Загадки искусства русского авангарда - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Загадки искусства русского авангарда

Федина А.М. 1, Третьякова О.П. 1
1Барабинский филиал ГАПОУ НСО "НОККиИ"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Тема моей исследовательской работы - « Загадки искусства русского авангарда на примере творчества Василия Кандинского и Казимира Малевича». Я выбрала эту тему, потому что искусство авангарда не даёт привычных готовых знаний о том, что есть добро, а что зло? Что красиво? Что безобразно? Оно не имеет однозначных оценок, провоцирует на поиск, открывает большие возможности для исследования малоизвестного нам нестандартного творчества. Искусство ХХ века многолико, парадоксально, вызывает недоумение и споры не только у обычных зрителей, но и у искусствоведов.

Авангард - это плод исканий непримиримой интеллигенции,

мечтающей о свободе мысли, творчества, самовыражения. Дословный перевод этого термина- « передовой отряд». Авангард сторонился всего, принявшего характер нормы, всего традиционного. Он даже отвергает постановку проблемы качества и провозглашает художественную деятельность открытой для всех, а не только для профессионалов.

Но если нет проблемы качества как оценки художественного произведения, то невольно возникает вопрос: как же тогда можно воспринимать авангардизм в целом? Как оценивать его значение? По мнению Василия Турчина, возможны два критерия при оценке искусства модернизма. Первый: оценка качества идей, предлагаемых для реализации. Если идея перспективна для собственного развития авангардизма, она и качественна, эксплуатируется достаточно долго. Второй критерий: возможность определить масштаб деятельности определённого мастера по степени её универсальности в зависимости от того, в каких областях творческой деятельности выразил себя художник.

Авангардисты своим творчеством стремились дать человеку новыйопыт, расширить границы его мышления, открыть взору иные миры, спровоцировать на изменения в сознании. Но это им не всегда удавалось.

Авангард труден для понимания. Во многом это объясняется тем, что он запрограммирован на непонимание, его могли понимать

только сами создатели, да и в этом полной уверенности нет. «Разговор о тайном с помощью тайного. Разве это не содержание?»- писал основатель абстракционизма Василий Кандинский.

Иногда можно услышать, что первая абстрактная картина появилась в 1883 году, когда французский художник Альфонс продемонстрировал картину « Девушки под снегом», представляющую собой натянутый на подрамник лист чистой бумаги. Но, безусловно, эту работу, можно считать скорее шуткой, чем картиной, открывающей новую эпоху в эстетическом мировосприятии. К числу подлинных новаторов в создании нового художественного языка ХХ века по праву относят русского художника Василия Кандинского (1866-1944). Он не только изобрёл абстрактное искусство, но и смог придать ему масштаб, цель, объяснение и высокое, качество. В. Кандинский поставил перед собой цель - «выразить невыразимое», и считал, что лучше всего он сможет это сделать методами нефигуративного, то есть беспредметного искусства. Свои произведения он называл импрессиями, импровизациями или композициями, что соответствует степени отхода от изображения реального мира в его картинах. В ранних сочинениях- «импрессиях», - мир ещё узнаваем, просматриваются дома, дороги, явления природы. Поражают лишь краски, которыми этот мир отображен; они густые и не соответствуют цвету предметов и явлений реальной действительности. Такова его картина: «Мурнау Кохлгруберштрассе» 1909 года.

Мы видим дорогу, которая раскрашена в цвета: синий, жёлтый, зелёный, фиолетовый. Это нельзя встретить в обычной жизни. Дом раскрашен в темной палитре, который сливается с тёмным небом, рядом с домом чёрное дерево.

На следующем этапе творчества Кандинского, когда создавались «импровизации», происходит более активное переосмысление видимого мира, высвобождение интуитивного, а также синтез фантастического и реального. Таковы картины « Георгий Победоносец» или « Озеро». В них узнаваемы отдельные фигуры и элементы, но уже непонятна логика происходящих событий. В картине « Озеро» мы можем догадаться, что перед нами вода, земля, небо, очертания лодок с вёслами.

Но что за мрачные краски и зловещее освещение? Откуда оно? Что здесь происходит? Картина не даёт ответов, она лишь навевает мрачные настроения и смутную тревогу. На последнем этапе творчества, в композициях, - полная абстракция: остаются одни пятна и линии. Они не подлежат дословной расшифровке.

Кандинский предостерегал критиков и зрителей от разгадки смысла его произведений по принципу прямой аналогии или ассоциации, стремился сохранить тайну и любил, как он выражался, говорить о ней « языком самой тайны».

На этой стадии творчества Кандинский испытывал сильное воздействие учения Гёте о цвете. А Гёте считал, что цвет подобен

воздействию звука, он изображает духовное начало без какой- либо предметности. Кандинский разделял точку зрения, что красный цвет выражает наивысшую энергию, синий - даёт чувство покоя и некоторого тоскливого настроения, жёлтый - придаёт болезненный характер, иногда вносит сильное напряжение.

У разных художников нет единого мнения в вопросе эмоционального восприятия красок, но почти у всех цвет рассматривается как выразитель богатого спектра человеческих чувств, настроений. В ХХ веке стали появляться картины, рассчитанные на медитацию. Цвет стал приобретать небывалую ранее самоценность. В живописи Кандинского красочные пятна и линии образуют сложнейшие сочетания. Среди них можно уловить часто повторяющийся мотив молний разного цвета, стремительно мелькающих зигзагами по полотну. Это вносит напряжение в его картины. «Пропустить формы через катастрофу»- одна из задач художника, характеризующая метод Кандинского. Если раньше художники пытались отразить в живописи то, что окружает человека, то Кандинский попытался создать в своём творчестве новые миры. В них нет статики, нет никакой устойчивости: контрастные пятна и линии вращаются, вновь образуются. Именно так художник представлял себе зарождение новых жизней. Многие Композиции Кандинского вызывают ощущение раскрывшейся перед нами, бесконечности Вселенной, в которой происходят какие-то активные непонятные процессы, преобразующие хаос в новое состояние. Такова его знаменитая «Композиция VI».

На бурном фоне этого полотна трепещут дрожащие от напряжения диагонали. Вокруг белого пятна, композиционного центра картины, клубятся и разлетаются, как от взрыва разнообразные абстрактные формы. Сочетание светлого и фиолетового центра с мрачными темно — синими красками по краям полотна, их нервная пульсация настраивают на трагические размышления и эмоции. Сам Кандинский связывал « Композицию

VI» с ветхозаветным всемирным потопом. А многие современники художника восприняли это творение, как предвидение всех трагедий ХХ века.

Новаторские поиски в области художественного творчества

п родолжил его соотечественник и друг Казимир Малевич (1878-1935).Его стиль произведений выработан в процессе осмысления и переосмысления кубизма под влиянием национальных традиций. Во многих композициях Малевича ощущается отдалённая связь с обобщёнными образами древнерусских фресок и лубка. Их объединяет упрощенность форм, плоскостность и яркая раскраска. Примером такого творчества Малевича может служить его картина «Девушки в поле».

Перед нами три безликих персонажа без лица и детальной прорисовки фигур, раскрашенных очень странно. С моей точки зрения это олицетворение прошлого, настоящего и будущего. Прошлое окрашено в более светлые тона, так как всё в прошлом, всё забыто; настоящее видится в тёмном, пугающем цвете; в будущем присутствуют и тёмные, и светлые, так как мы не знаем, что нас ожидает. Чередование светлых и тёмных полос означает, то взлёты; то падения.

Художественные опыты Малевича подвергались резкой критике, но, невзирая на это, сохраняли свою притягательность в течение всего столетия. Всему миру известен его белый и чёрный квадраты. Малевич гордился, что в этих картинах «свёл к нулю» все формы, краски и структуры и создал «ничто». Такое до него никто не смог придумать. Парадоксально, но как раз из-за лаконичности средств эта работа очень выразительна, многозначительна и даёт простор всяким домыслам. Чёрная геометрическая фигура квадрата на белом фоне — монументальна, устойчива, молчалива, тожественна и таинственна. Может быть это окно во Вселенную? Ведь недаром Малевич считал себя «председателем мирового пространства». Может это знак нового учения или религии? Символ вечности? Символ смерти? Или «пустота, которая есть возможность появления всего?» До сих пор нет однозначного ответа на то, что есть «Чёрный квадрат». Каждый видит в нём что-то своё. Малевичу удалось сделать то, что не смогли сделать многие великие люди: остановить зрителя возле своей картины и заставить задуматься. Недаром художник, первоначально поставив название « Гибель солнца», впоследствии вычеркнул его, поскольку это ограничивало бы наше восприятие, конкретизировало бы мысль, и нам бы нечего было додумать самостоятельно.

На исходе ХХ века многими людьми «Чёрный квадрат» Малевича воспринимался, как образ « чёрной космической дыры», втягивающей в своё нутро целые государства и народы, то есть как выражение пессимизма в мироощущении людей в конце ХХ века.

Художник поставил последнюю точку на пути движения искусства «влево», ему удалось создать самую абстрактную картину, и уже никто никогда не сможет придумать что-либо подобное или превзойти его. Малевич писал: « Я счастлив, что лицо моего квадрата не сможет слиться ни с одним мастером, ни с каким временем».

Но на этом новаторские поиски в области художественного языка, содержания и формы у художника не закончились.

Чисто кубистский период Малевича длился относительно недолго (1913-1914) и предварял его геометрическую абстракцию супрематизм («высшее искусство»). Художником овладела идея создания «абсолютного искусства», искусства сверхличностного, то есть не зависящего от индивидуальных переживаний как зрителя, так и создателя. В таком творчестве предполагается отказ не только от предметного начала, но и от эмоционально-чувственного. По словам Малевича «супрематическая картина должна отображать раскрепощение художника из подражательного подчинения вещи и непосредственное изображение творчества». Что же мы можем увидеть на картине «Супрематизм»? Лишь ритмическое и цветовое сочетание диагональных линий и отдельных элементов на плоскости холста. В картине нет ни сюжета, ни узнаваемых предметов, ни каких-либо объёмов, ни какой-либо эмоциональной окраски. Композиция только рационалистична, умозрительна. Что же хотел передать в ней художник? Оказывается, что он стремился воплотить на полотне движение ‚ динамику, энергию, неподвластные законам, по которым существует материя.

«Низ — верх, тяжесть — лёгкость, время, пространство» — всё это совершенно не ощущается в его картине. В «Супрематизме» Малевича запечатлено нечто вечное, внеличное, бесстрастное. «Я пишу энергию, а не душу»,- высказывался художник. Его творчество — это следующая ступень в развитии абстрактного искусства. Но есть ли будущее у подобного творчества?

Создатель абстрактного искусства Кандинский считал, что

абстракционизм — это не только станковое искусство для музеев и выставок, оно может и должно быть использовано более у утилитарно: в дизайне разнообразных предметов быта и архитектуры. Ещё при жизни он создаёт несколько ‚эскизов, живописной росписи стен для художественного музея, расписывает фарфор, показывая, как органично вписывается абстракция в современную жизнь. Долгое время считалось, что абстрактное искусство — это пустая игра внешних форм, пренебрегающая содержанием. Подразумевалось, что художник, который не изображает узнаваемые предметы, не может передавать какое — либо духовное содержание. На самом деле абстракционизм строился на совсем иных основаниях. Художники искали возможность выразить свои мысли, мечты, идеалы не через изображение вещей, а другими средствами.

В живописи — через воздействие цвета, линий, форм. Аналогичные поиски в поэзии выражались в стремлении воздействовать не столько значением слов, сколько их музыкой, символикой, магией звучаний. Возможно они ошибались, полагая, что, не изображая объективный мир, можно достичь большей выразительности. Но я считаю, что творчество, как и мир, интересны своим разнообразием и самобытностью. А потому любое искусство имеет право на существование.

Литература:

Агратина Е.Е. История зарубежного и русского искусства XX века. М.:Юрайт, 2018. – 317 с.

Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История отечественной культуры. М.: Юрайт, 2017. – 488 с.

Кандинский В. О духовном в искусстве. М.: АСТ, 2018, 384 с.

Малевич К. Черный квадрат. Мир как беспредметность. М.: АСТ, 2019, 496 с.

Просмотров работы: 37