В настоящее время существует большое количество факторов, влияющихна здоровье не только физическое, но и психологическое. Психологическое здоровье зависит от различных факторов, в том числе от деятельности, профессионального и социального статуса, дохода. Безусловно, нельзя исключать и демографические особенности людей, такие как пол, возраст, национальность. Каждая культура отличается от других своей неповторимой системой ценностей, в частности, отношением к здоровью, выявлено влияние культурных факторов. На состоянии здоровья сказываются такие психологические факторы как: принятие себя, любовь к себе и своим близким, отношение своему телу и т.д.
Психология здоровья – наука о психологических и поведенческих процессах здоровья, болезни и здравоохранения. Изучает, как психологические, поведенческие и культурные факторы влияют на физическое состояние здоровья или болезни. Объектом изучения данной науки является не больная, а здоровая личность. Уровень психологического здоровья оценивается с помощью показателей социально- психологической и индивидуально-психической адаптации личности. Задачей психологии здоровья является сохранение, укрепление и целостное развитие духовной, психической, социальной и соматической составляющих здоровья.
Главными показателями психологического здоровья являются: оптимизм, способность адекватно воспринимать окружающую среду, осознанное совершение поступков, работоспособность, активность, ощущение психологического комфорта, адекватное восприятие самого себя, стрессоустойчивость, желание развивать свои навыки и умения.Таким образом, главной целью психологии здоровья является всестороннее совершенствование личности в целом.
Большая часть психических расстройств, которые сопровождают человека в современном мире – это невротические и тревожные расстройства, аффективные и психосоматические нарушения. Каждый из нас сталкивается с негативными периодами стресса, но симптомы расстройств протекают дольше. Невротические расстройства – крайние формы «нормальных» эмоциональных переживаний, таких как депрессия, тревога или обсессивно-компульсивное расстройство. Студенты вузов относятся к социально незащищенной категории людей, так как периодически испытывают высокие интеллектуальные, социально-психологические и физические перегрузки в процессе обучения.
Так, в исследовании Матвеева А.В. «Социально-психологические особенности развития и профилактики невротических расстройств у студентов вузов в процессе учебной деятельности» были указаны факторы, которые влияют на снижение уровня здоровья студентов. К ним относятся объективные факторы, связанные с учебным процессом, такие как: продолжительность учебного дня, плотность нагрузки. Субъективные, личностные характеристики: организованность, целеустремленность, режим питания и физических нагрузок и т.д.
Анализ полученных данных свидетельствует о необходимости своевременной диагностики невротических реакций, а также профилактики и психокоррекции на начальном этапе. Предрасположенность студентов к невротическим расстройствам в процессе обучения непосредственно связана с уровнем адаптированности студентов. Таким образом, для эффективного лечения невротических расстройств необходимо вести непрерывную профилактику и адекватную психокоррекцию на протяжении всего учебного периода. Стремление и направленность студента к здоровому образу жизни, безусловно, является важной частью лечения или профилактики невротических расстройств.
В настоящее время пропаганда здорового образа жизни направлена, в основном, на физическое здоровье (контроль питания, физических нагрузок), но совершенно отсутствует пропаганда психологического здоровья (качественный отдых, пополнение духовных ресурсов). Именно поэтому, достаточно часто люди даже не догадываются о том, что живут с невротическим расстройством. Таким образом, страдает качество жизни в целом.
В исследовании Анисимова А.И. и Ильиной П.А. «Ценностно-смысловые ориентации и духовные ресурсы здоровья студентов вузов» изучалась зависимость целеустремленности и уровня здоровья. Так, студенты, имеющие главную цель в жизни, демонстрировали более высокий уровень индивидуального здоровья, чем студенты, которые не имели главной жизненной цели, либо же находились в поиске.
Об этом свидетельствует то, что студенты первой группы реже пропускают занятия по причине болезни и демонстрируют более высокие показатели таких духовных ресурсов здоровья, как стратегия проактивного преодоления и экзистенциальная исполненность личности. Студенты, придающие особую значимость для себя поиску смысла жизни, имеют более низкий уровень индивидуального здоровья. На это указывает повышенное количество пропусков занятий, связанных с нарушениями здоровья, и значительное превышение показателей использования неадаптивных видов личностной рефлексии. Актуализация некоторых духовных ресурсов (системной рефлексии, проактивного стратегического планирования, стремления получить разные виды социальной поддержки) не выступает для студентов данной группы в качестве надежного фактора защиты индивидуального здоровья.
Результаты данных исследований могут найти практическое применение в функционировании психолого-педагогических служб учебных заведений, работе кураторов и пропаганде здорового образа жизни. Психологическое здоровье формируется в детстве и на протяжении жизни – главная задача – его сохранение. На психологическое здоровье влияют врожденные особенности психики и приобретенные, воздействующие в процессе жизни факторы.
Для психологического здоровья норма – это присутствие определенных личностных характеристик, позволяющих не только адаптироваться к обществу, но и развиваясь самому, содействовать его развитию. Норма – это некий образ, который служит ориентиром для организации педагогических условий ее достижения. Альтернатива норме в случае психологического здоровья – отсутствие возможности развития в процессе жизнедеятельности, неспособность к выполнению своей жизненной задачи.
Список литературы:
Матвеев А. В. Социально-психологические особенности развития и профилактики невротических расстройств у студентов вузов в процессе учебной деятельности // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2011. №7. С. 57-63.
Анисимов А.И., Ильина П.А. Ценностно-смысловые ориентации и духовные ресурсы здоровья студентов вузов // Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2018. Том 29. № 1. С. 125–132.