн предполагает не только оформление текстов, но и работу с образами. Сочетание образа и текста является сущностью графического дизайна и ведет к созданию художественного образа.
Профессия графического дизайнера – это работа с визуальными средствами передачи информации, потому данное направление дизайна является таким актуальным. Графический дизайнер должен уметь подать информацию таким образом, чтобы она привлекала внимание потенциального потребителя. Для этого он использует изобразительные приемы, в частности такой жанр, как плакат. Плакат многофункционален, выполняет не только эстетическую, но и утилитарную функцию. Он нацелен на решение определенных социальных задач, так как за короткий промежуток времени способен запомниться и преподнести какую-либо идею. Этот мощный инструмент формирования коллективного сознания, экономического и культурного развития, а также вкусовой шкалы. В современный век развития технологий, плакат является незаменимой составляющей визуальной среды, искусством мгновенного восприятия.
Плакатом называется крупноформатный печатный графический лист с кратким, лаконичным текстом. Термин «плакат» происходит от французского «placard» — «афиша», «наклеиваемое объявление» отражает характер его прикладного применения. Масштаб его выразительных средств очень широкий: простые геометрические формы и декоративные элементы, семантика и символика, фотография и изобразительный гиперреализм, реализм и абстракционизм, рисунок и живопись. Главным выразительным средством плаката, включая графические жанры, является линия, которая может проявляться не только в изображении предметов или фигур, но и в использовании шрифта или декора. В композиции плаката цвет выступает в единстве с линией и ритмически организует пространство, связывая все элементы. Плакат бывает ясным и простым, а может быть и сложным. Графический образ в плакате включает смысл, композиционное формообразование, ассоциативность, стилевое единство, восприниматься на расстоянии и выделяться среди других источников информации. Для достижения этого в плакате необходимо соблюдать соподчинение формы, цвета и композиции. Плакат своим графическим языком, проявляющийся в поиске новых стилей и форм, демонстрирует не только способность пластического выражения автора, но и нестандартность мышления.
Существуют различные технологии печати плаката. На ранних этапах развития плаката существовали следующие виды: литография – гравюра на камне и автотипия – фотомонтаж, ксилография – это гравюра на дереве, линогравюра – на линолеуме, кубовая набойка на ткани.
В середине XX века литографию в плакате заменила офсетная (фотомеханическая) печать. В настоящее время широкое распространение получила цифровая печать.
Исторически сложились следующие разновидности плаката.
Диптих – два плаката, связанных единым замыслом.
Триптих – три плаката, связанных единым замыслом.
Серия – это ряд листов плакатов, связанных единым замыслом.
Афиша – разновидность плаката с шрифтовой композицией – объявление о спектакле, концерте, представлении и т. п.
Плакат возник в результате эволюции шрифтовых театральных афиш и объявлений, на которых изображали фигурные образы. Это происходило в Западной Европе во второй половине XIX века. До этого времени плакатом называли крупные гравюры агитационной направленности.
Популярность плаката ассоциируется с увеличением социальной, политической и культурной жизни общества (появление демонстраций и митингов, увеличение художественных и промышленных выставок). В 1797 году А. Зенерфельдер изобрел многокрасочную литографию.
Большую роль рекламный плакат внес в развитие кинематографа. Так киноплакат используется в настоящее время, являясь эффективным средством привлечения зрителей к киноискусству.
В период «плакатного бума» в XIX веке во Франции придумали специальные круглые столбы, на которые помещали информацию. Плакаты помещались и на транспорт, что позволяло перемещаться по городу и быть видимыми большему количеству населения города. В это время появляются многочисленные плакатные выставки.
В начале 1900-х гг. появился политический плакат как демократическое средство борьбы за мир. Огромную популярность в этот период получили антифашистские плакаты второй мировой войны. В послевоенное время это были плакаты в поддержку мира.
В России печатные плакаты появились в начале XVIII века. Одна из печатных афиш была отпечатана в Санкт-Петербурге в 1719 году. Дореволюционное время характеризовалось использованием плакатов в качестве рекламы различных мероприятий. Только в советское время плакаты стали средством агитации и пропаганды. Плакаты выпускались массово до конца 1980-х. По всей территории страны располагались издательства и отделы, творческие объединения, специализирующиеся на выпуске политических плакатов.
Современный плакат разнообразен по решению, всегда эмоционален, метафоричен. Современные авторы применяют сочетания различных тонов, фактур, создавая многообразие, многослойность (полифонию) изобразительного плана. Появление новых форм плаката обусловлено развитием современной коммуникации: взаимодействие с видео- и медиа- объектами, интерактивными акциями. Постепенно трансформируясь через различные медианосители, плакат меняется и становится интерактивным.
Синтез плакатов с современными технологиями, такими как QR-код, анимация, позволяют утверждать, что современный плакат, благодаря расширению своих функционально-морфологических рамок, является перспективным объектом инноваций в графическом дизайне.
Таким образом, плакат один из источников возникновения и развития современных визуальных знаков и символов, принятых во всем мире. Наличие в форме знаков единого информационного пространства, универсальных кодов, которые применяют современные дизайнеры в своих работах, подтверждают интернациональный характер языка плаката.
Библиографический список
1. Гладун О.Д. К национальному вопросу в визуальном языке графического дизайна // Строгановские чтения. Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Материалы межвузовской научно-практической конференции. — М., Московская государственная художественно-промышленная академия имени С.Г. Строганова, 2010. – С. 196-199.
2. Лаврентьев А. Н. История дизайна: учеб. пособие. М.: Гардарики, 2006. – 303 с.
3. Попова Н. Плакат как вид изобразительного искусства // Литературно-просветительский журнал Клаузера [Электронный ресурс] https://klauzura.ru/2019/01/plakat-kak-vid-izobrazitelnogo-iskusstva/
4. Сальникова Е.В. Эстетика рекламы. Культурные корни и лейтмотивы. СПб.: Але-тейя, 2002. – 245 с.