ТЕХНОЛОГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УГРОЗ, ОБУСЛОВЛЕННЫХ ДЕСТРУКТИВНЫМ ИНФОРМАЦИОННЫМ ВОЗДЕЙСТВИЕМ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ТЕХНОЛОГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УГРОЗ, ОБУСЛОВЛЕННЫХ ДЕСТРУКТИВНЫМ ИНФОРМАЦИОННЫМ ВОЗДЕЙСТВИЕМ

Меерсон А.С. 1
1Российский государственный социальный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Краеугольным феноменом современного состояния общества является информация. В эпоху диджитализации, она становится главным ресурсом, способным влиять на все сферы жизни человека и гражданина нашего времени, порождая собой всё новые социокультурны угрозы.

Такое положение дел формирует запрос общества на обеспечение информационной безопасности, в частности её информационно-психологического аспекта [1].

Данный аспект, объединяя в своем дискурсе порождаемые информационным воздействием угрозы и психологическую безопасность личности, формируетпотребность граждан в обеспеченности безопасности подобного рода,основные риски которой базируются навозникновенииразрушительного влияния различных информационных продуктов на налаженные процессы функционирования психики человека [2].

Крылова И.А. выделяет две основные категории социокультурных угроз, порождаемых информационным воздействием [3]:

Внешние угрозы: попытки внешних, недружественных обществу конкретного государства, сил, манипулируя информацией, влиять на внутренние процессы стран, порождая угрозы стабильности функционирования различных сфер жизни.

Внутренние угрозы: отсутствие грамотной просветительской работы с гражданами страны, разъясняющей риски информационного плюрализма, принятия бездоказательности; технологии противодействия упомянутым феноменам.

Деструкция некоторых видов информации особенно сильно ощущалась в острый период пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19. Кузина Н.В.выделяет увеличение частоты встречаемости таких феноменов интернет-деструкции, как фейковые новости, искажающие достоверную информацию о коронавирусе, провоцирующие спад общественного доверия вплоть до эпизодов паники, фишинг, цель которого в «выуживании» персональной информации граждан для различных противозаконных схем монетизации информации, кибербуллингмедицинского персонала, стоящего на передовой борьбы с заболеваемостью [4].

Выделяют следующие технологии обеспечения информационно-психологической безопасности, позволяющие преодолеть социокультурные угрозы, обусловленные тлетворным влиянием информации [2]:

Запрещающие – реализуются в форме ограничений, цензурирования, принятия нормативно-правовых актов и законов, позволяющих исключить деструктивное воздействие конкретной информации. Данная технология способна провоцировать обратную реакцию потребителей информации («власть что-то пытается скрыть») и крайне затруднена в части технической организации.

Просвещающие – основываются на включении личности в информационное пространство, предоставлении и противопоставлении фейковым новостям официальной достоверной информации, подкрепленной аргументами и доказательной базой.

Развивающие – наиболее эффективный подход, включающий в себя технологии просвещения, а также обучениесубъекта-реципиента информационного потоказнаниям о структуре и специфике феномена информации, умениям ориентироваться в информационном пространстве, навыкам поиска достоверной информации, критического мышления.

Кузина Н.В. [4] подчёркивает отсутствие на сегодняшний день работ, посвященных теоретически обоснованному построению психологических технологий обеспечения информационно-психологической безопасности личности, что позволяет обозначать подобную перспективу для исследовательских работ.

Список литературы:

1. Кашкароева А.А., Атаканова Н.Э. Информационная безопасность в системе образования // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. №6-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnaya-bezopasnost-v-sisteme-obrazovaniya (дата обращения: 14.02.2021).

2. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Классификация угроз информационно-психологической безопасности личности и основные подходы к их преодолению // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2015. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klassifikatsiya-ugroz-informatsionno-psihologicheskoy-bezopasnosti-lichnosti-i-osnovnye-podhody-k-ih-preodoleniyu (дата обращения: 14.02.2021).

3. Крылова И.А. Современные угрозы информационной безопасности России в сфере науки и техники // Знание. Понимание. Умение. 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-ugrozy-informatsionnoy-bezopasnosti-rossii-v-sfere-nauki-i-tehniki (дата обращения: 14.02.2021).

4. Кузина Н.В. Психика и информационная безопасность в условиях пандемии: последствия для личности и государства // GalacticaMedia: Journal of MediaStudies . 2021. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihika-i-informatsionnaya-bezopasnost-v-usloviyah-pandemii-posledstviya-dlya-lichnosti-i-gosudarstva (дата обращения: 14.02.2021).

Просмотров работы: 614