Упаковка на сегодняшний день является самым массовым объектом дизайна. Дизайн упаковки – это один из мощнейших маркетинговых инструментов продвижения, определенный канал коммуникации между производителем и его целевой аудиторией. Чем привлекательнее оформлен товар, тем большим спросом он будет пользоваться.
Упаковка – это емкость, в которой содержат продукт, плюс все атрибуты, необходимые для защиты ее содержимого во время перевозки, правильного использования и для того, чтобы уговорить потребителя купить. То есть это все то, что не является самим изделием [1].
Основными функциями упаковки являются функция рационализации, дозирующая, защитная, транспортная, хранения, маркетинговая, нормативно-законодательная, экологическая, информационная и эксплуатационная.
Возникновение и развитие упаковки имеет свою историю. В древности глина была основным материалом для изготовления тары у всех оседлых народов. Глиной обмазывали плетеные корзины для хранения жидкости. Глиняная тара появилась на Древнем Востоке в 4-3 тысячелетии до н.э. во время изобретения гончарного круга, горна для обжига керамических изделий.
С амой древней глиняной «упаковкой» считается керамический сосуд, найденный в 1922 году при раскопках поселения шумеров в горах Западного Ирана. Возраст находки составляет не менее 5 тысяч лет. Анализ осадка на дне сосуда показал, что в нем когда-то хранилось пиво [2].
В Древней Греции была найдена «глиняная» упаковка амфоры. Обычная амфора делалась объемом 30 литров, с небольшими ручками наверху. Дно амфоры было закруглено, что способствовало равномерному распределению давления. Амфоры считались идеальными сосудами с точки зрения древней логистики. Они легко укладывались в несколько слоев в трюмах кораблей и на складах, что упрощало погрузочно-разгрузочные работы. В амфорах перевозили и хранили разнообразные продукты, но чаще всего различные жидкости [3].
Таким образом, возникновение упаковочного дела развивается до второй половины XIX века, когда произошла промышленная революция и внесла немалые изменения. Ранее большинство процессов было основано на ручном труде и введение комплексной механизации позволило производить продукцию в гораздо большем объеме. Это имело отношение не только к товару, но и к упаковке.
С теклянная тара – один из древнейших видов упаковки. Считается, что рукотворное стекло было открыто случайно. По одной из версий стекло было побочным продуктом гончарного ремесла. Первые сосуды из стекла появились в Египте и Сирии во второй половине IV тысячелетия до н.э. Это были емкости, предназначенные для помад, красок для лица и благовоний. Тогда египтяне изготавливали оригинальные флакончики имеющие разнообразные формы – от фруктов, до животных и людей.
В 1611 году в Англии появилась запатентованная печь для обжига стекла, работающая на каменном угле. Ранее стекло обжигалось на древесном угле – получавшиеся изделия были красивыми, но не прочными. Новая технология обжига стекла сделала его производство более дешевым. В результате емкости из предметов роскоши превратились в сосуды, пригодные для торговли разнообразными продуктами. Так, в XVII веке в Лондоне в стеклянной таре с этикеткой стали п родаваться лекарственные средства. Именно упаковку «патентованных» лекарств принято считать началом современной упаковки.
К стеклянной бутылочке с мазями прикрепляли многословные ярлыки, больше напоминающие рекламные афиши, ежели этикетки.
В ХХ веке оригинальная тара из стекла стала неотъемлемым атрибутом модных брендов, к примеру, таких как Coca-Cola, Heinz, Shanel №5, Dali и другие.
П редшественниками пакета были кожаные, джутовые и хлопковые мешки, используемые для хранения и транспортировка сыпучих продуктов. Появлению бумажного пакета в начале XVIII века способствовало развитие бумажной промышленности в Европе. Бумажный пакет был легче и дешевле своих кожаных и матерчатых предшественников, а надписи и рисунки на его поверхность наносились типографским способом. В России бумажные пакеты использовались для упаковывания муки, пудры, табака, зерна и разнообразной бакалеи.
В 1957 году в США была разработана и запущена первая в мире автоматическая машина для производства пакетов с боковыми швами из полиэтилена. Постепенно полиэтиленовые пакеты вытеснили бумажные [2].
Упаковка должна раскрыть потенциальному покупателю основные потребительские преимущества продукта, акцентировав внимание на ценностях бренда [3]. Для этого необходимо:
1. Уточнить главную идею бренда.
2. Выработать концепцию дизайна упаковки.
3. Разработать выбранную концепцию.
4. Произвести допечатную подготовку дизайн-макета упаковки.
При разработке упаковки учитываются следующие критерии:
- краткость и простота.
- сочетание изображений на упаковке и названия.
- сочетание изображений на упаковке и вида продукта.
- ограничение количества цветов и элементов.
- оправданность ожиданий потребителя.
- индивидуальность упаковки.
- информативность упаковки.
Критерии оценки информации на упаковке могут быть следующими:
- выделение главной информации.
- читабельность основной информации о товаре на упаковке с расстояния [5].
Таким образом, обоснованное и корректное применение передовых методов маркетинга и соблюдение основных критерий и рекомендаций по разработке дизайна упаковки, позволяет формировать и производить конкурентоспособные, рыночно адекватные товары, обеспечивающие получение соответствующей высокой прибыли товаропроизводителями.
Одной из важнейших характеристик упаковки, которую необходимо учитывать при ее создании, является функциональность. Создание упаковки – это часть планирования продукции, в ходе которой фирма изучает, разрабатывает и производит свою упаковку, включающую тару, в которую помещается продукция, этикетку и вкладыши.
Выделим ключевые факторы создания упаковок, которые нужно учитывать.
1) Дизайн упаковки должен воздействовать на образ разрабатываемой продукции. Цвет, форма, материалы – все это влияет на представления потребителей о фирме и ее продукции. Простая, скучная упаковка создает образ более низкого качества товаров общих марок.
2) Стандартизация упаковки увеличивает мировое признание. Бренд «Пепси-кола» использует одинаковую упаковку во всех странах мира.
3) Стоимость упаковки нужно учитывать. Относительная стоимость упаковки может достигать до 40 % розничной цены, в зависимости от целей и степени упаковки.
4) Современные материалы стимулируют спрос. Фирма может выбирать из ряда упаковочных материалов: пластик, стекло, картон, металл, целлофан и прочее. Например, целлофан позволяет показывать товары, однако легко рвется; картон относительно дешев, но труден для открывания. Кроме того, нужно определить насколько новаторской должна быть упаковка.
5) Фирма должна выбрать размер, цвет и форму, а также должны быть определены место, содержание, размер этикетки и насколько она должна выделяться. На ней должны быть указаны названия компании и марка товара.
6) Множественная упаковка соединяет в себе две или более единицы товара. Это могут быть одинаковые продукты (например, хозяйственные товары: мыло, стиральные порошки и т. д.) или сочетания различных вещей (например, набор первой помощи). Цель такой упаковки – увеличить потребление, заставить потребителей покупать набор вещей или опробовать новую продукцию (например, новый товар, упакованный с хорошо известным и покупаемым старым). Отдельно упакованные порции какого-либо продукта могут создавать конкурентное преимущество. Однако это может быть дорогостоящим делом.
7) Компания должна убедиться, что дизайн упаковки соответствует маркетинговому плану предприятия.
Важной частью планирования продукта является определение товарной марки – процедура, которой фирма следует при исследовании, разработке и реализации своих целей [5].
При разработке упаковки для продукта важно знать, что правильное применение основных правил дизайна позволит избежать множества неприятных моментов и разочарований в дальнейшем.
Упаковка является носителем закодированной информации не только о самом продукте, но и о производителе. Поэтому перед производителем стоит главная задача обратить на себя внимание и активизировать интерес к продукту при минимальных затратах на рекламу [6].
Таким образом, любой продукт заключен в какую-либо оболочку, которая одновременно, при выборе продукта, может выполнять несколько жизненно важных функций. Упаковка, на сегодняшний день – это не просто красиво оформленная тара, она так же несёт в себе сберегающий от внешних воздействий (пыли, влаги, ударов) материал и является ключевым фактором в области продвижения продукции на рынке сбыта.
Библиографический список
Кожанова Е.А. Дизайн упаковки как часть стратегического брендинга / Наука о рекламе. – 2007. – № 2. – С. 23.
Всеобщая история упаковки [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ref.unipack.ru/109
Дон Норман Дизайн обычных вещей / Москва «Манн, Иванов и Фербат» 2018.
Томас Хайн «Тотальная упаковка» / Издательство Студии Артемия Лебедева2017.
StudFilesKiss-принцип: будьте проще! [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://studfile.net/preview/5945142/page:7/
Allbest Назначение и виды упаковки [Электронный ресурс] – Режим доступа:https://revolution.allbest.ru/marketing/00571053_0.html
Разработка дизайна упаковки [Электронный ресурс] – Режим доступа:https://www.gofrotara.ru/articles/details/razrabotka-dizajna-upakovki.htm
Классический стиль в графическом дизайне [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://gendocs.ru/v15549/ классический_стиль_в_графическом_дизайне
Дизайн упаковки продукта как маркетинговая среда [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.utupack.ru/other/gofrolikbez/dizajn-upakovki-produkta-kak-marketingovaja-sreda/
Полное руководство по дизайну упаковки: часть I [Электронный ресурс] – Режим доступа:https://zen.yandex.ru/media/id/59367381d7d0a62756e9cf32/polnoe-rukovodstvo-po-dizainu-upakovki-chast-i-5a0e0bb32f578c4bc2778f6d