Во времена технологического прогресса человека сложно чем-либо удивить. Будь то сфера туризма, отдыха или досуга, в каждой их них клиент требует к себе индивидуальный подход, новые впечатления, а также доступность услуг.
Работники сферы услуг изощряются, и из года в год придумывают всё новые способы удовлетворить запросы горожан. Но не все из них пользуются популярностью продолжительное время. Для многих организаторов досуговых мероприятий еще на этапе разработки идеи необходимо четко представлять и понимать, какая будет целевая аудитория у данного продукта, спрос, и какой доход в целом будет это приносить.
Помимо всего прочего сфера досуга имеет высокую социальную значимость в силу того, что это, в том числе, и сфера физического, социального и эмоционального здоровья человека.
В связи с этими многочисленными вопросами вытекает актуальность проблемы организации досуга, который является неотъемлемой частью социокультурной сферы. Поэтому с понимания того, каковы предпочтения потребителей, исполнителям услуг можно отталкиваться при разработке новых предложений, касающихся организации досуга.
На основе исторических данных и сводок можно с уверенностью заявить о том, что досуговая деятельность в России – ее неотъемлемая часть. Национальные традиции, отдельно взятые устои из общества европейских стран, а также технологии времени – фундамент досуговых мероприятий.
В первую очередь для детального рассмотрения проблемы досуга горожан следует обратиться к определению понятия «досуг». Согласно словарю русского языка Д.Н. Ушакова, термин досуг имеет три толкования: во-первых, время, не занятое работой или другим делом; во-вторых, отдельные моменты свободного времени, промежутки между работой; в-третьих, развлечение, личные занятия в свободное от работы время [1].
Известный автор трудов в области социально-культурной деятельности Г. А. Аванесова в своей книге рассматривает феномен досуга как время, которое свободно от необходимого труда в сфере общественного производства, а также от воспроизводства человеком своих жизненных функций в рамках домашнего хозяйства и социальных отношений [2]. Поэтому, свободное время – это разница продолжительности суток (24 часов) и времени, которое индивид затрачивает на:
– производственно-трудовые функции, включая дорогу к месту работы и обратно;
– физиологический отдых (ночной сон);
– оздоровительные и санитарно-гигиенические нужды, включая утренний туалет, гимнастику, стирку белья, мытье посуды и др.;
– покупку продуктов, их приготовление, прием пищи;
– приобретение необходимых вещей, товаров повседневного спроса и длительного пользования;
– воспитание малолетних детей, неотложную помощь близким людям (например, уход за больным) и др.
В исследовании Э. В. Соколова говорится о семи важнейших функциях досуга в жизни человека:
– адаптивно-нормативная – адаптация к социуму и его культуре, приобретение способности к самоконтролю и саморегуляции поведения;
– образовательно-развивающая – освоение ценностей культуры;
– преобразовательно-созидательная – вовлечение личности в процесс создания ценностей культуры;
– эколого-охранительная – формирование экологической культуры, сохранение культурного наследия;
– информационно-просветительная – культурно-просветительная деятельность;
– интегративно-коммуникативная – формирование культуры деловых и неформальных отношений;
– рекреативно-игровая – обеспечение зрелищно-развлекательного досуга и психологической разрядки [3].
Исходя из вышеперечисленных функций, которые несет досуг для человека, можно сказать, что культура досуга действительно важна для социума. По мнению Б.Б. Батуевой первоочередным основанием культуры досуга является сама культура отдыха – необходимое условие здоровья, долголетия и высокой жизненной активности) [4].
Мотивация же человека при выборе формы досуга заключается в том, что свободное время и досуг рассматриваются многими людьми как антипод принуждения, как противоположность выполнения общественных и семейных обязанностей [2].
С целью выявления приоритетных для горожан форм досуга в январе 2021 года проведен опрос жителей Екатеринбурга, в котором приняли участие 122 человека. Большинство респондентов – женщины (76,2%).
Основная возрастная группа опрошенных – от 35 до 55 лет (39,3%); 30,3% участников опроса имеют возраст 25-35 лет, 14,8% - люди от 18 до 24 лет. Таким образом, большинство опрошенных – работающие люди (83,6%), 5,7% составили учащиеся/студенты, 4,1% - безработные, 3,3% - пенсионеры, 3,3% - составили домохозяйки и военнослужащие.
Большинство опрошенных отмечали нехватку времени для досуга, а каждый шестой респондент (18%) заявил, что в его бюджете времени такой пункт отсутствует. Это, на наш взгляд, опасный факт, так как известно, что отсутствие времени для отдыха и восстановления сил резко снижает качество жизни индивида, вредно сказывается на его психологическом состоянии, работоспособности (физической и интеллектуальной), здоровье и, в конце концов, продолжительности активной жизни человека.
По результатам опроса, если время для досуга у большинства респондентов всё же есть, то оно выпадает чаще на вечернее время. В целом около 50% опрошенных располагают от одного до трех часов в будний день на организацию собственного досуга.
По данным опроса, приоритетными формами досуга респондентов являются проведение времени дома, активный отдых (физическая культура, спорт, туризм), шопинг, посещение ресторанов, кафе и развлекательных центров, а также поездки за город. Жители мегаполиса в компанию себе выбирают семью (61,5%), а также друзей (27%), остальная часть проводит время в одиночестве или с семьей и друзьями вместе.
Говоря о сумме, которую горожане могут себе позволить на проведение досуга, то можно отметить, что значительная часть опрошенных (44%) выделяет для этого до 3000 рублей в месяц; 26% располагают бюджетом до 5000 рублей, примерно равное количество людей выделяют на досуг свыше 5000 рублей в месяц и до 1000 рублей в месяц на сферу досуга.
Главные причины, сдерживающие проведение полноценного досуга по мнению значительной части респондентов (53%) – усталость, обусловленная загруженностью работой/учебой, при этом 16% опрошенных считают, что просто неправильно распоряжаются своим временем, ленятся организовать активный досуг и проявляют пассивность. Для некоторых сдерживающим фактором является нехватка финансов и то, что не с кем оставить детей или же временные рамки на преодоление расстояния с людьми, с которыми они бы хотели провести свое свободное время.
В целом, если говорить про организацию досуга в городе, то почти 41% хотели бы большего разнообразия досуговых мероприятий, однако, в то же время почти столько же 37,7% опрошенных удовлетворены организацией досуговых мероприятий в городе.
Таким образом, по результатам проведенного опроса можно сделать выводы:
– большинство опрошенных горожан отмечают нехватку времени и финансов для организации активных форм досуга, а также семейные обстоятельства;
– в приоритете – пассивный досуг в виде домашнего время провождения.
Литература
Толковый словарь русского языка / под ред. Д. Н. Ушакова // Энциклопедиум [Электронный ресурс]. URL: http://enc.biblioclub.ru/Encyclopedia/117_tolkovyj_slovar_russogo_jazyka_pod_red._d.n._ushakovahttp://enc.biblioclub.ru/Encyclopedia/117_tolkovyj_slovar_russogo_jazyka_pod_red._d.n._ushakova (дата обращения: 06.02.2021)
Аванесова Г. А. Культурно-досуговая деятельность. Теория и практика организации. Москва: Аспект Пресс, 2006. 140 с.
Соколов Э. В. Свободное время и культура досуга (философско-социологическое исследование). Ленинград, 1981. 40 с.
Батуева Б. Б. Свободное время и культура досуга: теоретический аспект // Вестник БГУ. 2009. №14. - 331 с. [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/svobodnoe-vremya-i-kultura-dosugateoreticheskiy-aspekt (дата обращения: 06.02.2021).