РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СНЯТИЮ ПРОТИВОРЕЧИЯ МЕЖДУ ТРЕБОВАНИЯМИ «ПОЛОЖЕНИЯ О КЛАССИФИКАЦИИ ГОСТИНИЦ» И ЭКОЛОГИЧНОСТИ УСЛУГ НА ПРИМЕРЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ГОСТИНИЦ КАТЕГОРИИ «5 ЗВЕЗД» - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СНЯТИЮ ПРОТИВОРЕЧИЯ МЕЖДУ ТРЕБОВАНИЯМИ «ПОЛОЖЕНИЯ О КЛАССИФИКАЦИИ ГОСТИНИЦ» И ЭКОЛОГИЧНОСТИ УСЛУГ НА ПРИМЕРЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ГОСТИНИЦ КАТЕГОРИИ «5 ЗВЕЗД»

Титова Т.А. 1, Бармина Д.Д. 2, Голубева Т.Б. 3
1ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», Институт физической культуры, спорта и молодёжной политики, магистр заочной формы обучения
2ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», Институт физической культуры, спорта и молодёжной политики, магистр, заочной формы обучения
3ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», Институт физической культуры, спорта и молодёжной политики
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

С развитием индустрии гостеприимства повышается и уровень конкуренции среди предприятий данной отрасли, что стимулирует руководителей заведений к внедрению новых технологий и стандартов обслуживания гостей.

В сложившейся ситуации наблюдается противоречие.

С одной стороны, борьба за высокий статус предприятия зачастую сопровождается чрезмерно повышенным расходом природных ресурсов, а последствия от принимаемых мер наносят урон окружающей среде.

С другой стороны, потребители из экономически развитых стран давно поднимают вопрос экологической безопасности деятельности предприятий сервиса, благодаря чему на сегодняшний день экологичность услуг становится там одним из решающих факторов потребительского выбора. Наиболее передовыми в этом отношении странами могут считаться Соединённые Штаты Америки, Канада, Германия, Великобритания, страны Скандинавии, Бенилюкса, Франция, Швейцария, а также страны Восточной Азии: Южная Корея, Сингапур, Япония и др. Это государства с развитым производством и высоким уровнем потребления. Их граждане в течение достаточно длительного времени имеют возможность, с одной стороны, наблюдать за последствиями воздействия человека на окружающую среду, а, с другой стороны, использовать развитую научную и материально-техническую базы для изысканий и внедрения экологических инноваций. Соответственно там уже сейчас использование и внедрение зеленых технологий в бизнес-процессы индустрии гостеприимства является важной предпосылкой для успешных бизнес-операций и долгосрочной стабильности бизнеса, а также гарантией успешного позиционирования предприятий индустрии гостеприимства.

Отечественные потребители ведут себя иначе. Как показано в разведывательном исследовании Е. В. Лифановской и Т. Б. Голубевой, в силу недостаточных доходов они не склоны выбирать более дорогие по сравнению с обычными эко-услуги и эко-продукцию, плохо осведомлены о показателях экологичности услуг, поэтому мало обращают внимание на раздельный сбор мусора, состояние территории предприятия с экологической точки зрения, использование пластиковой посуды и др. Наши потребители зачастую не доверяют производителям эко-услуг и боятся фальсификаций, т.к. сертификация услуг по критерию экологичности в нашей стране неразвита. Также одной из причин отказа от потребления эко-услуг россиянами является недостаток предприятий индустрии гостеприимства с эко-концепцией в шаговой доступности [4]. При этом немногочисленные отечественные исследователи (к примеру, консалтинговая компания «Дворникова и партнеры» и др.), вопроса экологизации сервисной деятельности всё-таки отмечают, что и России коснулись мировые тренды: наблюдается небольшой, но устойчивый рост интереса потребителей к эко-услугам и предприятиям сервиса с эко-концепциями.

В рамках настоящего исследования рассмотрим Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о классификации гостиниц» № 1860 от 18 ноября 2020 года [5], в котором к гостиницам для соответствия категории «5 звезд» выдвигается ряд требований. Среди них есть экологически небезопасные, прежде всего, с точки зрения рационального использования энергетических и материальных ресурсов, накопления отходов и, таким образом, несоответствующих общемировому тренду на повышение экологичности услуг.

Соотнося востребованность «Положения о классификации гостиниц» и ущерба, причиняемого окружающей среде от некоторых его требований, можно сделать вывод о необходимости снятия этого противоречия путем внедрения рекомендаций, основанных на опыте флагманов индустрии гостеприимства, к примеру, международных гостиничных цепей Mariott, Accor и др.[3, 7]. Их маркетологи давно и успешно используют экологическую тематику с целью выгодно выделиться среди конкурентов. На текущий момент это помогает привлечь более состоятельных клиентов, которые сознательно готовы компенсировать повышенные затраты предприятия на внедрение и использование эко-технологий.

В таблице сведены некоторые актуальные требования к сервису в российских гостиницах категории «5 звезд» в соответствии с «Положением о классификации гостиниц», а также порождаемые ими факторы негативного воздействия и последствий для окружающей среды, возникающие из-за них. Предварительно отметим, что повышенный расход электроэнергии стимулирует её выработку на электростанциях с побочными явлениями в виде загрязнений окружающей среды отходами производства электрической энергии. Рекомендации предложены, исходя из обзора данных о деятельности как предприятий с эко-концепцией, так и международных гостиничных цепей.

Таблица

Рекомендации по снятию противоречия между требованиями «Положения о классификации гостиниц» (2020) и экологичности услуг

на примере отечественных гостиниц категории «5 звезд»

Требования к сервису в отелях категории

«5 звезд»

Последствия негативного воздействия на окружающую среду выполнения требований

Рекомендации

Обязательное освещение здания и прилегающей территории в ночное время суток.

Повышение расход электроэнергии. Воздействие: яркое освещение в ночное время суток сбивает людей, животных и насекомых с привычного биоритма.

Установка датчиков движения для регулирования освещения (система «Умный дом») [6].

Предоставление бутилированной воды в номера (ежедневно, на каждого гостя).

Использование пластиковой упаковки порождает рост количества неразлагаемых твердых бытовых отходов.

Установка кулеров с водой. Отказ от одноразовой посуды. Раздельный сбор отходов, в том числе пластика.

Наличие системы климат-контроля, в том числе кондиционирование воздуха.

Риск возникновения простудных заболеваний у людей. Повышение расходов электроэнергии. Влияние электромагнитных излучений на здоровье человека [11].

Использование архитектурно-планировочных решений, способствующих меньшему использованию систем климат-контроля [2].

Использование более экологичной техники (вентиляторов и др.), строительных и отделочных материалов.

Внедрение системы «Умный дом» ( регулирование системы климат-контроля в соответствии с нахождением/отсутствием клиентов в номере).

Ежедневная уборка номера с использование химических средств.

Ежедневная смена постельного белья и полотенец

В воздухе помещений появляются летучие компоненты средств бытовой химии, а также газообразные продукты реакций бытовой химии и убираемых загрязнений. Средства бытовой химии, используемые в процессе уборки и стирки, вместе с загрязненной водой, попадают в канализацию, а затем – в водоемы и почву, вследствие чего погибают рыбы, птицы и животные, а также отравляется почва и cтановится непригодной для произрастания растений.

Соблюдение норм расхода и правил хранения препаратов бытовой химии.

Содержание в порядке систем газоотведения и водоотведения.

Соблюдение антитабачного законодательства [10].

Отказ от использования синтетических ароматизаторов [1,8].

Применение экологически дружественных моющих средств.

Стирка и уборка по согласованию с клиентом (предоставление им соответствующих бирок с небольшой памяткой).

Служба питания с форматом обслуживания «Шведский стол»

С целью предоставления широкого ассортимента блюд для гостей изготавливается чрезмерное количество пищи, что влечет за собой увеличения количества пищевых отходов [9].

«Шведский стол» может служить источником массового отравления, заражения ротавирусом, сальмонеллезом, кишечной палочкой, листериями и т. д.

Оптимизация меню по критериям востребованности блюд, предварительный прием заказов на блюда у гостей.

Обучение сотрудников правилам безопасного хранения продуктов, приготовления и сервировки блюд.

Повторное использование еды ( с применением технологий разогревания, переработки). Раздача оставшейся еды, списанных постельного белья и полотенец персоналу и/или нуждающимся через благотворительные организации.

Передача оставшейся еды в фермерские хозяйства.

Компостирование оставшейся пищи.

Раздельный с другими отходами сбор и сдача белья, полотенец на утилизацию.

Можно добавить сюда список не упомянутых выше мероприятий, способствующих экологизации услуг предприятий индустрии гостеприимства:

– использование в SPA-центрах органической косметики;

–использование органического питания на предприятиях общественного питания, в том числе создание собственных огородов [3];

–участие в экологической сертификации, в том числе международного уровня.

Помимо этого, некоторые предприятия прибегают к таким мероприятиям, как посадка деревьев, разбитие садов на своих территориях, участие в восстановлении лесов, проведение занятий в интерактивных формах для персонала и всех заинтересованных с профессиональными биологами на тему экологии (сохранение биоразнообразия, глобальные, национальные, региональные проблемы защиты окружающей среды), таким образом, внося свой вклад в рамках корпоративной социальной ответственности в формирование экологического сознания населения и т. д.

В заключении хотелось бы отметить, что высококачественные и сертифицированные эко-услуги зарубежных компаний, а также новейшие природоохранные технологии стоят достаточно дорого, хотя можно отметить, к примеру, что внедрение систем «Умный дом», «Пассивный дом», «Солнечный дом» окупается и впоследствии помогает сэкономить не только финансы, но и трудовые затраты персонала. Однако вследствие дороговизны внедрения эко-услуг у предпринимателей возникают проблемы реализации эко-технологий. Таким образом, несмотря на имеющийся опыт и рекомендации на его основе, работа в этом направлении предстоит большая. При этом отечественному бизнес-сообществу нужно помнить о существующем глобальном ориентире на экологичность услуг предприятий индустрии гостеприимства и о том, что уже в самом ближайшем будущем этот показатель станет одним из ведущих факторов потребительского выбора россиян.

Литература

А стоит ли пользоваться освежителями воздуха? // ЭкоЖизнь: сайт об экологии и здоровом образе жизни [Электронный ресурс]. URL: http://eko-jizn.ru/?p=2581 (дата обращения 10.02.2021)

Голикова А. А., Нагаева З. С. Пассивный дом (Экодом) / Строительство и техногенная безопасность. 2019. № 14 (66), С. 15-20 http://cyberleninka.ru/article/n/passivnyy-dom-ekodom (дата обращения 10.02.2021)

Голубева К. Accor: от отказа от пластиковых трубочек к городу-саду //frontdesk.ru: сообщество профессионалов гостиничного бизнеса, 11.11.2019 [Электронный ресурс]. URL: http://www.frontdesk.ru/news/accor-ot-otkaza-ot-plastikovyh-trubochek-k-gorodu-sadu (дата обращения 10.02.2021)

Лифановская Е. В., Голубева Т. Б. Потребление экологически чистых продуктов питания в России и США (по материалам разведывательного исследования) / Е. В. Лифановская, Т. Б. Голубева //
Здоровье, физическая культура и спорт в высшей школе: опыт, проблемы и перспективы = Health, physical culture and sport at the higher school: experience, problems and prospects: Сборник материалов Всероссийской заочной научно-практической конференции, посвященной 85‑летию Института физической культуры, спорта и молодежной политики (Екатеринбург, 1–5 декабря 2017 года) [Электронный ресурс] / отв. ред Н. Б. Серова ; Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2018. С. 163-168.  ISBN: 978-5-7996-2289-3.  DOI: 10.15826/B978-5-7996-2289-3

Постановление Правительства РФ от 18.11.2020 № 1860 «Об утверждении «Положения о классификации гостиниц»» [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74857806/ http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74857806/ (дата обращения 10.02.2021)

Проничева А. С. Концепция ресурсосбережения при эксплуатации объектов гостиничной недвижимости / А. С. Проничева, И. А. Иващенко, А. В. Деменев // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2019. № 2. С. 213-142. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-resursosberezheniya-pri-ekspluatatsii-obektov-gostinichnoy-nedvizhimosti/viewer(дата обращения 10.02.2021)

Снижение воздействия на окружающую среду //Mariottinternational: официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: http://serve360.marriott.com/sustain/ (дата обращения 10.02.2021)

Соломатина Е. Чем опасны освежители воздуха? //Аргументы и факты 28.05.2016 [Электронный ресурс]. URL: http://www.aif.ru/dontknows/actual/chem_opasny_osvezhiteli_vozduha (дата обращения 10.02.2021)

Ученые: пищевые отходы угрожают Земле // G!SMETEO: новости 09.04.2016 [Электронный ресурс]. URL: https://www.gismeteo.ru/news/klimat/18705-uchenye-pischevye-othody-ugrozhayut-klimatu-zemli/(дата обращения 10.02.2021)

Федеральный закон № 15-ФЗ от 23.02.2013 «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_142515/(дата обращения 10.02.2021)

Шпак А. А., Новиков В. А. Исследование влияния электромагнитных полей (ЭМП) и электромагнитных излучений (ЭМИ) на биообъекты [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/issledovaniya-vliyaniya-elektromagnitnyh-poley-i-elektromagnitnyh-izlucheniy-na-bioobekty/viewer(дата обращения 10.02.2021)

Просмотров работы: 10