О проблеме национального в современном искусстве на примере творчества Ильи Сергеевича Глазунова - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

О проблеме национального в современном искусстве на примере творчества Ильи Сергеевича Глазунова

Сумина А.Н. 1, Третьякова О.П. 1
1Барабинский филиал ГАПОУ НСО "НОККиИ"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Тема исследовательской работы: «О проблеме национального в современном искусстве на примере творчества Ильи Сергеевича Глазунова».

Объект исследования: творчество Ильи Глазунова.

Предмет исследования: сущность русского национального характера в картинах Ильи Глазунова.

Цель: через постижение смысл картин Глазунова осознать национальную самобытность своего народа, выявить роль художника Глазунова в духовно-нравственном становлении русских людей.

Гипотеза: для сохранения своей национальной самобытности нужно изучать и знать историческое прошлое, традиции и культуру своего народа.

Проблема: сложность восприятия картин Глазунова из-за большого количества изображенных лиц и исторических эпох, а также нестандартности творческого метода художника.

Методы решения проблемы: 1. Теоретический (размышление, сравнительно-исторический и причинно-следственный анализ); 2. Диагностирующий (анкетирование); 3. Практический (наблюдение).

Тема моей исследовательской работы — «О проблеме национального в современном искусстве на примере творчества И.С. Глазунова». Я выбрала её для исследования, потому что мне очень близка мысль Глазунова, которую он высказал в одной из телепередач: «Понять человека своей нации — великая миссия художника и каждого живущего на земле». Я разделяю его заботу о том, что русские люди начинают забывать о своих корнях; увлекаясь западными эталонами культуры и жизни, они теряют свою национальную самобытность. Жизнь любой нации связана с историей. В нравственно - здоровом обществе потомки всегда хотят знать не только о своих живущих родственниках, но и о дедах, о прадедах, потому что, уходя вглубь своего рода, человек обретает заряд уверенности и гордости за принадлежность к нему, он оглядывается назад, чтобы увидеть будущее. Творчество Ильи Сергеевича Глазунова способствует этому, а потому и привлекло моё внимание. Хочу отметить, что литературы по избранной теме очень мало, так как длительное время художник был запрещенным, и не только исследовать, но и просто увидеть картины Глазунова было очень проблематично.

В современном искусстве, которое, в большинстве своем приняло характер свободного самовыражения творцов, тема патриотизма и отражения национального стали явлением редким и исключительным. И лишь немногие деятели культуры ХХ века, к числу которых следует отнести Дмитрия Лихачева, Павла Корина, Николая Рериха, Илью Глазунова, разделяют точку зрения, что сущностью подлинной культуры и настоящего искусства является выражение духовных ценностей, созданных народами. К сожалению, более популярной в ХХ веке стала идея создания интернациональной или общечеловеческой» культуры и искусства. А суть его такова, что зрительно стало практически невозможно определить принадлежность подобных произведений какому-то автору и национальной школе. Доктор философских наук, профессор Г.В. Драч, исследуя культуру и искусство ХХ века, выделяет следующие основные тенденции их развития: 1) ориентация на гуманизм (это отражено во «Всеобщей декларации прав человека», которая принимается сейчас всеми государствами организации объединенных наций — ООН) и одновременно деградацию культуры, подавление всего индивидуального и гуманного; 2) погоня за новизной как таковой; 3) в произведениях искусства появляются новые темы, причем такие, какие в XIX веке были запретными: проблемы безумия, жестокости, секса, тюрьмы; 4) пропагандируется тип людей самоуверенных, заносчивых, ориентированных на сиюминутные потребности. Их этика свободна от всяких мистических и религиозных начал, а чувства собственного достоинства будет зависеть от меры роскоши и богатства; 5) в мышлении у людей: ставка на анархию, иронию, неопределенность, негативное отношение к прошлому, смещение и уравнивание святого и греховного, высокого и низкого; 6) в России провозглашение гласности и бесцензурности породили смакование тайных пороков людей, лагерную тематику, антисоветизм, пропаганду всего западного, дискредитацию советской истории. 7) игра, случай становятся мировоззренческими доминантами в жизни и в культуре. Всё превращается в игру: бизнес, политика, отношения между людьми. Развлекательное шоу типа «Счастливый случай», стали символом культуры, а серьезное отношение к жизни стало восприниматься как проявление шизофрении. 8) в искусстве происходит отказ от разумного, логического, попытки описать зыбкое, расплывчатое, раскрепощение подсознательного. В таком стиле работали отчасти кинорежиссер Андрей Тарковский и художник Михаил Ромадин. 9) отказ от реализма и опоры на национальные традиции становится модными. 10) искусство становится элитарным, т.е. понятным лишь избранным.

Противоположным как массовому, так и элитарному искусству является творчество Ильи Сергеевича Глазунова, главная черта которого патриотизм, интерес к русской истории и судьбе России в наши дни. Он один из немногих, кто не побоялся посвятить своё творчество столь непопулярным в ХХ веке темам. Художник считает, что в настоящее время русских людей пытаются лишить памяти, своих национальных корней, чувства собственного достоинства, исторического самосознания. Народ без истории - как ребенок без родителей, который начинает всё сначала; об этом же писал и великий русский — писатель и историк Николай Михайлович Карамзин: « История есть в некотором смысле священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль правил, завет предков к потомству, изъяснение настоящего и пример будущего» («История государства Российского»). Каковы же национальные особенности нашего народа и наших предков?

Говоря о славянах, историк Карамзин отмечает их характерные черты — мужество, вольнолюбие и простодушие, деятельный характер, выносливость и неутолимость. Презирая непогоды, свойственные климату северному, они сносили голод и всякую нужду, удивляя греков своею быстротою; с чрезвычайной легкостью всходили на крутизны, смело бросались в опасные болота и глубокие реки. Думая без сомнения, что главная красота мужа есть крепость в теле, сила в руках и легкость в движениях, славяне мало пеклись о своей наружности, они не знали ни лукавства, ни злости, хранили древнюю простоту нравов, обходились с пленными дружелюбно и назначали всегда срок для их рабства, отдавая им на волю или выкупить себя и возвратиться в отечество, или жить с ними в свободе и в братстве. Столь же единогласно хвалят летописцы общее гостеприимство славян, редкое в других землях и доныне весьма обыкновенное во всех славянских. Вселенная, Родина, Мать — это символы великого женского начала у наших предков, семья и любовь к Родине священны. Славяне всегда считали общину единственно справедливой формой общества и государства. А потому интересы Родины всегда стояли выше интересов отдельного человека. Самобытность России как евразийской цивилизации определили общественный характер, единство личности и сильного государства, движение этой общинности в сторону соборности, в которой объединяются единство, коллективизм и свобода личности. Именно коллективистская или соборная душа русского народа отвергает эгоизм и индивидуализм, свойственные западному и американскому мышлению. Истоки русской духовности - в глубокой древности, отстоящей от нашего времени на 3-4 тысячелетия. У наших предков — славян уже тогда был культ труда и правды, культ женщины и культ родной земли. Русский философ 1 половины ХХ века Иван Александрович Ильин подчеркивает органическое единство России: в религии, так и во всей культуре русский народ творил и дарил, а не отсекал и насиловал и оказался ведущим и правящим естественным и мирным путем; он всегда был народом- защитником, а не угнетателем.

Пространства евразийского континента сформировали особый дух России и дух русского народа, в котором преобладают ценности духовные над материальными интересами, и особо значим поиск личностью правды, справедливости, смысла жизни человека на Земле, всеединства, соборности, общего дела, готовности к самопожертвованию в защите Родины, за «други своя», как раньше говорилось.

Великорусский этнос сформировался из части русского, финно-угорского племен и тех кочевников, которые пришли во время татаро-монгольского нашествия и ига.

Психолог И.С. Кон писал, «чтобы понять характер народа, нужно изучать

прежде всего его историю, общественный строй и культуру: индивидуально-

психологические методы здесь недостаточны. Две противоположные тенденции — западная и восточная - весьма существенно повлияли на формирование русского национального характера. Н.А. Бердяев считал, что на его формирование влияют природные и исторические факторы, а проявляется он не только в нравах, поведении, образе жизни, культуре, но и в судьбе нации и государства.

В своей работе «Характер русского народа» Н.О. Лосский отмечает в качестве основных качеств русского человека свободолюбие, могучую силу воли, доброту и талантливость. В качестве ценности свободолюбие вырабатывалось русской культурой в обстановке постоянной внешней опасности. Татаро-монгольское иго, польско-шведская интервенция в XVII веке, нашествие Наполеона, грозили потерей независимости русскому

народу. Мужественная борьба с интервентами воспитывала у населения страны патриотизм и свободолюбие.

Крепостное право и самодержавие не превратили русского крестьянина в раба. Пример тому - русское казачество, которое возникло как результат бегства смелых, предприимчивых людей, ищущих свободы от помещика и государства. Вольнолюбивые русские люди освоили обширные земли Сибири и севера России. Суровая жизнь русского человека воспитывала в нём глубокое уважение к сильной воле, упорству в достижении

цели и бурным эмоциональным переживаниям. В.О. Ключевский отмечал, что «жизнь в суровых природных условиях приучила великороссов к чрезмерному кратковременному напряжению своих сил в летний период для выращивания урожая, великоросс привыкал работать скоро, лихорадочно ‚ а потом отдыхать в продолжительный, вынужденный период».

Находясь между двумя культурами ‚ Западной и Восточной ‚ и впитывая их, Россия объединила восточное подчинение индивида родовому клану, общине и западный индивидуализм, уважительное отношение к личности. Эти два культурных начала были синтезированы в идее соборности. Соборность предполагает нравственную общность коллектива, подчиненную интересам церкви, религии. Длительное время в систему ценностей русской культуры официально включались «православие», «народность» и «самодержавие». В истории России православие сыграло исключительно большую роль.

Оно сплачивало людей в борьбе с татаро-монгольским игом. Защита «святой Руси» от «поганых» всегда была делом чести и славы.

Психологи отмечают и другие черты великорусского национального характера. Например, большинство русских людей — это люди крайностей; Они не останавливаются на середине, как и нация в целом. Они склоны переступать через сиюминутные обстоятельства и судить о вещах с точки зрения вечности. Русские терпеливы и терпение у них кажется безграничным и преодолевает почти всё. Но обратной его стороной является русский бунт

— бессмысленный и жестокий. Таким образом, русскому менталитету присущи:

1) стремление к коллективизму, к взаимопомощи, к опоре на общину, к милосердию, общественные интересы выше личных;

2) стремление к социальной справедливости и равенству; высшая ценность — равенство, а не индивидуальная свобода;

3) традиция подчинения человека государству и ожидания от него гарантий

обеспечения благоденствия и порядка;

4) склонность к аскетизму, ограничению материальных потребностей, православные христианские традиции;

5) противоречия между долгим терпением, послушанием и кратковременными приступами бурного протеста, бунта, анархии, стихийности, непредсказуемости поведения;

6) противоречия между трудолюбием и небрежностью, неорганизованностью в работе;

7) вера в великую миссию русского народа, поиск абсолютного добра,

справедливости и смысла жизни, правдолюбие;

8) борьба в русской душе восточного и западного начала;

9) эмоциональность, интуитивность, непредсказуемость поведения, направленность на будущее;

10) непрактичность, мечтательность, созерцательность, идеализм мышления;

11) выносливость, мужество, стойкость.

«Творить добро» лежит в основе русской духовности, моральных поисков наших предков и так называемого русского космизма — особого мировосприятия и мировоззрения. Главным его духовным стержнем является забота о целом - забота о Земле, биосфере, космосе с соответствующими требованиями к цельности знания духовного мира человека.

Космическое сознание, по Владимиру Соловьёву «ставит человека в определенное отношение к целому мировому процессу». Речь идет о Всеединстве человека, человечества и Вселенной, за которым стоит гармония Творчества Человека и Творчества Природы.

Категория синтетичности мироотношения человека в русском космизме

реализуется в учениях «О соборности и соборной личности» (Хомякова А.С. и Соловьёва В.С.); категории любви и красоты — в учениях Кропоткина П.Н. и Рериха Н.К; категории цельности бытия, всеобщего сознания - и всеединства в учениях Чаадаева П.Я. и Соловьева В.Е., а также в сферных учениях русского космизма: «Об интеллектосфере» Фролова Н.Г., «Антропосфере» Анучина Д.А., «Психосфере» Чижевского А.Л. и «Ноосфере» Вернадского В.И. как особой стадии развития биосферы, в которой происходит синтез биосферы и совокупного человеческого разума. Суть этого учения в том, что наша планета активно реагирует на человеческое бытие и за безнравственное существование может ответить разрушительными геодинамическими или технологическими катастрофами или даже гибелью человеческой цивилизации. Об этом же нам говорит творчество Ильи Сергеевича Глазунова. Наиболее впечатляюще особенности

таланта художника проявлялись в его творениях, составивших триптих «Мистерия ХХ века», «Великий эксперимент» и «Вечная Россия». За последнее время сдвиг в возрождении русского национального самосознания оказался столь велик, что стало возможным публично вспомнить и положительно отнестись даже к таким фактам отечественной истории, упоминании о которых ранее допускалось только в презрительном тоне. Например, о православии, самодержавии.

В процессе разрушения всех основ и структур православная вера русского народа подвергалась наиболее жестокому и чудовищному глумлению, когда в иные периоды быть верующим означало почти что быть приговоренным. Но истребить веру так и не удалось. Народ устоял, и более того, всё отчетливее становится осознание, что возрождение почти повернутой во прах России в национально-самобытном виде возможно лишь при возрождении её святынь. А православие длительное время почиталось русским народом именно как святыня. Прошедшие десятилетия оставили после себя сокрушительную разруху не только в экономике, но и в человеческих душах. В задаче «восстановления святынь», которая встает перед русскими людьми, особенно важно понять, что речь тут идет не о воскрешении каких-либо внешних форм жизни или быта, а именно о возрождении душ. Стоит ли говорить, что в решении этой судьбоносной для России задачи огромная роль принадлежит искусству. Илья Глазунов с самого начала был и остаётся творцом искусства благодеяния потому всё сильнее тянутся к нему люди. Подобное узнавание самоценности личности принадлежности к великому народу с его многовековой историей происходит при каждой встрече с картинами Глазунова. Он не изображал советский людей, героев строителей социализма, он рисует русского человека с его мечтами и сильно выплескивающимися чувствами, извечную Россию с её огромными просторами, медленно текущими реками и монастырями. Какие же проблемы волнуют художника? Самая главная — это проблема человеческого бытия и, в частности, одолеет ли человечество темные силы зла? С этой позиции и следует рассматривать трактовку художником — известного библейского сюжета «Возвращение блудного сына».

Нравственный пафос этого произведения заключается в утверждении неизбежности возвращения человека, познавшего глубину трагических противоречий ХХ века, к истокам истиной духовности, воплощенной в лучших представителях народа и созданных ими бессмертных творениях, подобных русской иконе. Что в первую очередь бросается в глаза на этой картине? Это обилие человеческих пороков, изображенных схематично, но с достаточно понятным смыслом. Контуры валяющихся на столе людей рядом с рюмкой однозначно символизируют получившее большое распространение в обществе пьянство людей со всеми вытекающими из этого последствиями (разврат, небрежное отношение к земле, праздное отношение к жизни) и, как следствие этого, - разорение экономики, деревень. Об этом говорит покосившийся полуразрушенный деревянный дом с заколоченными окнами. Не все осознают трагичность этого явления, хотя не мешало бы

задуматься, что с исчезновением деревень современных людей ждёт голодная смерть. Не случайно в левом углу картины мы видим и двух разжиревших свиней. Возможно, они символизируют собой и наш образ жизни, и стремление к материальному достатку в ущерб духовности. Животный мир всегда жил по звериным законам и принципу «выживает

сильнейший», но ‚ к сожалению, так стали жить и люди, не понимая того, что сами могут себя уничтожить. Возможно, предостережением об этом является изображенная на тарелке отрубленная голова человека, рядом с разлившимся красным вином. Ещё с древних времен цвет мог трактоваться как символ. Символика цвета опирается на возможные ассоциации: красный — цвет крови, Христа и мучеников. У Гоголя красный — символ беды, зла, войн,

пожарищ, смерть. Доминирование красного цвета предвещает как бы «неслыханные перемены. невиданные мятежи» (А.Блок).

В картине «Возвращение блудного сына» очень много ярко-красного цвета. Не случайно он сосредоточен именно в той части картины, где изображены события ХХ века. По- разному можно объяснить причины происходящего в

нашей стране. Глазунов считает одной из них революцию 1917 года, потому что большевики хотели построить новый мир и новое государство, отрицая предшествовавшие традиции, идеалы и святыни русского народа, именно потому, наверное, художник изобразил по другую сторону стола фигуру Ленина в достаточно зловещей ухмылке и непривлекательном облике. Глазунов считает, что нельзя отрицать всё в предшествующих эпохах. Россия в своей истории имела не только факт позорного крепостничества и

жестокость отдельных царей, но и богатую духовность, которую представляют на картине в верхнем левом углу лица: Суворова, Чайковского, Петра I, Сергея Радонежского, Князя Олега, Серафима Саровского, Пушкина, Достоевского, Гоголя, Ломоносова, Рахманинова, Шаляпина. Каждый из низ внёс весомый вклад в дело процветания нашей Родины.

Картина названа «Возвращение блудного сына», разумеется, иносказательно. Я думаю, её смысл в том, что в настоящие дни лишь немногие понимают у черт какой катастрофы мы стоим, что спасению людей может способствовать пропаганда не жестокости, насилия и праздного образа жизни, а всем известных христианских ценностей: почитание предков ,милосердие, сострадание, забота о ближнем как о себе самом. Иконописный образ на полотне является символом древнерусского искусства, в котором отразился идеал времени, переросший свою эпоху и оставшийся навсегда призывом к вечному миру и братскому единению нации. В дни празднования юбилея 1000-летию крещения Руси Глазунов представил картину «Вечная Россия», как бы обобщившую его творчество. Глазунов хотел выразить в ней образ России, её народа в контексте мировой истории.

Художник ставит перед собой задачу — явить лицо России, её народа и показывает нам это очень своеобразно. Он считает, что лицо России не может открыться в одном поколении, современном нам. Как же полнее ответить на вопрос: где лицо России? Оно в золотистых колосьях её нив, в печальной глубине её лесов, в кроткой мудрости души народной, в звуках Глинки и Римского — Корсакова, в поэмах Пушкина, в эпопеях Толстого, в сияющей народной иконе, в синих глазах угличских церквей. Всё это запечатлено на картине «Вечная Россия».

В левом верхнем углу мы видим могучую горную вершину. Это Хараити- священная гора ариев, древних предков славян. Рядом с ней у вод реки, символизирующей путь «из варяг в греки» ‚ - группа храмов: храм св. Софии в Константинополе, храм св. Софии в Новгороде и Киеве. А на фоне голубого неба вздымаются черные дымы, напоминающие о суровых испытаниях, пережитых ариями, затем славянством и Россией на многовековом историческом пути. В центре левой части картины возвышается фигура св. апостола Андрея Первозванного, просветителя скифов и Новгорода и Валаама. Рядом с ним княгиня Ольга, принявшая христианство в 957 году, русские князья и духовные лица, с именами которых связаны наиболее важные события в процессе утверждения христианства и государственности на Руси вплоть до татаро- монгольского нашествия. Период ордынского ига запечатлен в волнующем символическом образе в левом нижнем углу картины. На поверженных наземь телах русского князя и его сына пирует торжествующий властитель Золотой Орды. Его добыча - плененные жена и мать князя выставлены в качестве товара на невольничий рынок... Ряд фрагментов картины напоминает о важнейших событиях и деятелях периода национального возрождения, какой является Куликовская битва. Мы видим вершину древнерусского искусства — Рублёвскую « Троицу», образа преподобного Сергия Радонежского и Дмитрия Донского, вынесенные в первый ряд наиболее выдающихся подвижников земли Русской, а вверху, по линии стрелы, вонзившейся в «Троицу» - поединок инока Пересвета с золотоордынским богатырем Челубеем и обелиск, воздвигнутый в честь победы на Куликовом поле. Центральная часть полотна отражает путь России от времен освобождения от ордынского ига до октябрьской революции 1917 года. Он представлен в виде всенародного крестного хода, начинающегося у Кремля и олицетворяющего главный смысл народной жизни, определяемой православием. Среди участников крестного хода мы узнаем образы великих молитвенников, до сих пор освещающих наш путь – Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Иоанна Кронштадтского, а также российских монархов, прославленных полководцев, учёных, деятелей культуры. Сергий Радонежский в самое тяжкое время примером своей жизни поднял упавший дух народа, пробудил в нём доверие к себе, веру в своё будущее. Вторым после Сергия Радонежского в народном сознании стоит имя преподобного Серафима Саровского. Он предрёк великую смуту на Руси и духовное возрождение Отечества после тяжких испытаний. Одним из ближайших по времени к нам молитвенников был отец Иоанн Кронштадтский, чудотворец, религиозный мыслитель, страстный обличитель надвигавшегося на Россию зла, человек негромкого происхождения, ставший духовником царя, основатель многих монастырей, церквей, благотворительных заведений, снискавший поистине всенародную любовь. Введение этого образа в картину было актом высокого гражданского мужества со стороны художника, ибо имя Иоанна Кронштадтского в черных большевистских списках занимало одно из первых мест. Нельзя не заметить, что в ряду выдающихся подвижников земли Русской, канонизированных церковью и выведенных художником на самый первый план, центральное место занимает Ф.М. Достоевский. Символично, что перед его фигурой предстоят образы крестьянской девочки и царевича Алексея, кровью которого обагрены руки большевиков, что заставляет вспомнить известные рассуждения великого писателя об аморальности такого процесса, который оплачен ценой даже одной слезиночки ребенка. Практически то же самое можно сказать и по отношению ко многим другим образам выдающихся деятелей русской истории, впервые появившихся на картине Глазунова.

Глубокую и необычную разработку получила в картине такая большая тема, как интеллигенция и Россия. Мы знаем, что лучшие представители творческой интеллигенции немало сделали для процветания и прославления отечества. Но многие оказались среди тех, кто подбивал на смуту, подстегивал революционный разрушительный процесс . Так на полотне особняком от общей массы персонажей выделяются фигуры трех известнейших писателей — М. Горького, поэта В. Маяковского и Льва Толстого. Образ последнего писателя особо примечателен. Он изображен в позе зовущего за собой первооткрывателя нового пути, но ведущего в другую сторону от того, по которому веками двигалась Россия. И не случайно его призыв остался как бы не услышанным истинными духовными` водителями, а эффективный энергичный жест оказывается мертвым, лишенным духовной энергии. А куда зовет Толстой — объясняет его главный философский тезис, выписанный на фоне масонской атрибутики. Столь неожиданная трактовка образа Толстого вызывает у публики состояние, близкое к шоку. Поэтому хотелось бы дополнить сказанное несколькими мыслями. Илья Глазунов неоднократно разъяснял, что полностью признает писателя Льва Толстого гением русской литературы. Но, тем не менее, не может согласиться с рядом проповедовавшихся им идей, как не соглашались с этим и другие деятели национальной культуры, что выражено в образе на картине.

К чему привело Россию недостаточное сопротивление злу силою мы видим в

третьей, правой части картины, отражающей революционный и послереволюционный период истории России. В верхней ее части пылает кровавое зарево революции, на фоне которого высвечиваются известные символы Петербурга-Петрограда, заполненного фантастичной массой народа ниже — фрагменты, повествующие о гражданской войне, похоронах Ленина. Далее — разгул террора: конвоир с собакой, переполненный концлагерь, за колючей проволокой которого закончился жизненный путь лучших представителей многих наций и сословий, а на воле гибли от неоднократного инсценированного голода десятки миллионов людей. По заметаемым пургой трупам мчится тройка лошадей, в возке которой восседает Сталин, а также психически сломленный гармонист- красноармеец Павлик Морозов. Над этими «ездоками» возвышается фигура Троцкого, демонстрирующего добычу — царскую корону. Соединение Сталина и Троцкого в одном экипаже многим кажется странным. Но на этот счёт существуют и другие мнения. Например: известные писатели Пришвин, а затем В. Белов утверждают, что главным троцкистом является Сталин. Он разгромил Троцкого организационно как соперника личной власти. Выше мы видим фрагменты картины, относящиеся к периоду индустриализации, военным и послевоенным годам, наконец, к началу новейшего периода истории - периода перестройки. В ряду объектов выделяется высвеченная лучом

прожектора «Авроры» башня Татлина. Над творением перестройки зависла луна, которая у ариев считалась объектом темных, злых сил. Изображение её на картине можно трактовать, что над Россией, её народом и человечеством в целом нависла опасность. В чём же она заключается? Она и в том, что мы забываем свои традиции, свою историю, своих героев, теряем свои самобытные национальные черты. Это проявляется и в том, как мы одеваемся, насколько знаем свой язык, свою культуру «Мы русские, не любим своё, родное, у нас есть какое-то глубоко обидное свойство стыдиться своей «одежды» (в широком смысле слова), мы всегда стремимся скинуть её и напялить на себя хотя и «поношенный», но обязательно чужой пиджачок» (так говорил художник Борис Кустодиев). Это сказывается на том, какими становятся наши города. В этом русле следует понимать и картину Глазунова «Град Китеж».

В каждой национальной культуре всегда есть кровная связь с народными преданиями. Они позволяют настроиться на волну своей Родины и истории своего народа. Легенда о граде Китеже — одна из них. В её основе — трагические события, связанные с нашествием на Русь многочисленных орд Хана Батыя. Сказочно богатый и красивый град Китеж погружается в чистые воды озера Светлояр, чтобы стать недоступным для врагов и невидимым. Он продолжает существовать, но в него могут войти только чистые сердцем и сильные духом люди, которым дано увидеть красоту мира; для злых жестоких и лживых Китеж недоступен и скрыт от глаз. Для многих поколений он стал символом чудесно преобразившейся природы и веры в непобедимость русского духа и добра. Образ Китежа, как олицетворение народной легенды о чудо — городе, воплощение национального идеала красоты выступает здесь в контраст с мрачным однообразием современных домов — коробок, «машин для жилья». Художник протестует против вымывания из среды современных городов - оставшихся ещё островков «старой» культуры, соединяющих человека с исторической жизнью своего народа. Для Глазунова сохранение своих национальных святынь было и есть очень важная задача.

Каждое поколение вкладывает свой смысл в понятие «святое» или «святыни». По словарю Ожегова «святое» - это исключительное по важности, очень дорогое, почитаемое многими людьми. Я провела опрос среди своих сверстников по вопросу: «Что для вас является святым?» (опросила 25 человек). Результаты оказались следующими: 9 человек-

затруднялись ответить на заданный вопрос; 7 человек - назвали родителей, не зависимо какие они, ведь именно они дают нам жизнь, родственников, место жительства; 3 человека — ответили, что святое-это, наверное, церковь, ведь религия помогает сохранить нравственность, предостерегает от пороков ‚а оставшиеся 6 человек ответили, что свято для них то, что сотворено ради блага людей, например, памятники, книги, музеи. Это прекрасно, что на земле есть такие чудные уголки, где душа отдыхает и одновременно

заряжается новыми силами и знаниями. Я с ними согласна, но лично для меня святынями являются ещё и те места, где русские воины проливали свою кровь ради нас, чтобы мы могли спокойно жить без страха и ожидания беды. Я думаю, что иногда встречаются и «святые» люди, то есть безгрешные люди, хотя и очень редко. Но, конечно, я назвала бы их не «святыми», а просто добрыми, отзывчивыми, вежливыми, человечными. Бывают и

святые традиции, праздники, такие как Пасха, Рождество Христово, Троица, венчание в церкви или просто свадьба.

Какие же выводы можно сделать, ознакомившись с картинами Ильи Глазунова?..

В творчестве любого художника заключено, в первую очередь, его мировоззрение и мироощущение. Можно согласиться, а можно и не соглашаться со взглядами Глазунова на историю и его оценкой произошедших в нашей стране событий, но что совершенно невозможно, так это оставаться равнодушным к тому, что изображает художник.

Воскрешая в памяти имена великих людей и страницы истории и, делая это самобытно, ярко, он заставляет думать, спорить, переживать и гордиться своим народом и Родиной. В ХХ веке в мире возникло множество новых имен и разнообразных течений в искусстве. Но никто иной, а именно он, Илья Глазунов, признан самым посещаемым художником мира; ему заказывали портреты даже многие президенты зарубежных стран. В чем же причина такой популярности его у зрителей? Изучив многие репродукции картин Глазунова, я пришла к следующему выводу: главное их достоинство- это духовность; о чем бы ни писал художник, он заставляет переживать; в его картинах можно прочесть и любовь к людям, и ненависть к врагу, и тревогу за будущее. Оставаясь глубоко национальным, русским художником, он говорит в своем творчестве о проблемах общечеловеческих, которые всегда будут волновать людей независимо от того, в какой стране они живут. Глазунов направляет наш ум далеко от личных сиюминутных проблем к тому, о чем нельзя забывать: своей связи с прошлым и Родиной. Современный темп и характер жизни совершенно не способствует тому, чтобы предаваться воспоминаниям и размышлениям о сути русского

характера и души. И я раньше тоже редко задумывалась об этом. Работа над темой позволила мне узнать много нового о своих предках славянах, какими они были и что в жизни ценили. Картины Глазунова несомненно способствуют пробуждению самосознания русских людей, сохранению национальной самобытности, осознанию себя малой частичкой великого народа. А это очень важно, так как без веры в свои силы и свой народ трудно строить будущее.

Литература:

1. «Илья Глазунов. Альбом» М., Изобразительное искусство, 1994 г.

2. Культурология: Учебное пособие / Под ред. проф. Г.В. Драча. - М.: Альфа-М, 2003. - 432 с.

3. Садохин А.П. История мировой культуры. М.: Юнити-Дана, 2020. – 975 с.

Просмотров работы: 195