В настоящее время изучение феномена психологии корпоративной безопасности набирает стремительные обороты. Совершенно недавно понятие «безопасность» воспринималось в первую очередь как защита от каких-либо физических угроз, которую должно было обеспечить государство. Бесспорно, данная охрана здоровья населения является актуальной и по сей день. Но, кроме того, в современном быстроразвивающемся обществе уже нельзя не сказать о психологическом климате, который несомненно влияет на удовлетворённость человека уровнем своей жизни.
В своей статье, я хотела бы затронуть специфику моральной атмосферы в коллективе, так как, именно на работе мы проводим большую часть своей жизни. И, ведь, действительно, та эмоциональная энергия, которую мы получаем в обществе своих коллег, влияет не только на наше развитие и карьерный рост, но и на ценностные ориентиры в целом.
Что же такое «удовлетворённость качеством своей жизни»? Существуют ли определенные базовые категории, которые можно отнести к каждому человеку? Приведем примеры мнения различных авторов.
К.А. Абульханова рассматривает удовлетворённость личности как детерминанту жизненного пути, связанную с оценкой того, как она реализует себя в жизни, рефлексией по поводу данного способа развертывания активности личности в организации.
Н.А. Денисов для оценки качества жизни предложил использовать следующие характеристики: доходы населения, природно-климатические условия;обеспеченность жильем; условия труда; экологическую обстановку; транспортнуюдоступность; безопасность среды обитания.
И, наконец, Б.М. Генкин считает, что «качество жизни характеризуется степенью удовлетворения потребностей человека, определяемой по отношению к соответствующим нормам, обычаям и традициям, а также по отношению к уровнюличных притязаний».
Проанализировав мнения авторов, можно сойтись на, если не главном, то одном из основополагающих факторов влияния на удовлетворенность жизнью – условиях труда, которые включают в себя как финансовое благополучие, так и духовное психологическое здоровье личности.
Так что же входит в понятие корпоративной безопасности? В книге И.А. Бородина «Основы психологии корпоративной безопасности», автор рассказывает о внутренней и внешней защите. К внешней категории относится ограждение от конкурентов, криминальных структур, коррумпированных элементов государственных институтов, природных катаклизм, техногенных катастроф и т.д.
К внутренней части можно отнести всевозможные межличностные и внутриличностные взаимодействия каждого сотрудника, которые влияют на общую атмосферу в коллективе, а, следовательно, и на рост компании в том числе. Остановимся именно на этом моменте.
Ни для кого ни секрет, что различные разногласия, так называемые конфликтные ситуации внутри коллектива несомненно пагубно сказываются на психологическом состоянии человека, его карьерном росте, в конечном счете, на мотивации к работе в общем. Данное явление ведет за собой снижение работоспособности, а значит, в итоге, к ухудшению показателей компании.
Для того, чтобы избежать подобных последствий руководству компании необходимо тщательно подходить к вопросу безопасности психологического климата коллектива организации и каждого сотрудника в отдельности.
По-моему мнению, нельзя закрепить определенную модель управления эмоциональным состоянием компании, которая подойдет ко всем организациям без исключения. Существует множество индивидуальных факторов, таких как, особенности личностей сотрудников, область деятельности предприятия, уровни рисков, связанных с физическим здоровьем и т.д.
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что правильно-организованный индивидуальный подход с учетом всех психологических характеристик поможет избежать стрессовых ситуаций для служащих. В дополнении к этому, по мнению И.А. Бородина, такие критерии, как профессиональная компетентность персонала в основной области деятельности, управленческая компетентность руководящего состава, исполнительская дисциплина, а также оптимальный психологический климат, который включает в себя удовлетворенность каждого сотрудника результатами своего труда, характером отношений с коллегами и взаимоотношений с руководством, обязательно поспособствуют развитию организации.
Также, несмотря на пестроту и специфику направлений деятельности коммерческих структур, можно выделить общий для всех фирм круг задач обеспечения каждой из них собственной безопасности, имеющих психологическую составляющую:
• профессиональный и психологический отбор персонала;
• профилактика, выявление и разрешение конфликтов различного происхождения;
• аттестация персонала;
• психологическое изучение партнеров, конкурентов, представителей криминальных структур;
• расследование чрезвычайных происшествий;
• подготовка и проведение ответственных переговоров различного уровня;
• психологическая защита информации;
• обучение персонала навыкам эффективной коммуникации;
• психотерапия и психокоррекция сотрудников, переживших сложные или стрессовые ситуации.
В заключении, я хотела бы разобрать понятие «симулякры психологической безопасности в деятельности организации». Дело в том, что при изучении этой темы в различных источниках, я поняла, насколько данное понятие важно при работе с превенцией различных конфликтных ситуаций внутри компании. Продублирую определение, которое я нашла в статье Т.М. Краснянской и В.Г. Тылец – «Под симулякрами психологической безопасности в организации понимаются психические феномены (представления, потребности, ценности, стратегии), сущность которых радикально несовместима с целями обеспечения единства психологического благополучия сотрудников и воспроизводства практики устойчивого функционирования и развития этой организации. К категории симулякров психологической безопасности причисляютсясформированные у субъектов образы необходимого построения деятельности организации, которые обладают для него высокой привлекательностью, яркостью, насыщенностью, иллюзорной актуальностью, но реально негативноотражаются на состоянии корпоративной безопасности».
И, ведь, это действительно так, многие объективно важные для развития компании факторы, такие как введение инноваций или улучшение системы мер поощрения и наказания и т.д., могут привести к психологической дезорганизации внутри предприятия. Не каждый человек может похвастаться прекрасной нервно-психической устойчивостью к адаптации изменений различного уровня. В конечном счете, каждому руководству нужно брать во внимание данный фактор и создавать свою собственную модель управления психологическим климатом, в обязательном счете исходя из этого.
Согласитесь, современное общество развивается во всех направлениях с колоссальной быстротой. К глубочайшему сожалению, не все люди, исходя из своих биологических, социальных, психологических и т.д. характеристик, успевают приспособиться к данным изменениям. Если брать во внимание тему именно корпоративной психологической безопасности, то, в общем говоря, на вышестоящем руководстве предприятия стоит большая ответственность за духовное здоровье сотрудников с учетом всех изменений, как в современном обществе, так и в организации работы компании в целом. В свою очередь данный благоприятный психологический климат ведет к усовершенствованию компании и становлению ее на безусловно новый уровень развития.
Список литературы:
Бородин, И.А. Основы психологии корпоративной безопасности. М.: Высшая школа психологии, 2004. 160 с.
Краснянская, Т.М. Симулякры психологической безопасности в деятельности организации / Т.М. Краснянская, В.Г. Тылец // Южно-российский журнал социальных наук. 2015. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/simulyakry-psihologicheskoy-bezopasnosti-v-deyatelnosti-organizatsii (дата обращения: 14.02.2021);
Агапов, В.С. Удовлетворенность качеством жизни как элемент системы корпоративной безопасности организации // Прикладная юридическая психология. 2010. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/udovletvorennost-kachestvom-zhizni-kak-element-sistemy-korporativnoy-bezopasnosti-organizatsii/viewer (дата обращения: 14.02.2021).